Карьера
FRII
1161

Главные вопросы стартапов к корпорациям по версии директора акселератора ВТБ

Наталия Дегтярева отвечает на самые распространенные вопросы ИТ-предпринимателей банку.

В закладки
Взаимодействие с большой корпорацией уже на начальном этапе порождает множество вопросов и мифов со стороны стартапов Фото: Pixoman/Pixabay

Корпорации должны работать со стартапами. Так говорят сегодня практически все. Во-первых, это правда. Во-вторых, так говорить модно. В банке ВТБ инициатива собственного акселератора для стартапов вначале тоже воспринималась сотрудниками несерьезно. И потребовалось достаточно много времени и сил, чтобы переубедить людей и вовлечь их в процесс. Зато сейчас мы проводим уже второй набор акселератора, а по итогам первого уже запущены 10 пилотных проектов и еще пять готовятся к запуску.

Работа корпораций со стартапами — это отдельный мир: здесь нужно создавать особые условия и придумывать новые подходы. Во время первого акселератора мы отсмотрели около 170 решений стартапов. Взаимодействие с большой корпорацией уже на начальном этапе порождает множество вопросов и мифов со стороны стартапов. Я выбрала пять самых типовых.

«Я уже показывал свой продукт ВТБ, но это ничем не закончилось», — такой скепсис мне приходилось слышать не раз. Действительно, банк ежедневно получает предложения от стартапов, некоторых приглашают на встречи для демонстрации продукта. Почему это редко заканчивается реальным сотрудничеством? В крупной корпорации десятки или даже сотни подразделений. Вероятность с первого раза выйти на правильного заказчика очень невелика. В акселераторе мы собираем большую воронку стартапов и передаем их на экспертизу во все подразделения банка, которые заинтересованы во внедрении инноваций. Так, приходя в акселератор, стартап кратно увеличивает охват потенциальных заказчиков, а значит - вероятность запуска пилотного проекта. На старте прошлого набора акселератора ВТБ в работу со стартапами было вовлечено не более 10 подразделений банка, к моменту запуска экспертизы заявок их было уже 40. Сегодня практически все бизнес-подразделения банка участвуют в отборе проектов.

«В корпорациях все долго и сложно». Бизнес-процессы крупной корпорации действительно не заточены под работу со стартапами. В акселераторе мы работаем над выстраиванием фаст-трека, нацеленного на быстрый запуск пилота, минимизацию корпоративных процедур по согласованию решений и выделению финансирования. Так, стартап может быстро протестировать свой продукт и получить обратную связь по дальнейшему развитию и понятные перспективы по сотрудничеству. Наш целевой срок реализации тестирования продукта – не более 3 месяцев. К сожалению, пока не всегда получается уложиться в эти сроки, но мы непрерывно совершенствуем внутренние процедуры.

«Вы же банк и смотрите только на финтех-стартапы, мы вам не подойдем». Конечно, нас интересуют финтех-стартапы, но далеко не только они. В целом мы понимаем, что чистых финтех-стартапов на российском рынке не так много, а потребности ВТБ в технологиях выходят далеко за рамки этой области. Мы внимательно смотрим на решения, которые могут быть применимы, например, для оптимизации внутренних бизнес-процессов банка, на поиск и обучение сотрудников и так далее. Процесс устроен так — акселератор собирает большую воронку стартапов. Доступ к воронке получают все бизнес- и функциональные подразделения, они отбирают интересные проекты, которые готовы пилотировать. Результаты пилотов презентуются внутри банка и получают широкое продвижение. Есть примеры, когда стартап после успешного пилота смог найти новых внутренних заказчиков в банке и начать взаимодействие по смежным бизнес-направлениям. Помимо этого в группу ВТБ входит множество дочерних компаний, с которыми мы также делимся успешными кейсами стартапов и ведем совместные проекты.

«Дайте мне визитку, я сам свяжусь и покажу свой продукт». Бизнес-подразделению сложно вписать новый проект в уже согласованные планы, а самое главное — принять риски работы со стартапом. Куда понятнее работать с проверенным годами системным интегратором, чем с пока неизвестной на рынке компанией. При этом решения стартапов способны дать быстрый эффект по достижению KPI бизнеса. Главная задача команды акселератора — это конверсия найденных стартапов в пилотные проекты в ограниченные временные рамки. Так акселератор становится медиатором, помогая балансировать потребности бизнеса с возможностями стартапа и достигать конечного результата.

«Мой продукт непонятен бизнесу, позовите ИТшников». Стартапу сложно сходу сформировать ценностное предложение для бизнеса. Стартап не погружен в локальные бизнес-задачи подразделений, и команде не хватает экспертизы для того, чтобы правильно упаковать продукт и показать потенциальную синергию заказчику. Ведь именно бизнес-заказчик платит за ваш пилот и финансирует последующее внедрение. В акселераторе стартап получает возможность предварительно исследовать задачи, обсудить их с экспертами банка, а если потребуется — и доработать продукт под эти задачи. Иногда это позволяет открыть новые перспективы развития продукта и выявить новые клиентские сегменты. Например, при тестировании решения Synpatic наши эксперты определили ряд требований по его доработке для промышленного использования в колл-центрах банка, что позволит стартапу продолжить развитие в целом пока недостаточно зрелой для широкого применения инновационной технологии Emotion Recognition.

Опыт первого акселератора позволил нам выявить «узкие» места в корпоративных бизнес-процессах, научиться взаимодействовать со стартапами, запустить процессы формирования новой культуры по работе с инновациями. Мы наблюдаем, как растет спрос на инновационные решения со стороны бизнес-подразделений банка, как формируется открытость к новым идеям и готовность принимать риски по работе со стартапами. Традиционная корпоративная бизнес-среда формирует барьеры по работе с инновациями, акселератор позволяет их выявлять и преодолевать.

А ваш стартап когда-нибудь работал с крупной компанией?
Еще даже и не пробовали
Конечно, и продолжаем это делать сейчас
Работали, но перешли к более «расторопным клиентам»
Даже не знали, что так можно
У меня нет стартапа
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "FRII", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 12, "favorites": 13, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 74722, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 10 Jul 2019 08:39:04 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 74722, "author_id": 176039, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/74722\/get","add":"\/comments\/74722\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/74722"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199121, "last_count_and_date": null }
1 комментарий
Популярные
По порядку
0

Так зачем ВТБ оплачивает всю эту бюрократию? Не получится дешевле, если выделять деньги всем желающим? Или без страданий совсем никак?

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }