Work Life Balance, или почему важно отправлять сотрудников в отпуска и пресекать переработки

Согласно известной цитате: "Кадры решают всё!". Продуктивность вашего бизнеса неразрывно связана с качеством работы ваших сотрудников. Их профессионализм и усердие помогают достигнуть поставленных целей, повышать позиции на рынке и добиваться успеха. Естественно, руководство компании часто приходит к выводу, что чем больше исключительных усилий внесут сотрудники, тем быстрее компания достигнет успеха.

Work Life Balance, или почему важно отправлять сотрудников в отпуска и пресекать переработки

Однако есть важное обстоятельство. Если ваша организация не является проектной и имеет штат сотрудников на постоянной основе, то вам нужны квалифицированные сотрудники не только сегодня, но и в долгосрочной перспективе. Важно, чтобы они сохраняли продуктивность, постоянно развивались, вносили конструктивные изменения и были лояльны к компании.

Поиск и найм новых сотрудников на место тех, кто ушел, может быть дорогим вариантом. Кроме того, репутация работодателя имеет большое значение на рынке IT компаний и в других отраслях. Потенциальным сотрудникам не понравятся истории о частых переработках и эксплуатации со стороны бывших сотрудников. Поэтому руководству важно создать условия, чтобы сотрудники были мотивированы оставаться и работать на высоком уровне.

Конечно, достижение бизнес-целей является важным аспектом. Однако необходимо помнить о людях, которые вкладывают свой труд в достижение этих целей. Понимание потребностей, сильных и слабых сторон, разнообразных интересов и сфер жизни является неотъемлемой частью успешной организации.

Взгляд "выжать максимум" из сотрудников часто мешает долгосрочному сотрудничеству. Представьте себе сотрудника с тягой к переработкам. Вы можете спросить: "Но если они сами хотят перерабатывать, делают это добровольно?" Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим жизненный цикл работы такого сотрудника.

Этапы отношений с работой: весна, лето, осень, зима…и снова весна?

Work Life Balance, или почему важно отправлять сотрудников в отпуска и пресекать переработки

Отношения с работой можно сравнить с сезонами года, где каждый этап имеет свои особенности. Допустим, к вам пришёл новый сотрудник. С большой вероятностью в начале работы в новой компании он будет стараться показать себя с лучшей стороны, будет дружелюбен, знакомиться с новыми коллегами, выслуживаться перед начальством. Это так называемый "конфетно-букетный" испытательный срок. Через несколько месяцев, скорее всего, если сотрудник действительно подходящий, он относительно адаптируется, заведёт знакомства, выстроит свою работу и уже будет приносить ощутимую пользу бизнесу. И, казалось бы, дальше всё должно двигаться “по накатанной” и только улучшаться.

Но здесь-то и можно попасть в ловушку переработок и недостаточного отдыха. Дело в том, что если сотрудник ответственный, имеет склонность к трудоголизму и не имеет расписанных планов на каждый вечер вне работы, то естественным образом погружение в новый рабочий контекст может привести к систематическим переработкам.

На испытательном сроке это как будто бы нормально, так как необходимо много нового изучить. Но лучше избегать такого подхода к работе, потому что можно быстро выгореть. Если ситуация не меняется и дальше, то колесо жизненного баланса данного сотрудника может изрядно перекоситься в сторону работы. И это неизбежно приводит ко внутренней неудовлетворенности человека: колесо баланса не просто так задумано круглым. Полноценная жизнь состоит из разных сфер, включая общение с семьей, друзьями, хобби, да и просто ничегонеделания на диване. Да, у каждого человека идеальный баланс этих сфер будет разным. Но мы рассмотрим некоторую “среднюю” величину условного “среднестатистического” человека.

Неудовлетворённость от перекошенного колеса баланса может вызвать негативные чувства по отношению к работе: сначала легкое раздражение, затем, если ничего не менять, появится тошнота и даже отвращение. И далее, как финальная стадия: выгорание, и как его результат - пофигизм. Выгорание - это когда психические, а иногда и физические ресурсы истощены, и на эмоции, или на решение накопленных проблем уже попросту нет сил. В результате, сотрудник может стать полностью равнодушен и к компании, и к собственно своей работе, и что более важно - к её качеству. Работать с таким человеком становится не очень приятно. Уволить вроде бы не за что, поэтому чаще всего остается просто ждать, пока он не выгорит окончательно и не уволится сам. Но это, кажется, вовсе не то, что нужно руководителю. Что же в таком случае делать?

Экстренные меры для руководителей

  • Провести серию 1-1 встреч

Если вы заметили, что прежде ответственный сотрудник начал регулярно допускать ошибки, менее трепетно относиться к дедлайнам, перестал проявлять инициативу, то настало время бить тревогу и начать подробно выспрашивать, что же с ним происходит.

Чтобы предотвратить выгорание сотрудника, руководителю стоит уделить ему больше внимания и на встречах поднять темы его удовлетворенности работой/его эмоционального состояния.

