Не Хабром единым: где писать и выступать разработчику, чтобы построить личный бренд?

Рассказывают эксперты из Сбера, которых вы, наверное, «уже где-то встречали».

Не Хабром единым: где писать и выступать разработчику, чтобы построить личный бренд?

У российских айтишников есть Хабр — площадка, на которой можно и почерпнуть полезную техническую информацию, и показать себя в профессиональном сообществе. Но это не единственный инструмент для развития личного бренда. Мы поговорили с ИТ-специалистами из департаментов и дочерних компаний Сбера и выяснили, как ещё сегодня можно нарабатывать репутацию и добиваться профессионального признания.

Василий Маркитан
старший фронтенд-разработчик, Сбербанк Онлайн

Зачем айтишнику развивать личный бренд

По моему опыту, личный бренд оказывает немалое влияние на движение по карьерной лестнице. Сейчас разработчику мало просто хорошо писать код — нужно понимать людей, как клиентов, так и коллег, находить общий язык и договариваться. Сильный и узнаваемый личный бренд, основанный на вашем профессионализме и качестве работы, исключает вопросы «а за что тебе платить и что ты умеешь?» — и возможности начинают находить тебя сами.

Часто развитие личного бренда разработчика поощряет и сама компания. Например, в Сбере есть множество возможностей поучаствовать во внутреннем рейтинге: такие конкурсы проводятся как внутри подразделений, так и в разрезе всей профессии. Это не только даёт радость от признания вашей пользы для компании, но также повышает вашу узнаваемость. Впоследствии это помогает, например, переходить между командами или получать новые предложения.

Когда начинать его прокачивать

Работать над личным брендом нужно с начала карьеры, чтобы выстроить его внутри своей команды. А публично выступать среди других разработчиков — начиная с middle-позиций: сначала стоит набраться опыта и глубже разобраться в теме. Личный бренд среди других разработчиков лучше всего строить на своей экспертности в каком-либо вопросе.

У нас есть расхожая шутка — «если человек на митапе с восхищением и на базовом уровне рассказывает о преимуществах Typescript над JavaScript, и что это всегда и везде лучшее решение, то, скорее всего, это джун, который начал изучать Typescript».

Поверхностными выступлениями на очевидные темы можно не улучшить, а даже испортить свою профессиональную репутацию. Лучше выбрать вопрос, который освещён слабо или совсем никак, и исследовать его. Показывать экспертность в вопросе и не повторяться.

Какие площадки использовать

  1. Хабр пригодится, чтобы узнать о чужом опыте и поделиться своим. Я замечал, что во многих компаниях люди целенаправленно пишут туда определённое количество статей и рецензируют друг друга. Там часто бывают поверхностные материалы, в том числе спонсорские, поэтому чтобы понять, стоит ли читать, первым делом рекомендую спуститься в комментарии. Мнения сообщества — зачастую лучший показатель качества материала.
  2. Ещё хороший способ делиться опытом — записывать подкасты и качественные обучающие материалы. Например, во фронтенде популярен подкаст «Веб-стандарты», который держит руку на пульсе всех новостей по инструментам и технологиям в этой сфере.
  3. В Telegram я подписан на основные каналы с контентом по своей специальности. Но сам по себе этот мессенджер я не могу рекомендовать для развития личного бренда. Он хорош как средство поддержки для каких-то основных активностей, например, YouTube-канала.
  4. О признанных в нашем сообществе экспертах я узнал либо из видео, либо по очень хорошим курсам, либо на конференциях — зачастую именно выступления больше всего повышают твою узнаваемость. Например, в прошлом году я читал доклад на конференции для JS-разработчиков HolyJS — для моей профессии она входит в тройку важнейших в России. После этого меня звали выступать бесплатно и на другие тематические мероприятия.

Как часто нужно «выходить в свет»

Насколько часто нужно о себе напоминать, зависит от выбранного вами формата. Если это новостной подкаст, то рекомендую публиковать новый выпуск раз в неделю или две. Если хотите делиться наработками, то паузу можно взять побольше: чтобы накопить глубоко проработанный материал, уникальный и не повторяющий уже известную широкому кругу информацию.

