«Да зачем нам исследование?» Главная ошибка при запуске обучения в компании
Любой продукт начинается с исследования: рынка, аудитории и её потребностей. Корпобучение — тоже продукт. Но только 1 из 10 компаний понимает ценность исследования и сразу соглашается на него.
Разбираемся, почему без исследования не получится нормального образовательного продукта.
А правда, почему нельзя без исследования?
В 90% случаев наши заказчики хотят пропустить этап исследования и не осознают последствия:
- Обучение окажется бесполезным для сотрудников, поэтому никто не будет его проходить. А если курс обязательный — найдут способ схитрить: прокликать не глядя, попросить пройти кого-то другого и т.д.
- Компания потратит время и деньги, но обучение никак не повлияет на бизнес. Придётся начинать всё заново и потратить столько же ресурсов.
Когда эти последствия проявятся, проект либо забросят, либо всё-таки проведут исследование.
Главная ценность исследования в том, что оно помогает составить чёткое ТЗ на разработку. То есть понять, что именно поможет компании решить её проблемы, сделать работу сотрудников эффективнее и в итоге повлиять на бизнес-задачи.
Исследование задач бизнеса — чтобы проектировать под них образовательные результаты
Образовательные результаты — это то, что должно измениться в сотрудниках после обучения. Например, они узнают, как увеличить средний чек при продаже, научатся использовать новую программу для бухучёта или поймут, что работать командой проще, чем в одиночку.
✂ Чтобы проектировать нужные результаты, на исследовании находим глубинные проблемы сотрудников и процессов. В самой компании их могут не замечать, потому что глаз замыливается в операционке, а некоторые проблемы не обнаружить простым наблюдением.
💀 Без исследования обучение не ориентируется на настоящие проблемы компании и не приносит пользы бизнесу. Вроде, сотрудники чему-то научились, но зачем это было нужно — никто не понимает: ни работники, ни руководство. Одни потеряли время, другие — деньги.
Исследование целевой аудитории — чтобы сотрудники видели пользу обучения и сами хотели его пройти
Часто у сотрудников не хватает знаний и навыков, чтобы эффективно выполнять свои обязанности: в универе учат далеко не всему, а практического опыта недостаточно. Для этого и существует корпобучение — чтобы заполнять такие «пробелы» в компетенциях.
✂ Чтобы понять, что реально нужно знать целевой аудитории, мы подробно исследуем контекст их работы и жизни. После этого формируем понимание, какие запросы есть у сотрудников и чему они сами хотели бы научиться. Полезное обучение — то, в котором есть реальная ценность и возможность применения.
💀 Если не проводить исследование, появляются два вида риска:
- Содержание не подходит аудитории по уровню сложности. Обучение окажется слишком простым или непонятным для аудитории. В любом случае информация не вызовет интереса и, наоборот, будет раздражать пользователей.
- Нет пользы на практике. Если обучение не опирается на реальные потребности людей, оно будет неприменимым в контексте работы.
Исследование привычек потребления контента — чтобы обучение было удобным для пользователей
В одной компании сотрудники целый день сидят за компьютером и мало общаются друг с другом. В другой — бегают от точки к точке и постоянно на телефоне с коллегами. Всё это определяет предпочтения ЦА.
✂ Мы изучаем, с каких устройств люди привыкли смотреть и читать, сколько проводят за экранами и в какое время дня, какие форматы предпочитают. На основе этих результатов определяем, какими «порциями» выдавать информацию, как её упаковывать и где размещать.
💀 Без исследования сложно учесть привычки потребления контента, поэтому людям будет неудобно пользоваться образовательным продуктом. Тогда дизайн и интерфейс обучения будут раздражать и отвлекать от материалов, а мотивация учиться — снижаться.
Что получается в результате исследования
В результате исследования получается проект решения под конкретные задачи компании — с учётом контекста и потребностей сотрудников. То есть ещё до начала разработки у нас получается пять «артефактов»:
- Концепция решения — презентация или прототип с описанием, какие проблемы есть у сотрудников, какие части решения их решат и каким образом.
- Персона-модель — это подробный усреднённый портрет целевой аудитории: пол, возраст, должность, интересы, ценности, личностные качества, примерный распорядок дня.
- Компания-модель — это бизнес-контекст и корпоративная среда компании. Какие характеристики сотрудников ценятся в ней больше всего, как происходит карьерный рост, как выстроена система обучения, какие есть бизнес-задачи и KPI.
- Техзадание — если нужно, мы сами сразу готовим подробное техническое задание, чтобы перейти от проектирования к разработке.
Напишите нам — мы проконсультируем, как провести качественное исследование и составить ТЗ на продукты для корпобучения.