Стоит ли вести учет рабочего времени?

Стоит ли вести учет рабочего времени?

Вопрос учета времени работы программиста встает достаточно часто. Причины, заставляющие менеджеров об этом задумываться, могут быть достаточно разные. Специалист в области управления требованиями, проектами и soft skills Luxoft Training Вадим Качуровский расскажет, кому важно вести учет и как это помогает в работе.

Итак, приведем несколько причин почему все же нужен учет:

1. Существует требование на уровне организации вести учет рабочего времени и вообще «строго придерживать официального графика».

2. Менеджер Проекта имеет «склонность к паранойе» и хочет, чтобы все работали по 8 (а лучше по 10 часов, потому что он так делал в молодости). Как вариант у руководителя складывается ощущение, что сотрудники слишком много отдыхают, поздно приходят и рано уходят.

3. Модель контракта (Time and Material), при которой заказчик платит по реально отработанным часам сотрудника.

4. Матричная модель организации работы, где необходим учет времени – на какой проект и сколько отработал сотрудник. Или же просто сотрудник работает на несколько проектов.

5. Необходимо понять, на сколько наш процесс эффективен и работает правильно. Это некоторая разновидность пункта 2 с той разницей, что менеджеру интересно понять являются ли честными и адекватными те оценки, которые отдают заказчикам.

В зависимости от причин будет строиться и «система контроля времени».

Стоит ли вести учет рабочего времени?

Первую причину я предлагаю не рассматривать. На мой взгляд, требования к присутствию на рабочем месте четко в ограниченное время актуально только для сотрудников, работающих с клиентами. Работники ИТ-сферы в своей массе не являются людьми, работающими с клиентами.

Если же вам все-таки необходимо присутствие команды в офисе строго 8 часов по каким-то причинам, то либо постарайтесь им объяснить, чем это важно для общего дело. Либо будьте готовы к тому, что принцип работы станет: «я свои 8 часов сегодня отработал – встретимся завтра». Обычно, если организация ставит такие требования, то есть и механизм отслеживания.

Но в общем случае применение этой практики без разбора даёт низкую эффективность. Вторая причина сигнализирует о том, что руководитель неправильно построил управление проектом (вверенными ему разработчиками). Т.е. он не понимает сути оценки, не понимает текущего статуса задач и как мы вообще попадаем (или не попадаем) в обозначенный заказчику срок. Хотя, может быть и действительно это менеджерская паранойя на тему «вы мало работаете». Но в этом случае я бы сначала предложил разобраться – а есть ли проблема?

Третью и четвертую причину предлагаю рассмотреть вместе. Обычно, это требование относится не столько ко времени присутствия на работе, сколько ко времени суммарно отработанных часов и их правильному распределению между задачами. В данному случае у нас нет цели кого-то прижать или поймать на обмане. Поэтому мы вполне резонно можем попросить разработчиков списывать реально отработанные часы в системы трекинга задач (Jira/TFS или аналоги).

Причина достаточно веская – менеджер не может догадаться, сколько и на какую задачу вы тратите. Фокус смещается с контроля за общим количеством к правильному распределению часов. Разработчики обычно спокойно относятся к такому подходу, и по окончанию работы над задачами, часы списываются. Конечно, придется еще поработать над его надстройкой – будут забывать или списывать слишком мало. Но в целом этот процесс работает. Кроме того, этот подход со списыванием фактически отработанного времени можно использовать, когда вам необходимо проверить правильность процесса.

Таким образом, перейдем к пятой причине – контроль процесса. Опять же мы видим, что фокус ставится на проверку изначальной оценки или на проверку скорости работы команды. Правильно выстроенный процесс имеет в своем составе всегда цикл контроля, по результатам которого необходимо производить корректировку. И команда, при должном объяснении и постановке цели, не саботирует этот процесс, а поддерживает его. Механизм такой же, как и в предыдущем абзаце – системы учета задач.

В завершение хочется сказать, что процессы, безусловно, влияют на присутствие человека в офисе в то или иное время (например, при работе по SCRUM вам необходимо присутствие всех членов команды на ежедневном митинге и желательно в одном физическом месте). Но это не должно становится рычагом влияния на людей для достижения цели отработки 8 часов в день. Ведь наша основная цель – это удовлетворенный заказчик с системой, которая решает его бизнес проблемы, а не пресловутые отработанные часы.

33
9 комментариев

Вообще статью можно ужать до предложения "если основная цель - это удовлетворенный заказчик и рабочий продукт/услуга, то таймшиты не нужны. Если цель - освоить бюджет и отчитаться, тогда нужны".

8
Ответить

Если РП продал заказчику Х часов и больше заказчик не оплатит, тогда нужны.
То же, но в профиль:
Если проект по фикс-прайсу и нужно сохранить хотя бы минимальную маржу, тогда нужны.

Если переработки по часам оплачиваются, тогда... ну вы поняли )

Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Зачем же вы так позоритесь... мда. Тот вариант, когда лучше промолчать.

Ответить

Нужно просто просить разработчика экспертно оценить выполнение задачи в % и больше не ебать мозг. Результат по выполнению задачи покажет, можно ему доверять или нет.

Ответить