Эффективный руководитель в digital: от качеств к конкретным действиям

Рынок digital-услуг — это высококонкурентный рынок, перенасыщенный исполнителями. Как и другие рынки, в нестабильное время его трясет, и все его игроки чувствуют эту турбулентность. Как справиться с ней? В статье расскажу о том, какие качества нужны руководителю в digital, и что именно ему делать, чтобы оставаться востребованным и эффективным даже в период кризиса.

Эффективный руководитель в digital: от качеств к конкретным действиям

Немного обо мне

Меня зовут Максим Малышев, я CEO digital-агентства Notamedia. В 2013 году пришел в компанию на должность руководителя проектов и за 10 лет вырос до генерального директора digital-агентства — одного из двух подразделений нашего холдинга.

За эти годы у меня сформировалось понимание, каких качеств не хватает руководителям в IT. Об этом, а также о том, какие конкретные действия предпринять, и пойдет речь.

Какие качества нужны руководителю

Первое — это умение брать на себя ответственность и отвечать за результат. Не обещать того, чего не сможете выполнить в заявленный срок. А если дали обещание, то выполнить его, несмотря ни на что.

Второе — высокий уровень эмоционального интеллекта. Сюда входит и умение находить общий язык с людьми — как заказчиками, так и с подчиненными, — и умение вовремя «считывать» настроение и отношение к вам человека, с которым ведете диалог. Плюс умение сразу понимать, что от вас хотят, быть проницательным до болей и потребностей другого.

Эффективный руководитель в digital: от качеств к конкретным действиям

Третье — умение ставить качество работы на первое место по приоритету. Если видите — на проекте произошел фейл, даже, предположим, некритичный, — то вы этот момент устраняете или минимизируете. Исповедовать девиз — не проходи мимо мусора! В реальной жизни это тоже полезно :)

Кстати, именно это качество меня всегда волновало и заставляло фрустрировать, если приходилось им частично жертвовать — например, в угоду коротким срокам реализации проекта.

Четвертое — это проактивный тип мышления. Без развития и постоянного изменения угла зрения на рынок вы не сможете выжить как руководитель. Сюда входит умение подстраиваться под обстоятельства, находить новые подходы и инструменты, следить за новыми технологиями, а главное — оценивать, какие из них «пустые» и сдуются спустя полгода, а какие — технологии будущего.

Эффективный руководитель в digital: от качеств к конкретным действиям

И нужно сразу «примерять» эти технологии на бизнес. По моим наблюдениям, руководители тех компаний, которые скачкообразно растут по штату, прибыли, клиентскому портфелю — все они мыслят именно так и постоянно тестируют новое.

Ну и, пятое — простое, казалось бы, качество, но самое необходимое. Это честность и порядочность. Руководитель должен быть честным по отношению к сотрудникам, клиентам и партнерам.

В предыдущей статье я уже говорил о том, что я всегда предельно прозрачно говорю заказчику, что, на мой взгляд, ему нужно. Могу дать совет, как решить его бизнес-задачу, сэкономив бюджет. Или наоборот, если я вижу, что проект сложный, масштабный, требующий больших вложений, то так и скажу — под вашу амбициозную цель нужен колоссальный объем работ, вы точно уверены, что оно того стоит, или попробуем рассмотреть другие варианты решения задачи?

Безусловно, все это работает, только если у руководителя в должной мере прокачаны хард скилы. Например, знание основ менеджмента, финансового управления, управления рисками, планирования. Обязательно нужно хорошо разбираться в стеке технологий, с которым работает компания. На хардах останавливаться не будем — это тема для другой статьи.

Помимо обладания нужными скилами, чтобы оставаться эффективным, руководителю нужно регулярно работать над собой. Что делаю я — расскажу далее.

1. Глубоко погружаться в бизнес-процессы в компании и иногда работать «руками»

Когда компания оказывает услугу, вы как руководитель должны в деталях понимать ее составные части и погружаться в процесс оказания этой услуги на разных этапах. Не должно быть такого, что компания сама по себе, а вы сам по себе — наблюдаете «сверху».

Некоторые процессы, особенно если вы их запускаете с нуля, нужно лидировать самому какое-то время — не сразу отдавать сотрудникам, а передавать постепенно. Со временем команда научится быть самоорганизованной.

Еще для руководителя полезно иногда работать «руками» — выполнять задачи, не связанные напрямую с менеджментом. Во-первых, это помогает на практике погрузиться в нюансы работы того или иного отдела и быть ближе к подчиненным. Во-вторых — это просто отличная разрядка для мозга, которая не дает руководителю «закостенеть» в своих управленческих функциях.

