Мыслить как наставник: помогать с проблемами без непрошенных советов

Представим, близкий человек жалуется, что у него ничего не ладится в работе. Или друг пошёл учиться на дорогие курсы, но зашёл в тупик и думает, что зря потратил деньги. Хочется помочь человеку, но как: дать совет или просто посочувствовать?

Есть ещё один способ — задать правильные вопросы и помочь человеку самому найти решение. Казалось бы, что тут сложного и нового: задавать вопросы. На самом деле эту практику называют наставничеством.

Мыслить как наставник: помогать с проблемами без непрошенных советов

Образовательная платформа «Яндекс.Практикум» использует наставничество, чтобы помочь студентам онлайн-курсов подготовиться к рабочей среде. Наставниками становятся разработчики «Яндекса». Мила Кудрякова, психолог и специалист по построению работы в команде, разрабатывала программу и проводила обучение наставников.

Мила и будущие наставники рассказывают, как применить наставничество в обучении и обычной жизни.

Помочь найти ответы самому

Наставник — человек, который помогает другому решить проблему или научиться новому. Проблемы могут быть разными: наладить отношения, продвинуться в карьере или справиться со сложной задачей во время обучения.

Когда люди заходят в тупик, советы обычно вызывают желание огрызнуться: «Да ничего ты не понимаешь!» Здорово, если рядом оказывается человек, который не пытается навязать свое мнение, а просто задаёт правильные вопросы. Он как будто чувствует, какой вопрос наведёт на нужные мысли. Именно так действуют наставники.

Крупные компании практикуют техники наставничества для обучения новичков. К примеру, приходит в команду новый программист: он где-то учился, но ещё не работал по профессии. Во время работы он сталкивается с неожиданными для себя задачами и не знает, как к ним подступиться. Пытается раз, другой, а потом сдаётся и хочет бросить.

В этот момент появляется наставник — более опытный сотрудник. Он не кидается делать за новичка задачи, а начинает с вопросов: «Что именно не получается? Каким ты видишь результат?» Так человек сам учится решать задачи.

В LinkedIn сняли ролик об адаптации сотрудников с техниками наставничества

Наставник помогает человеку стать взрослым, не по возрасту, а по образу мысли:

  • научиться самостоятельно справляться с проблемами;
  • брать ответственность за свои действия;
  • критически мыслить;
  • задавать правильные вопросы себе и другим;
  • договариваться с другими людьми;
  • подходить креативно к задачам и выдумывать свои уникальные способы решения.

Наставничество можно применять не только в обучении, оно пригодится и в жизни. Каждый хоть раз в жизни был наставником.

Друг рассказывает, как ему надоела работа, постоянно приходится засиживаться, зарплата низкая.

Можно дать очевидный совет: «Да найди другую работу». Или молча выслушать. Всё это не поможет или вызовет протест.

Человек, который мыслит как наставник, начнет с вопросов: «Что именно не нравится в работе? Чем бы ты хотел заниматься? От какой работы ты испытываешь радость? Как видишь свою идеальную работу?»

Во время разговора у друга, скорее всего, появятся мысли, как выйти из тупика. Это называется инсайтом: он помогает человеку самому управлять траекторией своей жизни. Если человек не хочет менять работу, человек с мышлением наставника поймет это, просто посочувствует или поговорит.

Чтобы стать наставником, не нужно быть идеальным и получать дипломы. Достаточно быть на шаг впереди своего ученика. Давайте опять на примере обучения.

Если человек знает английский на уровне Intermediate, он может стать наставником для того, кто только начинает изучать язык. При этом он не должен выстраивать для новичка процесс обучения или проверять знание новых слов. Его задача — показать, как заниматься каждый день и не бросать, даже если устал, а на работе завал.

Наставник идёт чуть впереди своего ученика и видит зону ближайшего развития.

Как научиться помогать

В работе с учениками у наставников есть несколько принципов. Их можно применять в обучении, стажировке новичков на работе или помощи близким в их проблемах.

Не оценивает личность. Наставник не даёт оценку личности, только поведению. Он не говорит: «Ученик злой», он говорит: «Ученик ведёт себя так и так». Если наставник видит неправильное поведение, он обращает внимание ученика на это: «Я вижу, что ты не хочешь этого делать. Расскажи, почему?».

