Целеполагание для «Репки», часть 1 (SMART, HARD, BSQ, PURE, FAST)

Привет, Togezzer в эфире! По собственной доброй воле знакомлюсь с десятью методами постановки цели вместе с персонажами «Репки», чтобы понять, чем методы отличаются друг от друга.

Вводные данные:

Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая. Самостоятельно дед вытянуть ее не смог и призвал на помощь домочадцев: бабку, внучку, Жучку, кошку и мышку. И это раньше (или в сказке) он мог их просто согнать зычным голосом на построение и принудить к труду; современный мир требует сначала забрифовать, в смысле «целеположить» команду. Так давайте же исследуем этот дивный мир целеполагания!

А начнем мы с вами с самого, пожалуй, известного метода. Встречайте...

1. Метод SMART

По слухам, метод родился аж в 1965 году, однако оформился в нечто более-менее удобоваримое только в 1981, а заявил о себе и вовсе в 1988 г. Аббревиатура расшифровывается в критерии «правильной» задачи или цели, то есть smart-овская цель должна быть:

Specific – конкретной (что именно нужно сделать, каким образом, зачем, кто отвечает за достижение);

Measurable – измеримой (какими метриками, способами оценки, целевыми данными можно определить успешность достижения);

Achievable – достижимой (цель действительно достижима в выбранной сфере, есть ресурсы и навыки или же известно, где и в каком количестве эти самые ресурсы взять и какие навыки потребуются);

Relevant – уместной, значимой (цель имеет смысл для команды/компании);

Time bound – ограниченной по срокам (указан срок/дедлайн для цели и/или есть понимание, сколько понадобится времени для достижения цели).

Поимка репки по SMART устами деда как лидера команды выглядит примерно так:

Выстроившись друг за другом от деда к мыши, прилагая максимум усилий, вытянуть из-под земли на поверхность гигантское растение семейства капустных, выросшее аккурат посередине двора и имеющее наземный «хвост» размером с небольшую елку, в срок до конца текущей недели.

Здесь есть конкретика и измеримость (описание корнеплода; указание, что и как с ним нужно сделать и кто именно должен это делать; в качестве «метрики успеха» выступает фрагмент «из-под земли на поверхность); достижимость (в распоряжении деда – силы всех домочадцев, как минимум, потенциально цель выглядит вполне достижимой, ничего сверхъестественного); уместность и значимость (созревшую репку в земле не оставишь; кроме того, она значима как источник питания и имеет материальную ценность, если дед решит ее продать). При постановке цели указан желаемый дедлайн – «до конца текущей недели», – а значит критерий ограниченности по срокам также соблюден.

Целеполагание для «Репки», часть 1 (SMART, HARD, BSQ, PURE, FAST)

2. Метод HARD

Метод появился в 2009 году. Считается, что он больше подходит для персональных целей; в компаниях используется для «целей верхнего уровня» – видения, миссии, стратегии на 10+ лет, – а также для индивидуального плана развития сотрудника.

Аббревиатура HARD диктует следующие признаки «правильной» цели:

Heartfelt — истинная, «прочувствованная сердцем» цель. Та, что вдохновляет, зажигает, будоражит; она не может быть навязанной («чужой»), возникшей по принуждению или «потому что так надо».

Animated — анимированная, «ожившая». Здесь подразумевается необходимость детальной визуализации цели: что именно произойдет со мной, с моей командой, окружением, миром, когда цель будет достигнута?

Required — действительно необходимая, по-настоящему важная. Цель, которая изменит жизнь «постановщика», команды, компании, других людей.

Difficult — сложная. Вызов себе и команде, выход на новый уровень развития – вот основная мотивация. Автор техники верил, что работа над трудной целью сама по себе делает человека/команду многограннее, возвышает над прежним опытом, даже если достичь задуманного не удалось.

HARD – это про изменение качества жизни, это не про количества. Главная роль отводится эмоциональной составляющей, поэтому и говорят, что в бизнесе такой метод подходит для постановки «высоких» целей, для лидерства и вовлечения команд; на уровне менеджмента предлагается сочетать HARD со SMART’ом.

В данном методе, как, вероятно, более ни в каком другом, важен бэкграунд цели, окружающий ее ореол вызова и драйва, плюс – определенный настрой команды.