По моему мнению, некоторые люди попадают в такую ловушку: начинают слишком часто ездить по конференциям, зачастую с одними и теми же докладами — и с глубоко проработанных технических тем переходят на менеджерские. В результате общее мнение об экспертности таких людей падает.

И в любой ситуации лучше всего собирать вокруг себя сообщество и двигаться вперёд вместе с ним — это всегда более выигрышная стратегия, чем идти одному или за счёт других. Прокачивайте товарищей рядом с собой. Сегодня поможешь ты, завтра — тебе.

Пётр Белкин
лидер продукта «Профиль клиента», Сбербанк Онлайн

За 4 года я вырос из младшего аналитика в лидера продукта (CPO) и лидера крупного сообщества бэкенд-разработчиков Сбера (больше 1000 человек). Регулярно выступаю как спикер и эксперт от Сбера на конференциях (Highload, Joker, Jpoint, Team Lead Conf, SouthHub и т. д.), а также на различных мероприятиях для студентов и стажёров. Веду свой небольшой канал в Telegram.

Зачем айтишнику развивать личный бренд

На мой взгляд, строить личный бренд важно по нескольким причинам:

  • Это действительно работающая механика повышения своей ценности на рынке. Крутые навыки самопродажи априори дают большие возможности выбора направлений роста и развития, как внутри, так и вовне компании. Чем круче твой личный бренд, тем выше уровень доверия к тебе, как к эксперту, поэтому стоимость на рынке при прочих равных будет выше, чем у того, кто не занимается личным брендом.
  • Чтобы создавать контент, защищать свои идеи и оставаться в центре внимания, нужно быть экспертом. А для этого необходимо постоянно учиться, порой проходя через сложные ситуации негативной обратной связи и непонимания.
  • Это интересно. Попробуйте раз — и точно затянет.

Когда начинать его прокачивать

Растить свой личный бренд в ИТ стоит начинать на старте карьеры. Это поможет выделиться на фоне других начинающих специалистов, привлечь внимание работодателей, установить контакты в отрасли, получить новые знания и навыки и продвинуться по карьерной лестнице.

Я занимаюсь личным брендом в ИТ с начала карьеры, и уверен, что этот факт сыграл важную роль в моём стремительном росте. Начинал я с малого: брал на себя больше, чем требовалось, заводил новые знакомства, развивал навык презентации результатов. Потом начал посещать конференции, а дальше маленькими шажками двигался к созданию своего программного комитета и подготовке спикеров на конференции от нашей крупной компании.

Какие площадки использовать

Начинать можно с создания профессиональных профилей в соцсетях и на профильных платформах, чтобы общаться с более опытными разработчиками и вступать в гильдии. Можно начать вести блог под кураторством старших товарищей, постепенно нарабатывая экспертизу и уменьшая их влияние на твой контент.

Путь становления личного бренда примерно такой: наблюдатель → активный слушатель → соавтор → автор → эксперт → лидер мнений.

Несколько полезных советов как начать:

  • Стоит выступать или самому организовывать внутренние мероприятия на тему, в которой ты разбираешься. Это проще, чем кажется, главное здесь преодолеть барьер внутренней неуверенности.
  • Есть площадки, на которых можно вести блог, писать вопросы другим экспертам и отвечать на вопросы у себя, их также стоит использовать. Это, например, Telegram, Хабр, ВКонтакте.
  • Наиболее интересны конференции — они позволяют получить самую подробную обратную связь и завязать полезные знакомства для дальнейшего развития. Получив контакты оффлайн, можно потом хорошо вырастить свою сеть и в онлайне. Здесь помогают рекомендательные алгоритмы соцсетей.

Как часто нужно «выходить в свет»

Выходить в свет нужно по мере появления крутых примеров и тем для обсуждения. Систематизировать это очень помогает контент-план и цели (зачем это людям и какую ценность ты сможешь донести?). В отраслевых конференциях я рекомендую участвовать минимум раз в полгода. Остальное зависит от желания и свободного времени.

Крутые примеры и темы есть у каждого. Старайтесь не попасть в ловушку самообесценивания.