Не давит и не травмирует. Наставник не пытается навязать свои решения, не считает себя правым. Он помогает выбрать вариант, который лучше всего подойдет самому человеку, а не наставнику.

К примеру, ученик зашёл в тупик. Наставник мог бы сказать: «Да тут же всё просто, вот делай так и так. Почему ты не делаешь, как я сказал?» Но такой подход скорее приведёт к тому, что ученик замкнется в себе или не захочет больше общаться с наставником.

В этой ситуации лучше не предлагать готовые решения, а задавать вопросы: «Что вызывает трудности? Как на твой взгляд нужно решать эту задачу? Где ты можешь найти решение?»

Не становится энциклопедией. Наставник не делает за учеников их работу. Его миссия — научить мыслить самостоятельно и уметь разобраться в любой ситуации. Поэтому он не даёт готовых решений, а задаёт наводящие вопросы и рассказывает, как действовал в подобных ситуациях.

Смотри, я тоже иногда не знаю, как решить задачу. Тогда я действуют так и так. Что ты мог бы взять из этого для себя?

Когда обычный человек видит, что кто-то совершает неправильные действия, он даёт советы или критикует. Это ранит других людей, они закрываются. Люди критикуют не из-за плохого характера, они просто не умеют давать обратную связь иначе.

Наставник уходит от травмирующего поведения: «Почему ты не можешь это сделать, это же так просто». И приходит к помощи и сопереживанию: «Давай подумаем, как я могу помочь тебе в этом?»

В «Яндекс.Практикуме» во время обучения наставничеству у разработчиков есть такое упражнение:

Люди сидят по кругу и смотрят друг на друга. Каждый говорит о другом факт, мысль, чувство и оценку. Факт: «Ты в жёлтых ботинках». Мысль: «Это экстравагантно». Чувство: «Я удивлён». Оценка: «На мой взгляд, это глупо». Для многих будущих наставников становится открытием, что эти сущности отличаются.

Когда люди познают наставничество, оно становится их образом мысли. Они не представляют, что когда-то критиковали или давали травмирующую обратную связь. Им намного проще находить общий язык с близкими и решать свои проблемы. Обучая других, они учатся сами. Вот, две истории наставников из «Яндекс.Практикума».

«Пусть человек сам придёт к решению, даже если ты знаешь его с самого начала»

Максим Куличенко:

До обучения наставничеству у меня уже был опыт в этом, но неудачный. Я обучал стажёров на прошлой работе. Но вместо того, чтобы направлять их, я давал ответы на все вопросы.

Если проводить аналогию — я кормил стажеров рыбой, а должен был научить ее ловить. Из-за этого они не пытались находить решения сами.

Главный принцип наставничества — не давать непрошенные советы. Наставник не решает проблему, его роль — задавать правильные вопросы.

Я тренируюсь наставничеству даже в обычной жизни. Как-то моя девушка устраивалась на работу и делала тестовое задание. Она была расстроена и сказала: «У меня не получается». На вопрос: «Что не получается?», — она ответила: «Всё». Вместо того, чтобы жалеть её или впасть в ступор, я помог ей разобраться, что именно не получается.

Через какое-то время она сама рассказала, как будет действовать, хотя я не давал советов. Просто спрашивал и слушал. Конечно, я знал, как ей поступить, но не стал навязывать свой опыт.

Во время обучения наставничеству нас учили: пусть человек сам придёт к решению, даже если ты знаешь его с самого начала.

«Нужен человек, который задаст правильные вопросы»

Григорий Кузнецов:

В моей жизни было несколько классных наставников. Один из них — мой руководитель. Он помогал мне продвинуться в профессии программиста. Мы проводили с ним регулярные встречи: смотрели, что я сделал за прошлую неделю. Мне был важен взгляд со стороны, сам я многого не видел.

Если я сталкивался со сложными задачами, руководитель вопросами приводил меня к нужным мыслям или делился, как сам поступал в таких ситуациях. Без него я двигался бы в профессии намного дольше.

Замечаю, что в любом обучении в какой-то момент заходишь в тупик. Так бывает в спорте, новой профессии, хобби. Пробуешь раз, другой, а потом наступает тотальное отчаяние: «У меня ничего не получается». Тогда нужен человек, который задаст правильные вопросы. Вот этим и занимается наставник.