… Перед дедом и его семейством уже словно бы и не репка, а магический меч из легенды – тот, который был погружен в камень (придавлен наковальней, застрял в горе, скрыт в древних стенах – нужное подчеркнуть), и завладеть им мог лишь самый достойный. Ее пытались вытянуть местные и захожие силачи и потерпели фиаско. Вытащить такое – это бросить вызов не только самому себе, но и всему миру, а вытаскивать совершенно необходимо, так как подобной громадиной можно будет накормить всех голодных в округе. И эта цель будоражит и вдохновляет, заставляет сосредотачиваться на результате и предвкушать его (визуализируя, конечно же), отправляя тактику достижения на второй план или дальше.

В общем, немножко из серии «Что тут думать – прыгать надо», хотя лично мне методика симпатична.

Формулировка цели по HARD в проекте «Репка» может быть такой: наконец-таки, извлечь на свет богатырских размеров корнеплод, чтобы насытить страждущих и тем самым немножко изменить мир к лучшему.

Целеполагание для «Репки», часть 1 (SMART, HARD, BSQ, PURE, FAST)

3. Метод BSQ

Простой метод, сформулированный в 2014 году в застенках Walmart:

Think Big – «думай масштабно». На этом этапе необходимо прописать конечную цель, которая должна быть большой и сложной.

Act Small – «делай маленькие шаги». Здесь нужно продумать и прописать как можно детальнее список действий, необходимых для достижения цели.

Move Quick – «двигайся быстро». Запланируйте дедлайн для каждого шага и приступайте к реализации.

Как видите из описания, методика предназначена для долгосрочных целей. Однако для чистоты эксперимента мы продолжим с проектом по извлечению репки. Репка вымахала до неприличных размеров, у деда с бабкой здоровье не айс, сил всяко меньше, чем в молодости; внучка – ребенок еще совсем, живность вообще практически не в счет, так что цель вполне себе большая и сложная. Условие соблюдено.

Проработка цели по BSQ в нашем примере могла бы выглядеть так:

Конечная цель – вытащить из-под земли огромную репу, в идеале до вечера сегодняшнего дня.

Список действий с дедлайнами для команды деда:

а) собраться во дворе возле репки не позднее 8.30 утра;

б) встать очередью за дедом на расстоянии 1-1,5 метра друг от друга, соблюдая последовательность: Бабка – Внучка – Жучка – Кошка – Мышка;

в) протянуть хвост от репки на манер каната так, чтобы каждый мог ухватить фрагмент зелени;

б) тянуть хвост-канат изо всех сил под устный счет деда;

в) продолжать вытягивание до 14.30, устраивая 2-минутные перерывы каждую четверть часа (ориентироваться по кукушке в настенных часах; ответственная за ориентирование – внучка);

г) в 14.30 замерить продвижение репки из земли для возможной корректировки тактики и дедлайна и разойтись на обед и отдых;

д) в 15.30 собраться возле репки для возобновления процесса или пересмотра тактических приемов;

е) и так далее, смотря по ситуации.

Целеполагание для «Репки», часть 1 (SMART, HARD, BSQ, PURE, FAST)

4. Метод PURE

Метод не слишком известен, и… слегка туманен. Вроде бы формула появилась в 2007 году в книге «НЛП для учителей: как быть высокоэффективным учителем» Ричарда Черчеса (Richard Churches) и Роджера Терри (Roger Terry), однако в сети встречается и вторая расшифровка аббревиатуры, отличная от той, что приводится в книге.

«Книжный» вариант правильной цели:

Positive – позитивная, сформулированная в виде позитивного утверждения (так, словно цель уже достигнута).

Under your control – под вашим контролем, т.е. строго то, что вы можете контролировать на каждом из этапов достижения. Пример хорошей цели – «Я пробежал марафон за 4 часа или быстрее», пример плохой – «Я попал в число 1500 лучших бегунов» (вы не можете контролировать, сколько людей будет участвовать в гонке, не можете знать заранее, каковы их возможности и навыки и т.п.).

Right size – правильного, подходящего размера. Хорошая цель не должна быть слишком сложной (недостижимой или достижимой, но ценой невероятных усилий) или чересчур легкой (из тех, которые делаются «левой пяткой»).

Ecological – экологичная/этичная. НЛП-шное понятие, призывающее учитывать возможные последствия достижения цели, в первую очередь, негативные воздействия на кого- или что-либо. Негативная «окраска» тому или иному явлению зачастую присваивается в зависимости от собственных ценностей и убеждений.

Цель дедовской «дримтим» в рамках такой схемы может звучать следующим образом:

Мы – бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка и я, их лидер дед – благополучно вытаскиваем репку из-под земли в целости и сохранности.

