Анатолий Левенчук в программе Школы системного менеджмента выделяет четыре роли для созидателей-инженеров, меняющих мир к лучшему и, в целом, соответствующие им четыре роли менеджеров, развивающих организацию, которая меняет мир к лучшему. И если на них посмотреть, то можно увидеть, что они соответствуют четырем ролям развития общественной системы…
А в чем разница между "внешним" и "внутренним" миром организации?
Внутренний мир организации никому не интересен сам по себе. Все драйверы организации находятся вовне - это владельцы, сотрудники, поставщики, партнеры. В этом смысле менеджеры, улучшая процессы организации, тоже создают "внешние" продукты для этих стейкхолдеров. Сама же организация призвана лишь увязать интересы всех стейкхолдеров, достигая максимально возможной степени синергии между ними.
Сотрудники - они внутри организации, выполняют процессы. И есть много примеров, когда эти процессы начинают менять не для того, чтобы организация создавала лучший продукт, лучше удовлетворяла клиентов, а исходя из представлений о некотором совершенстве, каких-то идеальных представлений. Рефакторинг архитектуры софта потому что эти шаблоны "более правильные". Выстраивание процесса согласований документов, потому что "правильно всех заинтересованных спросить", без оглядки на продолжительность и стоимость процесса согласований, и так далее. Совершенствование процесса обучения исходя из представлений об идеальном процессе и идеальном поведении учащихся, без оценки результатов обучения.
Можно сказать, что это - еще и проявление дихотомии T-F у Майерс-Бриггс, а не только ось Результат-Процесс у Адизеса.