Эффективный руководитель в digital: от качеств к конкретным действиям

Например, я иногда могу сам что-нибудь запрограммировать, поднять сервер под личные проекты, написать чат-бота, нарисовать макеты в Figma и т.п.

2. Развиваться и получать новые знания, но только тогда, когда они нужны

Руководителю приходится постоянно развиваться, иначе можно быстро отстать от рыночной ситуации. Это может быть что угодно: книги, статьи, курсы, подкасты, вебинары и офлайн-мероприятия. Найдите форматы обучения по душе, благо их на рынке огромное количество. Я, например, люблю формат интервью с топами компаний-лидеров на рынке. Считаю, что в беседах один на один раскрываются настоящие инсайты бизнеса. Рекомендую канал Александра Соколовского на Youtube — к нему приходят интересные гости, начиная от владельцев миллиардных бизнесов и заканчивая просто медийными персонами: психологами, художниками, учеными.

Есть и «джентльменский» набор книг для руководителя . Всем рекомендую почитать:

  • Цель. Процесс непрерывного совершенствования (Элияху Голдратт);
  • Deadline. Роман об управлении проектами (Том ДеМарко);
  • 45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя (Максим Батырев).
Эффективный руководитель в digital: от качеств к конкретным действиям

Еще интересные книги есть про саморазвитие:

  • Монах, который продал свой «феррари» (Робин Шарма);
  • О чем я говорю, когда говорю о беге (Харуки Мураками);
  • Нравственные письма к Луцилию (Луций Анней Сенека);
  • Наедине с собой. Размышления (Марк Аврелий).

Важный момент — знания полезны только в моменте. Оцените, каких знаний и навыков вам не хватает прямо сейчас.

Предположим, вы бывший разработчик, пришли руководить другими разработчиками. Понятно, что у вас есть техническая экспертиза. Достаточно ли этого? Конечно, нет. Тогда надо изучить азы управления временем, делегирования и постановки задач, то есть прокачать менеджерские компетенции. Или, например, с коммуникациями проблемы — замечаете, что сотрудники на вас волком смотрят и быстро уходят из кухни, когда вы заходите. Тогда нужно прокачивать эмоциональный интеллект и азы общения в социальной среде :)

Но не нужно получать новые знания только ради новых знаний. На мой взгляд, эрудированность ≠ интеллектуальность. Обладание большим количеством знаний без практического опыта не несёт никакой пользы.

Например, можно пройти курс на полгода по HR-аналитике, просто потому что. А можно сесть и подумать, какие показатели сейчас важно измерить, почитать несколько базовых статей и начать их измерять. И только сильно потом, если действительно понадобится, осознанно идти изучать детально предмет. И, самое главное, эти знания применить по назначению, а не положить на полку.

3. Запрашивайте обратную связь о себе

Мой совет — запрашивайте у команды обратную связь о себе, как о руководителе. Это полезно, так как часто картинка в вашей голове может отличаться от того, что вам скажут люди.

В получении обратной связи о руководящем составе нам помогает оценка 360 градусов. Это метод опроса, в котором учитывается мнение коллег, высшего руководителя, заказчиков (как внутренних — сотрудников, так и внешних — клиентов) и самооценка (когда руководитель оценивает сам себя). В нашем случае критерии оценки выбраны в двух направлениях:

  • оценка как управленца / менеджера — по управленческим компетенциям;
  • оценка как эксперта по направлению — по компетенциям специалиста.

Месяц назад мы первый раз провели оценку 360. Опрос состоял из 40 вопросов, каждому из которых был присвоен «идеал» — высший балл. Например, если идеал — 4 балла по вопросу «Умение делегировать», а вы получили среднее значение 3,6, то это высокий показатель, означающий, что данный навык у вас прокачан в высшей степени. Если по вопросу «Навык дисциплинированности» вы получили среднее значение 2,4 из 4, то это показатель ниже среднего, а значит — это ваша точка роста.

Оценка помогла понять руководителям, каких навыков и скилов им не хватает. Исходя из этого будем корректировать индивидуальный план развития каждого.

Эффективный руководитель в digital: от качеств к конкретным действиям

Менее трудоемкий, но действенный способ получить обратную связь о себе — это проводить one-to-one встречи с коллегами. При этом формат встреч подразумевает двустороннее взаимодействие: как сотрудник может выразить на встрече, что ему нравится / не нравится во взаимодействии с руководителем, так и наоборот. Я провожу one-to-one встречи с руководящим составом (12 человек) с периодичностью раз в квартал — то есть как минимум раз в неделю с одним. Тайминг встречи — от 30 до 60 минут. На этой встрече мы можем разбирать как и рабочие кейсы, так и потрепаться о личном — это помогает мне лучше узнавать своих коллег.

