Кому и как поднимать зарплату

Какие основания могут быть для повышения зарплаты узнал "Деловой Петербург" у работодателей.

По данным портала Superjob, каждый второй россиянин просил повышение зарплаты в течение последних 3 лет. Наиболее активно о прибавке говорили сотрудники от 25 до 34 лет (54%). При этом статистика показывает, что для повышения оклада нужно несколько таких бесед.

"Большинство руководителей полагают, что сотрудник может поднимать вопрос об увеличении оклада минимум через год с начала работы. Считается, что за это время он успел адаптироваться и принести пользу компании", — говорит Кристина Косинова, руководитель HR–департамента Объединенной аутсорсинговой компании.

Вопрос повышения зарплаты должен подниматься с учетом не стажа работы, а достижений, поддерживает коллегу HR–директор проекта "Совесть" Борис Аникеев. "Для большинства компаний факт отработки 5 или 10 лет не является основанием для повышения зарплаты", — подчеркивает он.

Когда просить снова

Если руководитель отказал в повышении зарплаты, возвращаться к этому вопросу стоит не раньше чем через 3 месяца, а лучше через полгода, советует Кристина Косинова. Такой перерыв необходим, чтобы произошли изменения, которые могут стать основанием пересмотра прежнего отказа. Если причиной отказа стала сложная финансовая ситуация в компании, то за этот срок она может измениться, возможно, в лучшую сторону. Если отказано из–за недостаточных достижений на работе, это хороший срок показать свою эффективность и высокий стабильный результат", — поясняет эксперт.

Сергей Пархоменко, управляющий партнер агентства "Идеи&Решения", считает, что повторно заводить разговор о повышении зарплаты работодатель готов не менее чем через полгода, потому что именно этот срок позволяет ему скорректировать финансовые планы.

Пример из практики

"Для меня важен посыл, с которым сотрудник приходит, — рассказывает Владимир Алешин, директор по монетизации Lingualeo. — "Хочу больше денег", "Васе платят больше, хочу как Вася", "готов взять на себя новые проекты" или "у меня есть идеи развития бизнеса". Первые два варианта не проходные, вторые два — отправная точка для разговора". Он поясняет, что готов обсуждать повышение, если видит потенциал роста сотрудника внутри компании, его инициативу и хорошие показатели работы.

"В нашем банке разработана специальная карьерная лестница: каждый знает, когда и на каких условиях может быть пересмотрен его оклад. Возможность перехода на следующую ступень появляется уже через 3 месяца работы, — говорит Елена Ковальчук, заместитель директора по работе с персоналом петербургского филиала банка "Хоум Кредит". — Если сотрудник подтверждает свои знания и эффективность, он автоматически шагает вверх".

"Оптимальный период для повышения зарплаты у нас в компании составляет 1 год, поскольку за это время работник начинает глубже понимать рабочие процессы и при условии должного развития начинает брать на себя дополнительные обязанности, выполнять больший объем работы", — говорит Татьяна Писаренко, генеральный директор компании BSA.

Но эти сроки актуальны для сотрудников рядовых должностей. Если речь идет о повышении зарплаты для руководящих работников, период увеличивается до 1,5–2 лет.

Ирина Меньщикова, руководитель отдела персонала компании "Лиман–трейд", уверена, что срок, который прошел от трудоустройства сотрудника до просьбы о повышении зарплаты, не играет для работодателя большой роли. "У нас был случай, когда руководство инициировало повышение оклада специалисту на 60% сразу после прохождения испытательного срока, — говорит она. — Причина проста: работник создал и успешно внедрил программу, которая позволила существенно оптимизировать процессы на наших производственных площадках".

Эксперт делает следующий вывод: больше всего руководители ценят не стаж работы или личные обстоятельства сотрудника, а его вклад в компанию. "Личные обстоятельства, например трагедия или беременность, могут служить основанием лишь для разовых выплат", — уточняет Сергей Пархоменко.

11
Начать дискуссию