Возрастные сотрудники? Да!

Недавно натолкнулся на статью, где обсуждался вопрос найма людей в возрасте. Автор утверждал, что сотрудники в возрасте не востребованы и работают хуже, менее инициативны, активны. Решил рассмотреть ситуацию под своим углом.

У меня небольшая команда. Мы обслуживаем заказчиков по довольно широкому кругу вопросов: от бухгалтерского учета до налогообложения и управления проектами, проводим бизнес-анализ, помогаем в подготовке технических заданий и пр.

Команда состоит из специалистов различных возрастных категорий: есть спецы до 30 лет, есть до 40, а есть и старше 50. И все они при деле. Главное - грамотное управление и правильная постановка задач.

Например, специалист за 50 не будет работать над срочной задачей, требующей оперативного погружения в процессы, анализ, проработку предложений по реинжинирингу. Поэтому при поступлении задачи на создание системы продажи бракованный продукции сотрудникам со склада я не буду задействовать такого сотрудника. Я отдам её более молодому, со скоростных мышлением, умением системно оценивать ситуацию, видеть связанные процессы.

При этом задачу, в рамках которой необходимо оценить новое бизнес-направление, выявить риски, плюсы и минусы, я поручу именно специалисту в возрасте, как обладателю широкого спектра знаний. Именно этот человек знает множество нормативных актов, возможности информационных систем заказчика, сможет указать на риски, возникающие не явно, а как следствие решений в рамках нового бизнеса.

Специалист будет работать не быстро, но вдумчиво, отслеживая все изменения законодательства, риски, дотошно описывая их. И именно такой подход нужен.

Когда я нанимаю человека, то оцениваю его навыки, знания, скорость работы, чтобы понять, какие задачи он может решать и под какие запросы я смогу его использовать. И возраст тут ни при чем.

Активность. Да, как правило, возрастные специалисты менее активны и глаза могут гореть менее ярко. Но правильная оценка сроков, промежуточные контрольные точки, помощь по мере необходимости позволяют решать задачи даже с такими кадрами. Приведу несколько примеров.

Заказчику нужна крупная внутренняя инструкция, описывая бухгалтерский и налоговый учет целого блока. Я знаю, что это объёмная задача: количество операций, требующих раскрытия, очень велико. Отдаю задачу опытному возрастному члену команды. Перед этим прошу его изучить вопрос и предложить мне структуру регламента, этакий скелет, по которому мы пройдёмся, обсудим, и он начнёт работу. Мы согласовываем структуру, на которую специалист накладывает описание. После каждого этапа я проверяю, корректирую, мы сразу устраняем ошибки, и двигаемся дальше. Задача была в работе почти два месяца и по итогу мы получили готовую инструкцию, которая не вызвала никаких правок и замечаний со стороны заказчика.

Если бы я отдал заказ молодому специалисту, то времени ушло куда больше, так как ему пришлось бы изучать ещё нормативную базу, особенности налогообложения и пр.

В другой ситуации ко мне поступил заказ на создание системы, которая позволила бы заказчику вести учёт микромаркетов в виде торговых автоматов, устанавливаем в офисах различных компаний. Задачу я отдал молодому сотруднику. Он быстро вник в суть задачи, определил требования заказчика, нарисовал процессы, требующие автоматизации, изучил существующую информационную систему заказчика и возможности ПО на действующему рынке. По итогу было рождено техническое задание, которое заказчик согласовал. Мы купили ему продукт, интегрировали в действующую систему, настроили и сдали. На все ушло три месяца. Я почти не контролировал работу своих ребят. Только с ответственным согласовал предложение, которое мы сделали заказчику, а также базовые сроки этапов работ. И просто получал отчёты о том, выполнены работы или нет. Я знал, что человек активный, наша команда сможет удержать сроки, если заявила. Так все и вышло.

Как мы видим, в обоих случаях задачи массивные, требующие трудозатрат. Но в первом случае требуется описание регламента, что является довольно монотонно работой, сложной, требующей вдумчивого подхода чтобы не упустить многие нюансы законодательства. Во втором случае требуется креатив, поиск решения. В первом случае я ставлю ряд контрольных точек и проверяю промежуточные итоги, во втором случае - я получаю отчёты и метрики. Но в обоих случаях задача решается, причём с разным подходом: медленный и вдумчивый против быстрого и проактивного. И решают сотрудники разных возрастов.

