Сделать идеи сотрудников полезными для бизнеса

Что руководитель должен говорить сотруднику, оценивая его идеи? Как дать комментарии и не загубить мотивацию? Креативный директор Школы «ИКРА» Иван Дьяченко делится наблюдениями и методиками.

Но ты уже взрослый

«Ну ты молодец, приходи ещё!», «Спасибо, иди работать», «Так держать!», «Продолжай в том же духе», «Всё отлично, только нужно ещё подумать», — одобрительные, оптимистичные и абсолютно бесполезные фразы в оценке идей.

Оценка — вообще слово сложное, от него веет школьным уроком, указкой и ответом у доски. Или суровым родительским взглядом. Оценка — откуда-то из детства: когда кто-то важный, большой, строгий смотрит на тебя пристально сверху вниз и ставит тебе балл: «отл», «неуд», «палочка с точкой».

Нет, в самих по себе школьных и семейных оценках нет ничего дурного. У них есть свой контекст: понятная система координат, воспитательный процесс и прочее. Современные психологи учат родителей и учителей хвалить и делать замечания правильно: я-сообщениями, оценивая конкретные достижения и детали.

Сделать идеи сотрудников полезными для бизнеса

Но есть то, что существенно отличает оценку в школе и семье от оценки в бизнесе, коллективе, команде. Тут все выросли. И отношения «руководитель — подчинённый», «эксперт — стажёр» — это всегда «взрослый — взрослый». И у этих взрослых должен быть свой язык — не учительский, не отеческий, не менторский, не покровительственный. Какой?

Я садовником родился, не на шутку рассердился

Задача обратной связи — не поставить балл, а дать человеку направление, свежий взгляд, подзарядить энергией, укрепить веру, вдохновить. Человек должен самостоятельно прийти к решению, сформулировать идею.

При этом недостаточно просто похвалить, раздать указания и на прощанье похлопать по плечу: «Ну ты молодец, приходи ещё!» Важно давать сбалансированную обратную связь — помогая человеку улучшать его рабочий опыт.

Мне нравится образ садовника, в распоряжении которого сад с растениями-сюрпризами.

Садовник, конечно, надеется осенью варить варенье, наливочку настаивать и собирать букеты, но сад плодоносит совершенно непредсказуемо, и когда что-то прорастает, нужно сначала внимательно посмотреть: это что, есть ли потенциал? Разобравшись, где груша, где пижма, понять — как удобрять, что поливать, где окучивать. Пометить флажками: «Осторожно, тут растёт эвкалипт!» — и отпустить расти.

Кстати, в ИКРЕ мы так и говорим: «взращивать идеи».

Как взращивать идеи: выделяем «зёрна»

Работу с идеями можно поделить на три этапа:

  • Выделение «зёрен».
  • Удобрение.
  • Создание образа будущего.

Погнали. Первая задача — разглядеть позитивные стороны идеи, с которой к вам пришли. Они есть всегда. Сделав это, вы и видите пользу идеи для себя, и даёте автору понять: вы его действительно слушали.

Сказать «молодец, ты здоровский» можно и сидя в телефоне — только толку? Когда вы выделяете «зёрна» — это показывает вашу искреннюю вовлечённость. Помните: здесь нет места критике, исключены слова «невозможно», «дорого», «уже было», «это никогда не купят у нас» и так далее.

Ключевая методика при оценке идей — «Сбалансированная обратная связь». Она предполагает работать с любой идей так: не отметать её, а находить положительные стороны и предлагать способы улучшения. Любая обратная связь должна помочь осознать полученный опыт Школа ИКРА
Ключевая методика при оценке идей — «Сбалансированная обратная связь». Она предполагает работать с любой идей так: не отметать её, а находить положительные стороны и предлагать способы улучшения. Любая обратная связь должна помочь осознать полученный опыт Школа ИКРА

Ниже — две методики для «выделения зёрен».

Оценить отдельно форму и содержание

  • Дать обратную связь по форме презентации: «Спасибо, что оформлена презентация», «Спасибо за ясный рассказ», «Спасибо, что ты пришёл так вовремя», «Здорово, что ты пришёл ко мне — приятно, что ты ценишь меня как эксперта», «Здорово, что рассказано по фазам».
  • Дать обратную связь по существу: обсудить суть выступления. «Понравилось это, это, это», «Классные фишки найдены», «Здесь стоит поработать с банком идей».

Разложить идеи на «корзинки»

Первая «корзинка» — идеи которые можно воплотить прямо сейчас.

