Выбор ниши

Рано или поздно каждый предприниматель должен задуматься: “В какой нише я буду чувствовать себя наиболее комфортно?”. Но что такое ниша и с чем её едят? Слово странное, в какой-то степени даже пугающее. А ближайшая ассоциация связана со школьной программой “жи-ши - пиши с буквой “И” “.

Всем привет, меня зовут Никита и я являюсь главным редактором Desire. Сегодня мы разберемся с тем, что означает слово “ниша”, а также постараемся понять, как выбирать нужную специфику вашего бизнеса. Приятного чтения!

Выбор ниши

Это что за покемон?

Понимаю, ниша звучит не совсем понятно на первый взгляд. Но по сути своей это узкоспециализированный сегмент рынка, в котором компания концентрирует свою деятельность и предлагает продукты или услуги, отвечающие уникальным потребностям и требованиям группы клиентов. Звучит тяжело, не так ли? Давайте сократим до простого - ниша представляет собой определенную область, на которую конкретная компания делает акцент и специализируется на услугах данной отрасли.

Немного примеров

За примерами далеко идти не нужно. Вы буквально можете тыкнуть пальцем в небо и с большой вероятностью попадете в какую-то нишу.

Магазин органической пищи для веганов? Так точно. Этот бизнес будет специализироваться на продаже органических продуктов, предназначенных специально для веганов. Важное замечание! Вегетарианцы и веганы это чаще всего разные люди. Вегетарианцы не употребляют мясо, птицу, рыбу и так далее. Все, что связано с убийством животных не для них. При этом яйца есть можно. Веганы же отказываются от любой пищи животного происхождения. Вернемся к нашему магазину.

Владелец такого бизнеса должен сосредоточиться на потребности веганской аудитории, соответственно, иметь большой рацион пищи, не связанной с животным происхождением.

Поставки самых свежих овощей и фруктов всегда должны быть в вашем магазине
Поставки самых свежих овощей и фруктов всегда должны быть в вашем магазине

А что насчет специализированной студии йоги для беременных? Это тоже конкретная ниша. Такая студия будет фокусироваться на предоставлении занятий йогой, специально адаптированной для беременных женщин. А значит, что владельцу нужно нанять персонал, разбирающийся в методиках йоги для беременных. Ему нужно создать комфортную и безопасную зону, в которой занятия будут приносить женщинам удовольствие без шанса на ошибку.

И тут можно перечислять бесконечно. Аниме-кафе, анти-кафе-барбершоп-бар и так далее. Все, что вы только можете себе представить в действительности можно реализовать в жизнь. Главное желание и много денег (без них, к сожалению, никак).

Пример аниме кафе из Кирова
Пример аниме кафе из Кирова

На этапе создания бизнеса вам нужно выбрать нишу. Таким образом, вы сможете сузить круг потенциальных путей для развития вашего проекта в будущем. Если вы точно будете понимать, что хотите открыть анти-кафе-барбершоп-бар, то вам банально будет проще придумывать способы по реализации вашей идеи. Анти-кафе позволит вам брать оплату за вход по времени. Делаете цену за минуту больше рыночной и не уходите в минус по остальным пунктам. Либо же создаете акции по типу “Заплати за стрижку, играй в playstation 5 час бесплатно”. Разумеется, цена за стрижку будет выше, чем у барбершопа на другой улице.

Почему бизнесу нужна ниша?

Для простоты. И на этом можно было бы закончить этот блок. Но это не будет точным объяснением этого вопроса. На самом деле можно найти множество причин для того, чтобы выбрать нишу. Расскажу лишь о части, а за большим можно отправиться к специализированной литературе.

Фокусироваться на узкоспециализированной нише позволит вам выделиться на фоне остальных и создать конкурентное преимущество. Вместо того чтобы бороться сразу со всеми, вы намеренно сужаете “противников” до нн-го количества. Таким образом вы можете занять уникальную позицию в неразвитой до конца нише и предложить потенциальным покупателям продукты или услуги, которых еще не было в этой отрасли.