В идеале у вас, как у руководителя должны быть регулярные 1-1 встречи с каждым сотрудником. Это нужно, чтобы держать руку на пульсе, регулярно давать обратную связь, давать возможность сотрудникам высказываться и вообще обсуждать всё то, что не обсуждают на общих встречах. Но к этим встречам, в зависимости от их стиля и эмоционального интеллекта участников, сотрудники могут относиться более или менее формально, не используя их потенциал на 100%. Поэтому в любом случае нужно будет разговаривать с сотрудником, начавшим показывать сниженную мотивацию. Возможно, налаживание контакта, если его всё еще нет, потребует времени. И до встречи, на которой сотрудник расскажет честно, что именно с ним происходит, вероятно, пройдет несколько подготовительных встреч.

Крайне важно создавать подходящую рабочую среду, которая способствует эффективности и производительности сотрудника, но при этом не перегружает его. Установление гибкого графика работы, предоставление возможности работать из дома, организация специальных мероприятий для сотрудников - всё это может помочь сотруднику наладить баланс в своей жизни.

Руководителю также важно следить за своими сотрудниками, обращать внимание на возможные признаки выгорания и предоставить им поддержку и помощь. Это может быть включение в команду специалиста по психологической поддержке или организация тренингов по управлению стрессом.

Кроме того, руководитель может поощрять сотрудников к развитию интересов вне работы, занятиям различными хобби, общению с семьей и друзьями, отдыху. Это поможет им находиться в балансе и сохранять энергию для работы.

В конечном итоге подходящие отношения с работой должны быть основаны на уважении к балансу между работой и личной жизнью сотрудника. Руководитель должен быть готов к коммуникации, поддержке и созданию условий для достижения этого баланса, чтобы обеспечить успешное и продуктивное сотрудничество на работе.

Для начала необходимо выяснить причину сниженной мотивации и активности. В зависимости от этого можно принимать различные меры. С большой вероятностью вам понадобится:

  • Отправить в отпуск
Work Life Balance, или почему важно отправлять сотрудников в отпуска и пресекать переработки

Если сотрудник был замечен в переработках и большой нагрузке, то рекомендуется оперативно отправить его в отпуск. Часто человеку необходимо вырваться из каждодневной рутины, чтобы пересмотреть свое отношение к работе, приоритеты и состояние. После смены обстановки человеку с большой вероятностью будет легче сформулировать, каких задач он бы хотел, что его не устраивает в работе прямо сейчас и какие пути решения этого он видит сам. Возможно, он поймёт, что ему больше с компанией не по пути. Тогда вы поймёте, что пора искать нового, ещё замотивированного специалиста “с горящими глазами”.

  • Пересмотреть рабочие задачи

В случае, когда сотрудник уже давно выполняет свои задачи качественно и быстро, но не сталкивается с их разнообразием, возможно, целесообразно пересмотреть его задачи, чтобы привнести что-то новое в работу, ставшую уже рутиной. Также, если он не встречает новых трудностей в работе в течение длительного времени, можно рассмотреть вариант изменение роли или должности в организации на смежную или более высокопоставленную, расширение или изменение зоны ответственности. Решение новых задач потенциально восстановит интерес сотрудника. Подход, основанный на матрице компетенций, может помочь в определении навыков, которые сотрудник хотел бы развить и были бы полезны для компании. Кроме того, можно предложить ему подходящее обучение. То, что это обучение должно пройти за счёт компании, думаю, не нуждается в комментариях. Как сказал один эксперт: "Я не боюсь вкладываться в людей, которые будут расти и потом уйдут. Намного хуже, если они не будут расти и останутся."

  • Передача опыта: менторство

Также стоит учитывать, что некоторые сотрудники готовы делиться своим опытом и знаниями с коллегами в рамках менторинга. Это одна из логичных ступенек профессионального развития, особенно если знаний и опыта больше, чем человек может применять в работе. В этом случае стоит рекомендовать ему заняться менторством, что поможет ему применить свой опыт в работе и сделать её более разнообразной. Также можно проводить обучающие лекции, вебинары для круга заинтересованных коллег. Возможно, такой вид деятельности вызовет подъём энтузиазма и поможет посмотреть на привычную работу под другим углом. Ведь когда мы передаём знания, нам приходится и вспоминать материал, и структурировать его.

  • Публично и лично хвалить

Помимо адекватной оплаты труда, важно не забывать о других формах благодарности, которые могут помочь избежать выгорания сотрудников. Одним из эффективных способов является публичная и личная похвала за выполненную работу. Исследования показывают, что хорошее отношение со стороны руководства и коллег, а также своевременные слова благодарности могут повысить эффективность работы сотрудников. Об этих исследованиях можно прочитать в статье. Поэтому не стесняйтесь выражать признательность и отмечать успехи своих сотрудников, независимо от того, сколько времени они уже работают в вашей организации.

