Мама была не права. Почему родители должны перестать выбирать профессию для своих детей

Ирина Киреева, основатель компании «Ораторика» — о том, почему вы не всегда знаете, как лучше, точно ли IT - это то, что нужно всем, и чему вам стоит поучиться у ваших детей.

Мама была не права. Почему родители должны перестать выбирать профессию для своих детей

В середине и конце нулевых на места экономических и юридических факультетов любых вузов был нереально высокий конкурс. А платные отделения этих направлений были в два раза дороже физтеха и истфака. Поступить на гражданское право или финансы и аудит значило, по тем меркам, войти в престижную группу и после получить высокооплачиваемую работу. Когда подросток из приличной семьи заговаривал с родителями на тему: «А не пойти ли мне учиться в институт культуры или на журфак?», родители махали руками: «Сначала получи хорошее образование, а потом делай, что хочешь». Часто на престижных факультетах большинство студентов были загнаны туда родителями, имевшими свое представление о «правильной профессии». Кто-то из первокурсников оставил мечту о журфаке, потому что родители сказали: «Идешь на экономический». А кто-то даже не думал о том, в чем его настоящее призвание, потому что со средней школы знал, что его «поступят», куда надо.

Два года назад Сбербанк создал бота, который умеет писать исковые заявления и сообщил, что технология поможет высвободить 3 тыс. рабочих мест. Подобные боты, но уже заменяющие бухгалтеров , внедряются в крупных компаниях.

Мама была не права. Почему родители должны перестать выбирать профессию для своих детей

Родители выпускников школ в 2010-х уже не котировали юрфаки и экономфаки, а знали, что их ребенку нужно учиться IT-специальностям. Технарь, который пишет ботов, заменяющих бухгалтеров и юристов и может эмигрировать в любую страну, где не хватает IT-профессионалов — вот, кто не пропадет в жизни. И действительно — рынок труда балует айтишников — от бесплатных обедов и гибкого графика до зарплат по 200-300 тысяч рублей у миддлов. Казалась бы, когда эти родители махали руками на чадо, заговорившее про журфак, и отвечали «Пойдешь в IT» — они были правы?

Нельзя однозначно сказать - да. В последнее время все чаще звучат прогнозы о том, что нейросети лет через 8-10 заменят и программистов. С одной стороны технологии эволюционируют в сторону конструкторов, с которыми справится любой менеджер. С другой — многие подростки и студенты — так называемые представители поколения Z — со школы умеют писать ботов или создавать сайты. Программирование — больше не та сложная вещь, доступная избранным людям с каким-то уникальным математическим мышлением. Это то, с чем, при желании и необходимости, готовы справиться многие молодые люди.

Что упустили родители, выбравшие в разное время для своих детей престижные профессии? Возможно, приверженцам юрфака и экономфака стоило подумать о том, что технологии развиваются? А тем, кто настаивал на IT-специальности, следовало бы внимательнее читать прогнозы футурологов, которые считают, что сфера искусства — не такое и плохое решение. Когда случится 4-я промышленная революция и роботы научатся делать роботов, творчество останется прерогативой человека. Хотя сегодня художники и музыканты играются с нейросетями — пишут картины и музыку с их помощью, алгоритмы не способны сделать осмысленный продукт. Через 20-30 лет нам, возможно, не нужно будет столько программистов и юристов, но все еще нужны будут Бэнкси, Пелевин и Том Йорк.

Но главное, что упускают родители, которые выбирают профессии для своих детей, это не прогнозы экспертов рынка труда. А истинные желания детей. Неверно говорить о том, что в будущем совсем не останется юристов, экономистов и программистов. Но для того, чтобы работать в этих профессиях, нужно будет осваивать больше навыков, уметь адаптироваться под перемены. И для того, чтобы быть готовым активно развиваться — нужно по-настоящему любить дело. Если подросток видит свое призвание в программировании, финансах он, правда, будет расти, учиться новому и хорошо зарабатывать. Если же он пошел учиться, куда сказали, а потом засел в модном офисе, потому что получил такой диплом, ему будет трудно конкурировать в меняющихся реалиях по причине слабой личной мотивации.

Сегодня некоторые мои знакомые молодые люди к ужасу родителей бросают институты, как раз часто — IT-специальности. Они объясняют, что в вузах дают устаревшие знания, а работу в корпорации со своими навыками они могут найти и без корочки. И находят. И вообще, говорят, что нужные навыки они получили не в аудитории, а на митапах. Представителям поколения Х и Y, которые так ценили наличие корочки, это трудно понять. В свою очередь Z-дети не понимают, почему их родители ничему не учились после окончания вуза, ведь можно и нужно учиться всю жизнь. Почему они не пробовали себя в разных направлениях? Почему работают там, где им не нравится? И они правы, пожалуй, на порядок больше.

Вывод — не стоит решать за детей, опыт прошлых лет показывает, что умные и продвинутые родители часто принимали решения, которые впоследствии оказывались не такими и верными. Сейчас мы живем во время, когда могут хорошо реализоваться люди разных профессий, при условии, что они любят свое дело. Чему действительно стоит учить детей — это отличать свои истинные желания от навязанных обществом, самостоятельно принимать решения, вести переговоры, уметь работать в команде. Если ваш ребенок учится в старших классах школы, вероятно, лучшим решением будет отправить его не к репетитору, который поможет сдать экзамены на IT-факультет, а к карьерному консультанту или на курсы профориентации, чтобы выявить его способности и желания.

99
18 комментариев

//со школы умеют писать ботов или создавать сайты

На конструкторе, ага. Это даже не программирование, строго говоря. 15-20 лет назад таких звали эникейщики

2

А вообще, реально, кому-то понадобились университетские знания для построения профессиональной карьеры? Или химические опыты из средней школы?

Где-то 40 - 50% людей с которыми я учился в универе работают по профессии, т.е. да, понадобились. При этом наблюдаю картину, что люди со слабым университетским образованием, как правило, не достигают успехов и в карьере.

4

Большинству понадобились связи, приобретенные в школе и университите. А знания там приобретенные - почти всегда нерелевантные тому, что используется в работе/зарабатывании денег.

Говорят же, советское образование было лучшее образование в мире. Да, никто не спорит, НО именно, что было, а не есть. В современном мире модель советского образования не актуальна и неэффективна. Школьное образование в том числе. Реальные изменения увидим только тогда, когда сферой начнут руководить умные люди нового поколения. Надеюсь, увидим)

Люди с "лучшим образованием в мире" ставили банки перед телевизором, где показывали экстрасенсов.

3

Образование сегодня и рынок труда через каких-то 5 лет, это почти всегда разные вещи.

1