4. Сформировать костяк лидеров по командам и лично принимать участие в их подборе

Единолично управлять большой командой (от 30+ человек) невозможно. По достижении этого барьера происходит разделение команд на группы: по технологиям, решаемым задачам, специализациям.

И руководитель должен принимать участие в назначении лидеров таких команд. С этим человеком вам предстоит дальше коммуницировать, совместно реализовывать стратегию развития компании, и именно он потом спускает на команду задачи от вас.

Мой совет — принимайте участие в подборе руководящего звена. Как минимум на последнем этапе собеседования и желательно офлайн. Сформируйте список вопросов, ответы на которые позволят сформировать мнение о кандидате, и задавайте их на собеседованиях.

Эффективный руководитель в digital: от качеств к конкретным действиям

Они должны быть не классические, например, «Кем вы видите себя через 5 лет?», а заточенные под специфику вашего бизнеса и правила корпоративной культуры. Я, например, в числе прочих задаю вопрос, ориентированный на выявление типа мышления и нестандартный подход к решению задач.

5. Общаться с рядовыми сотрудниками, а не только с руководителями

Мало общаться с лидерами команд, иногда очень полезно общаться с рядовыми сотрудниками — менеджерами проектов, дизайнерами, разработчиками, тестировщиками, техническими писателями. Именно они дадут ответ на вопрос, что происходит в команде, какие есть проблемы и планы.

Общайтесь с ними на кухне, в комнатах отдыха — где угодно. Обычно, если в компании работает до 150 человек, это удается. Да, лично знать каждого по имени вы не сможете, но большинство знать будете точно и понимать, чем эти люди занимаются, что их вдохновляет, что демотивирует, какие в команде есть боли и точки роста.

Эффективный руководитель в digital: от качеств к конкретным действиям

Вместо заключения

Выполнение вышеперечисленных действий не гарантирует ваше попадание в рейтинги Forbes, но однозначно позволит вам быть ближе к сотрудникам и клиентам, а также трезво оценивать свои сильные и слабые стороны.

Главный совет, который я могу дать начинающим руководителям или тем, кто пока только думает о руководящей должности — принять решение, точно ли вам хочется руководить. И подумать — идете ли вы в это из амбиций, что если вы менеджер, то всем управляете и не работаете сами? Не вводите себя в заблуждение, что начальнику жить проще — в диджитал как раз все наоборот.

Возможно, стоит сначала попробовать частично руководящую должность и оценить, как вам этот груз ответственности. И если вам это нравится, у вас горят глаза, то дальше просто развиваться и прокачивать недостающие скилы.

Пишите в комментариях, какие вы приемы и практики используете, как руководитель? Буду благодарен за интересный опыт и советы.

37
7 комментариев

Хорошая статья, всё в точку:)

1
Ответить

Приятно слышать, спасибо!)

1
Ответить

Вот даже добавить не чего. Все как надо написали. Думаю вы можете далеко пойти, если конечно не останетесь в компании.

Ответить

Привет, Макс)
Несмотря на дельное перечисление очень важных и нужных качеств руководителя, у Ноты много негативных отзывов от сотрудников, как раз об отсутствии культуры внутри команды, плохой коммуникации, низкой нерыночной зп, неоплачиваемых переработках, ДМСу только через год etc. Многие из жалоб системны, значит, решать их должна компания, а не сотрудник после отписки эйчара о том, что «повышение зп ты можешь попросить сам, поговорив с руководителем».

Думаю, будет здорово решить все эти проблемы, чтобы остаться последовательным и неголосовным.

И, кстати, у тебя опечатка в описании профиля. ✌🏻

Ответить

Олеся, привет!

Мы придерживаемся принципа открытости в коммуникациях. Если сотрудник недоволен чем-либо в работе, он всегда может рассчитывать на то, что его услышат. Для этого мы проводим one-to-one встречи с руководителем и HR-менеджером, где можно честно высказать свои пожелания. Мы работаем с обратной связью, разбираем негативные кейсы и стремимся сделать так, чтобы сотруднику было комфортно работать у нас. А еще регулярно проводим опрос удовлетворенности — например, по итогам 2 квартала 81% сотрудников довольны работой в компании.

Опечатку поправил, спасибо :)

Ответить

Все равно мне кажется, что прочтение статьи никак не изменит мышление

Ответить