  • Отправить выступать на конференцию или просто посетить конференцию
Work Life Balance, или почему важно отправлять сотрудников в отпуска и пресекать переработки

Посещение конференции может принести сотруднику не только новые знания, но и укрепить его профессиональную самооценку. А предложив ему это, руководитель тем самым подчеркивает значимость сотрудника, готовность вкладываться в его развитие со стороны компании. Быть приглашенным выступающим на конференции также позволяет сотруднику продемонстрировать свою экспертизу и узнать, что его знания и опыт ценятся не только внутри компании. Такая возможность может стать мощным стимулом для сотрудника и вдохновить его на новые достижения и развитие.

Кроме того, посещение конференции может быть отличным способом расширить свои профессиональные контакты и узнать о новых трендах и достижениях в своей области. Это поможет сотруднику быть в курсе последних новостей и тенденций, что, в свою очередь, может привести к появлению новых идей и подходов к работе.

В результате посещение сотрудником конференции [в качестве спикера или просто участника] может значительно повысить его мотивацию, эффективность и вклад в работу компании. Это также демонстрирует заботу и внимание руководства к развитию своих сотрудников, что способствует лояльности и удовлетворённости персонала.

Превентивные меры для сотрудников

Как не перерабатывать и соблюдать тот самый Work Life Balance?

Анти-перфекционизм

Внутреннее желание сделать задачу идеально, переделать, в очередной раз доведя отчёт или презентацию до совершенства, заставляют сотрудников задерживаться на рабочем месте допоздна. С одной стороны, это очень полезные для компании конструктивные желания. Но только если это случается редко или время от времени и в долгосрочной перспективе никак не влияет на утомляемость сотрудника. Если всё-таки влияет негативно, то можно предложить следующие идеи и аффирмации:

  • лучше сделать как-нибудь, но сегодня, чем идеально, но через неделю;
  • нужно осознавать, что работа никогда не заканчивается, поэтому “переделать всё” сегодня вечером буквально невозможно;
  • постарайтесь посмотреть на свою работу со стороны и попросить мнение коллеги или руководителя, чтобы понять, что выполнено уже достаточно.

Личные границы

Work Life Balance, или почему важно отправлять сотрудников в отпуска и пресекать переработки

Важно установить личные границы и научиться говорить "нет" при необходимости. Соглашаясь выполнить очередную просьбу коллеги из соседнего отдела, не жертвуете ли вы своим личным временем? Если вы сейчас ответили “да”, то почему вы всё же согласились на эту просьбу? Чтобы сохранить хорошие отношения с коллегой, который обращается к вам только когда ему нужна помощь? Нельзя жертвовать своим временем и личной жизнью ради выполнения просьб коллег. Каждый должен помнить, что он важен в первую очередь для себя, и принимать новые задачи или отказываться от них на основе рациональной аргументации.

Колесо баланса

Для поддержания баланса между работой и личной жизнью необходимо уделить время хобби, семье и друзьям. Можно запланировать на разные будние вечера различные активности, встречи с друзьями, посещения кино, SPA, тренажерного зала. Отдых имеет смысл планировать, как и работу, и затем оставаться верным собственному плану. Кроме того, необходимо помнить о физическом ресурсе и заботиться о своём здоровье через качественный сон, прогулки и занятия спортом.

Стратегия/коучинг

Регулярный пересмотр своих целей и амбиций вместе с коучем помогает ответить на вопросы о текущих и будущих планах в рамках своей деятельности: Чего я сейчас хочу в рамках своей деятельности? Где я хочу оказаться через год? Через три? Пять лет? Нравится ли мне моя работа? Что я могу сделать прямо сейчас, чтобы стало нравиться больше? Все эти вопросы дают возможность вспомнить, ради чего вы вообще трудитесь в этой организации, провести ревизию актуального состояния, понять, куда двигаться дальше. Это позволяет оценить свою работу, определить, что нужно изменить, и приложить все усилия для того, чтобы полюбить свою работу снова.

Итог

Для руководителей и собственников бизнеса выгодно, чтобы их сотрудники имели возможность проводить время в отпусках, не перерабатывали и уделяли внимание другим аспектам жизни, помимо работы. Это обеспечивает душевный подъём сотрудников, ведь они получают новые идеи и знакомства извне, что способствует повышению энтузиазма на рабочем месте.

Свежий воздух и прилив кислорода благотворно влияют на улучшение кровоснабжения мозга, что в конечном итоге способствует улучшению когнитивных способностей и интеллектуальной деятельности сотрудников.

Сотрудники, которые находятся на стадии усталости, отвращения к работе и пофигизма, выполняют свои обязательства хуже, чем те, кто не достиг этого состояния.

Кроме того, удовлетворённые своей жизнью и работой сотрудники создают положительную атмосферу вокруг себя, заряжая своим энтузиазмом и передавая его другим коллегам, а не негативизмом или усталостью от работы. Это также экономит время и ресурсы бизнеса, так как не требуется постоянный поиск и замена высококвалифицированных и редких сотрудников на рынке труда.

На данный момент баланс работы и личной жизни является важным трендом. Подчеркивая его ценность в своей компании, вы повышаете конкурентоспособность вашего HR-бренда.

Желаю вам удачи! И пусть колесо баланса всегда будет с вами.

Тамара Алмаметова
HR-специалист Loyal Gift
Начать дискуссию