Когда понял, что ты сделал что-то уникальное в своей нише
Когда понял, что ты сделал что-то уникальное в своей нише

Также это поможет вам лучше понять свою целевую аудиторию и удовлетворить её потребности. Вспомним пример с йогой для беременных. Вы уже выбрали этот курс и знаете для кого будете работать. Вам не придется изучать множество разной по своей специфики литературы для того, чтобы стать сильным игроком на этом рынке. Вы сконцентрировались вокруг одной аудитории, у которой чаще всего повторяются как вкусы, так и интересы. Вам будет проще понять их требования, предпочтения и поведение. Поэтому вы сможете разработать услуги, более точно соответствующие их потребностям.

Работа в узкоспециализированной нише поможет вам развить глубокое и экспертное знание в своей области. Вам не придется распыляться на все и сразу. Концентрация на ограниченном сегменте рынка поможет вам стать мастером своего дела.

И это лишь малый спектр плюсов выбора ниши. Но…

Нужна ли ниша?

Вопрос, который возникает в голове у очень амбициозных предпринимателей. Нужно ли мне нишироваться для того, чтобы достичь успеха? И да, и нет одновременно. Как же может быть иначе. Если вы выберете узконаправленную нишу, то вам просто не придется придумывать велосипед с нуля. Скорее всего вы не придумаете что-то уникальное. Не зря же говорится, что все уже было придумано до нас. У вас будет пример другого бизнеса, от которого вы сможете отталкиваться. Списывать подчистую, конечно, не нужно. Но вдохновляться - с легкостью.

С другой стороны, вы сразу обрезаете огромный пласт клиентов. Аниме-кафе хоть и звучит крайне хорошо, но не все любят аниме. Даже если ваша еда будет великолепной, в нашем мире живет огромное количество консервативных людей. Они не придут к вам, даже если у вас будет готовиться лучший рамен во всем мире.

Без этого никуда. Но помните, что вы вряд ли когда-либо сможете понравиться всем людям в нашем огромном мире
Без этого никуда. Но помните, что вы вряд ли когда-либо сможете понравиться всем людям в нашем огромном мире

Именно поэтому некоторые компании не нишируются, а развивают экосистему. Наиболее известный пример - Яндекс с их бесконечными сервисами. Тут тебе и музыка, и такси, и доставка еды и так далее. Но и тут есть нюанс. Яндекс стал расширяться далеко не с первого дня своего существования. У многих первая ассоциация с Яндексом - поисковик. И это логично. Изначально они вышли на рынок как конкурент Гугла и развивались в этом направлении. Уже потом руководство решило делать что-то большее, но изменить сознание пользователей полностью им уже не удастся.

Так что делать, если вы хотите делать все и сразу, но не понимаете как? Иметь большие амбиции, огромное количество средств и хорошую команду, с которой вы сразу наладите контакт. Выстраиваете позиционирование вокруг вашего бренда, а не ниши. Да, вы можете зайти на рынок с одними услугами, но всегда говорите, что это лишь начало. Таким образом вас будут вспомнить не как Аниме-кафе. А как бренд, который начал с создания Аниме-кафе, который в будущем перерос в целую экосистему. Хотя мне трудно представить, как из Аниме-кафе можно перейти во что-то крупное. Но это лишь пример на пальцах.

С одной стороны, выбор ниши предоставит вашему бизнесу возможность сосредоточиться на конкретных клиентских потребностях. Вы точно сможете создать уникальное предложение и высока вероятность добиться конкурентного преимущества на рынке. С другой стороны, вы осознанно ограничиваете ваш бизнес, ставя упор лишь на одну область. Да, закрыть все потребности клиентов практически невозможно. Но почему бы не рискнуть и не попробовать?

Спасибо за прочтение этой статьи. Для того чтобы не потерять меня на просторах всемирной паутины и видеть все материалы сразу, переходите на Таплинк.

Desire с любовью!

44
Начать дискуссию