Утверждение позитивно, цель поддается личному контролю, в меру сложна. Команде осталось лишь разобраться с экологичностью, то есть заранее продумать, как предотвратить развязывание пупков от усилий у домашних питомцев, как не навредить кротам и дождевым червям при извлечении «царицы огорода», как предупредить разрушение подземной экосистемы и как помочь соседям справа не умереть от зависти.

Второй вариант расшифровки целеполагания PURE таков:

Positively stated – «позитивно заявленная» цель. Акцент делается на достижении чего-то хорошего, не на избегании плохого. Никаких негативных формулировок при постановке!

Understood – понятная (понятая). Цель необходимо сформулировать как можно конкретнее, чтобы обеспечить четкое понимание всеми членами команды.

Relevant – цель должна быть релевантной, то есть значимой, уместной, актуальной для настоящего момента.

Ethical – этичная. Достижение цели не должно сказаться негативным образом на чужих интересах.

Добавляем немного деталей в описание цели: «Успешно реализовать комплекс действий по извлечению из-под земли корнеплода размера XXXL путем одновременного вытягивания оного всеми участниками», и готово! Можно идти обсуждать вопросы этичности (кроты, червяки, соседи).

Целеполагание для «Репки», часть 1 (SMART, HARD, BSQ, PURE, FAST)

5. Метод FAST

Google сообщает, что предпосылки метода были озвучены Питером Друкером еще в 1954 году, хотя сам метод «оформился» в 2018 г. и с той поры противопоставляется популярному SMART’у.

Считается, что цели SMART по своей природе подталкивают сотрудников больше к индивидуальным достижениям и остаются закрытыми для остальных членов команды, тогда как FAST-цели способствуют прозрачности и командной работе. Кроме того, для SMART непременным условием являются достижимость и реалистичность цели, а для FAST на первый план выходит ее амбициозность. Плюс – «сухой» тон SMART-целей не вызывает эмоционального отклика у команды, не дает драйва, столь необходимого в современном «скоростном» во всех смыслах мире.

Спойлеров я уже накидала, пора и к расшифровке перейти.

Итак, аббревиатура FAST раскрывается в «правильную» цель со следующими характеристиками:

Frequently discussed – часто обсуждаемая. Поставленную цель необходимо обсуждать на регулярной основе и делать это куда чаще, чем раз в месяц или квартал. Обсуждение, помимо поддержания интереса и вовлеченности команды, выполняет функцию некоего контроля за движением к цели, помогая своевременно выявить препятствия и внести требуемые изменения.

Ambitious – амбициозная. Цель должна быть сложной, должна быть вызовом, чтобы стимулировать команду к освоению новых навыков, к саморазвитию. Некоторые последователи метода FAST полагают, что 100% достижение цели говорит о ее изначальной не-амбициозности.

Specific – конкретная. Здесь философия FAST перекликается со SMART’ом. Цели должны быть осязаемыми, отслеживаемыми и измеримыми, нужны метрики для отслеживания и корректировки прогресса.

Transparent – прозрачная. Все нюансы работы, которая ведется над целью, прогресс ее достижения, проблемы и сложности, возникающие по пути, роли и вклад каждого – все это должно быть доступно и понятно команде.

На мой взгляд, FAST – это строго о долгосрочных перспективах и «целях из будущего». Так что репка из нашей истории должна будет бороться за свою «зону комфорта», активно и яростно сопротивляясь извлечению, чтобы процесс растянулся на несколько дней (в идеале, конечно же, месяцев). Таким образом мы обеспечим вызов, т.е. критерий амбициозности цели, дадим время членам команды на подкачку мускулатуры (= развить новые навыки) и всестороннее обсуждение цели, прогресса и возникших трудностей, что увеличит прозрачность.

FAST-цели менее конкретны, чем SMART, и обычно не требуют обязательного проставления дедлайнов. Формулировка цели для команды проекта «Репка» может быть следующей:

Объединив усилия, любыми доступными способами как можно быстрее вытянуть из земли прочно в ней засевшую очень большую репу.

Целеполагание для «Репки», часть 1 (SMART, HARD, BSQ, PURE, FAST)

(конец первой части)

** В посте были использованы картинки авторства И. Кийко, М. Туровской, С. Рафальского.

2
1 комментарий

Так можно сочинить бесконечное количество методов:

Вот за 5секунд придумал
ASS - Admitted Specific Small - проникайся идеей, будет конкретен в ее параметрах и делай маленькие шаги.

Все, пора в инфоцыгане.

1
Ответить