В процессе управления персоналом, я создал своего рода классификатор персонала, которым и руководствуюсь.

1 тип: молодой, инициативный, мало знаний. С таким не страшно начинать сложный анализ, у него горят глаза, он может много работать. Но его надо контролировать часто, так как малый объем знаний.

2 тип: молодой, инициативный, есть знания. Идеальный работник, который может замещать тебя по ряду направлений.

3 тип: возрастной, выгоревший сотрудник. Тяжелый тип. Он знает многое, но нет интереса, надо постоянно контролировать сроки.

4 тип: возрастной, ответственный. Хороший сотрудник, который сделает все, что обозначите. Не потребует контроля, корректировки будут минимальные. Инициативу не проявит, но и срывать задачу не будет.

Есть еще такой тип, как молодой, без знаний и без инициативы 🙈 Это самый плохой вид работника. Его фиг заставишь, что-то сделать, надо подгонять и контролировать. Требует уделять кучу времени. Сидит от звонка до звонка и зачастую на одной операции, ему ничего не интересно. Развиваться он не захочет, считает, что ему все должны.

Подытоживая, можно сказать, что возрастные специалисты имеют право на работу и внимание работодателя. У них есть ряд преимуществ перед новичками с горящими глазами. Они требуют иного подхода к контролю и управлению. Но если это понимать, то результат не разочарует и не обманет ожиданий.

17
66 комментариев

Комментарий недоступен

10
Ответить

Зачастую чем старше сотрудник тем он более грамотен в понимании объёма сложившейся работы и платы за неё. Компаниям не выгодны такие сотрудники 🤷‍♂️

6
Ответить

"возрастные специалисты менее активны и глаза могут гореть менее ярко."
вполне объяснимо, кого уже кинули, те более не ведутся :-)

10
Ответить

Знаете, очень сильно переживал как-то за представителя старшего поколения, который просидел в конторе полтора десятка лет с ее зарождения и до выхода в лидеры местного рынка. Человек, конечно, специфический, не очень коммуникабельный, и реально не знал, как с нами, щеглами, строить диалог.

Была у его и некая проблема - он реально остановился на комфортном для него уровне и в новые технологии не лез, равно как и повышать уровень результатов работы не повышал. То, что было "норма" десять лет назад из "сойдет" превратилось в "чо-то как-то совсем медленно и не культяписто".

В итоге мужика из начальника группы сделали просто старшим, потом, после пары перемен начальников, вообще вынудили уйти в обычные спецы под крыло совсем молодых девиц. Девицы там тоже попались... с характером, сам с ними воевал. В общем, под эгидой оценки эффективности они его все-таки выперли из конторы насовсем.

И кто здесь виноват - ХЗ. Мне по-человечески мужика до сих пор жаль. А одна из тех девиц, бравшая исполнительностью и умением вовремя показаться топам на глаза, прокачалась через несколько лет до руководителя айти подразделения.

2
Ответить

Мои года, мое богатство. Справедливости ради (мне 59) скажу, проблема есть. Молодым начальникам сложно наказывать, а тем более увольнять сотрудников, которые старше их на два поколения. Учить их сложно, управлять ими сложно, спорить с ними сложно. Методы, которыми молодежь воспитывают с этической точки зрения в данном случае не работают, а других молодые начальники не знают. Заступлюсь за них, те, которые не берут пожилых, видят эти проблемы. Выход думаю не в насильственном навязывании пожилых молодым, а в создании фирм из пожилых целиком.

7
Ответить

Поверьте если человек увольнял много раз... Он уволит хоть кого, этот опыт только с повторением и закреплением приходит.
Лично меня смущает в наборе людей за 50 только один факт, по сути мы видим, что это предел человека, дальше скорее всего будет его показатели будут хуже, не у всех, но у большинства и если я задаюсь целью работы с сотрудником в перспективе 3-5 лет, то инвестирование в 30 летнего выглядят интересней... То есть через 3-5 лет скорее всего я как работодатель получу больший результат. Ещё интереснее выглядят 26-28 лет в этом разрезе... Плюс при всём уважении к возврату, но во многих областях нужно быстро переучиваться и гибкость и там иногда опыт прошлых лет играет даже негативную роль.

Я к чему, в некоторых областях люди в возрасте это не плохой вариант, но а тоже время во многих областях, это скорее плохой выбор.

5
Ответить
Комментарий удалён модератором