Когда я учился наставничеству в «Яндекс.Практикуме», мы играли в такую игру: нужно было построить башню из стикеров. У каждого участника были персональные цели: кто-то должен был следить, чтобы у башни были окна, а кто-то — чтобы стикеры были разных цветов.

Общаться между собой было нельзя. Вроде бы личные цели не противоречили общей — построить башню. Но мы её так и не построили, не смогли синхронизировать работу. Эта игра показала, что невозможно достичь цель, если не договориться о результате.

Хочу научиться наставничеству. Что мне делать?

Чтобы научиться наставничеству, мало пройти курсы. Нужно изменить образ мышления. Вот три шага, чтобы начать.

Отслеживать желание критиковать. Критика — нормальная реакция человека на то, что ему кажется неправильным. Но такая обратная связь травмирует других людей и портит отношения. Отказаться от критики в один момент трудно, поэтому сначала заведите привычку отслеживать желание критиковать. Схема такая: поймали себя на желании критиковать → спросите себя о причинах → попытайтесь понять, чего хотите этим добиться.

Трансформировать критику личности в характеристику поведения. Чаще всего человек хочет помочь другому человеку и поэтому критикует. Но критика личности ранит, лучше сместить фокус на характеристику поведение.

Задайте себе такие вопросы:

  • Что именно мне не нравится?
  • Это о человеке или о его поведении?
  • Чего я хочу добиться критикой?

Обычно люди ошибаются не из вредности, а потому что не знают и не умеют делать иначе. Попробуйте сместить фокус с «Он плохой программист» на «Он делает много ошибок, когда пишет код».

Вместо советов задавать вопросы. Когда поймёте мотивы человека, скорее всего, появится желание тут же ему что-то посоветовать. Лучше этого не делать, даже если знаете решение. От совета даже близкий человек может замкнуться в себе.

Вместо «Тебе нужно научится расставлять задачи по приоритетам» лучше задать вопрос: «Как тебе кажется, почему ты не успеваешь делать всю работу? Что бы тебе помогло?» Так благодаря вопросам человек сам найдёт выход из проблемы.

Обучение наставничеству — это долгая работа над собой. Не получится в один момент перестать критиковать и вместо советов задавать вопросы. Главное — отслеживать, что происходит. Так постепенно старые привычки поменяются на новые.

2929
10 комментариев

Наставничество - это отлично! Считаю, что хороший HR должен помогать окунаться новичку в новую команду. Правильные мысли в тексте.

5
Ответить

Быть наставником действительно сложно, проверено на себе. Вот так вот взять и резко стать слушателем, а не советчиком, морально тяжело. Но я вижу результат, пускай и небольшой, всё-таки в этом деле нужен аккуратный подход, дабы не повернуть прогресс вспять.

4
Ответить

Положил в закладки. Видел воочую изменения после прохождения обучение на наставника, это потрясающе.

1
Ответить

Очень жаль, что у нас наставничество ещё не достигло должного уровня. Мне очень не хватало такого наставника по жизни: в учёбе, на работе, в повседневности.

1
Ответить

Очень жаль, что у нас наставничество ещё не достигло должного уровня. Мне очень не хватало такого наставника по жизни: в учёбе, на работе, в повседневности. Очень здорово, когда кто-то может ненавязчиво поддержать тебя, не давая ненужных советов.

Ответить

Наставник как принято это мудрый человек , за спиной у которого есть опыт в той или иной сфере деятельности. В настоящее время действительно таких людей мало, чтобы от души передать свои умения и знания молодому поколению, чтобы верить что в будущем еще не все потеряно , именно от души не за определенную плату или же собственную выгоду.

Ответить

Я бы хотела, чтобы мои дети встретили такого наставника. Мои советы они воспринимают в штыки. Но пока я не наблюдаю, чтобы у нас было развито наставничество на работе или учебе. Может поэтому молодежь слишком закрыта, если возникают проблемы. А ,решая их в одиночестве, они нередко совершают большие ошибки. Движение наставничества ведь не новое. При СССР на всех предприятиях были наставники. Они сопровождали молодых людей не только на работе , но и по жизни.

Ответить