Чтобы ввести в привычку работу над личным брендом, объясните себе, что это не так сложно, как кажется. Награждайте и благодарите себя за действия, даже если на первый взгляд результаты не слишком крутые. Найдите людей, которые будут поддерживать и давать конструктивную обратную связь. Найти время также не сложно: используйте часы с утра перед поездкой на работу и удобные инструменты, которые упрощают создание контента (ChatGPT и его аналоги неплохо помогают, но главное здесь сохранить индивидуальность в тексте).

Андрей Кузнецов
кандидат технических наук, исполнительный директор по исследованию данных, Sber AI

Зачем айтишнику развивать личный бренд

Чтобы создать себе хорошую репутацию в сообществе, не всегда достаточно просто коммитить код или проводить исследования. Порой для того, чтобы выйти за границы своей деятельности, приходится с кем-то сотрудничать, общаться с людьми из других отраслей или дисциплин, которым могут быть полезны твои результаты, а тебе — их.

Я езжу на конференции, на которых выступают CTO из разных компаний, от стартапов до S7, Avito, Wildberries и других. В процессе общения у нас возникают идеи, как можно внедрить ту или иную технологию в бизнес; какие нужны новые возможности от модели для успешного внедрения; как, в целом, применять результаты научных изысканий в их бизнесе; или как бизнес может способствовать развитию и популяризации моделей ИИ, находить для них новые применения.

Пока у вас нет определённого накопленного опыта, степень доверия к вашим публикациям и постам будет невысокой. А если результаты подтверждены — статьями, выступлениями, звёздами репозиториев на GitHub, лайками в профсообществах — к вам больше доверия.

Какие площадки использовать

  • Во-первых, это выступления на разных научных и научно-популярных конференциях. За 12 лет у меня было больше 100 выступлений, за текущий год их уже накопилось 12. На таких мероприятиях, в зависимости от уровня подготовки целевой аудитории, я погружаюсь в технические детали или же, наоборот, более простым языком рассказываю о наших разработках.
  • Другой хороший инструмент — Telegram-канал. В своём я публикую обзоры интересных статей, свои размышления, результаты исследований своей команды, анонсы и записи выступлений. Без особых стараний у меня набралось там две с половиной тысячи пользователей, которые активно комментируют, читают и задают вопросы и предлагают идеи для развития моделей и продуктов. Это очень приятно.
  • Не стоит брезговать Хабром и vc.ru — там очень активная аудитория и подсвечиваются проблемы, на которые вы могли не обращать внимание.
  • Раньше в научном сообществе был очень популярен ResearchGate для обмена мнениями и опытом. Но сейчас значимость и популярность этой площадки немного снизилась, как и активность на ней.
  • Подкасты — также отличный инструмент для поиска аудитории. Например, сейчас вместе с друзьями из Skillbox мы периодически обсуждаем темы, связанные с этикой в сфере искусственного интеллекта, будущим ИИ в нашей жизни, возможными последствиями для различных профессий и многое другое. И скоро выпустим наши обсуждения в виде подкаста.

Как часто нужно «выходить в свет»

Когда строишь личный бренд, заявлять о себе, на мой взгляд, стоит раз в неделю-две — но делать это не по расписанию, а от души. Читатели дадут важную обратную связь, она поможет понять, не ошибаетесь ли вы в своём мнении. Чем чаще вы делитесь чем-то с аудиторией, тем больше люди рассказывают о вас другим, а от этого ваш личный бренд становится более известным и крепким.

А какие инструменты и площадки для развития личного бренда в ИТ используете вы? Поделитесь своими рекомендациями и антирекомендациями в комментариях.

1919
реклама
разместить
3 комментария

- https://dev.to
- https://medium.com - забанен на территории РФ
- личный блог, например на том же https://astro.build/, как пример - https://alec-c4.com

2

Также бонусом - ряд стартапов оплачивают публикацию в своих блогах, насколько я помню - тот же Digital Ocean платил за статьи, поэтому можно публиковать свои статьи и заодно получать за это деньги

2

Не забываем про reddit, twitter (пардон - x), news.ycombinator.com и аналоги для продвижения своих статей

2