  • «Вот эту часть твоей идеи я готов добавить в спринт прямо сейчас. Это легко исполнить и не требует проработки всей концепции целиком».

Вторая «корзинка» — что требует доработки. Идеи из этого блока можно обсудить подробнее позже.

  • «Это интересная мысль, я предлагаю тебе присоединиться к обсуждению похожей темы вот с этими людьми».

Третья «корзинка» — «заметки на манжетах или салфетках». Сырые, мимолётные идеи, мысли — может, и не из презентации автора, а родившиеся только что.

  • «О, ты мне напомнил такую штуку».

  • «Классно, я тоже об этом думал!»
  • «Петя из департамента продаж на днях предлагал похожее — кажется, вам стоит поговорить об этом».

Удобряем почву: перерабатываем негатив в позитив

Второй шаг — подскажите человеку, как конкретно он должен доработать свои идеи.

Часто советы (особенно самые «ценные»!) начинаются после «но». Увы, такую культуру мы унаследовали от старой американской корпоративной культуры.

«Но» действует как триггер: всё, что до него, мы воспринимаем как «поглаживания», булшит, политическую игру, манипуляцию. «Но» нас включает: о, пора брать ручку и записывать, пошли рекомендации!

А что делать, если оно вообще не звучит?

Оказывается, можно создать культуру, в которой слово «но» отсутствует — при этом резко повысить включённость участников. Как?

Вместо того чтобы озвучивать «минусы» и недоработки идеи — промолчите. Подумайте. Ответьте сами себе на вопрос: а что конкретно должен сделать человек, чтобы эти недоработки устранить?

Преобразуйте недостаток в конкретный совет. Займитесь выращиванием идей.

Школа  ИКРА
Школа ИКРА

Хотите перейти к улучшению? Заклейте рот, переварите каждую «яму» в рекомендацию на улучшение, постройте позитивную фразу — и только потом говорите.

Высший уровень фасилитации такой встречи — говорить не в режиме монолога, а вести беседу: «Как ты думаешь, какие слайды мы сюда можем добавить, чтобы смысл стал более ясен?» — вы не критикуете, а предлагаете улучшать.

Дайте конкретные рекомендации

Вам не нужно прямо на встрече из сырых идей вырастить классные и тюнингованные. Но здорово продемонстрировать, как именно ваши рекомендации помогают человеку их улучшать.

Переделать определённые слайды, изменить подачу блоков идеи; что почитать, что посмотреть, каких цифр не хватает, какие кейсы необходимы для того, чтобы идея стала убедительнее, с каким экспертом посоветоваться — все эти советы нужно давать не вообще, а по конкретным слайдам или элементам идеи.

Задавайте провокационные вопросы

Используйте методологию мыслительных экспериментов «Размер, время, стоимость» (РВС) из ТРИЗ. Суть инструмента в том, чтобы за 10 минут задать шесть провокационных вопросов по идее.

Что, если твою идею увеличить в масштабе? Распространить её на все целевые аудитории, сделать её долгоиграющей, сделать её массовой в каком-то смысле слова. Станет ли идея от этого лучше? Если да, то прямо сейчас записать эти улучшения.

Резко уменьшить идею. А что, если сначала реализовать твоё предложение в виде небольшой модели? Как выглядит минимально жизнеспособный продукт (MVP)? Что, если сузить целевую аудиторию? Ты предлагаешь инновационное улучшение для всего офиса, а что, если оно произойдёт в пределах одной комнаты или, скажем, корпоративной столовой?

Замедли время. Что, если внедрять идею супермедленно, будто много времени впереди. Как идея улучшится, если двигаться небольшими шагами, тщательно прорабатывая каждое решение?

Времени нет. Если у тебя есть ночь, что бы ты сделал со своей идеей, как бы ты её видоизменил? Становится ли она лучше, если внедрять её нужно завтра?

Много денег. Если я дам тебе миллион долларов — как реализуешь идею? Будет ли она лучше?

Нулевой бюджет. Денег нет, но вы держитесь: что происходит с идеей? Можно ли воплотить, если у нас нет никаких ресурсов для этого? В каком виде?

На эти вопросы не нужно тратить много времени — буквально 10 минут. Короткий брейншторм — смотрим, как идея улучшается, записываем. Такая проработка вдохновляет, и сразу становятся видны пробелы и недоработки, и человек их обнаружит сам.

Создаём образ будущего

Третий этап — рассказать человеку, как здорово будет, если всё это сделать. Его ждёт победа, возможно, великая — человек будет окрылён.

Заключите «контракт»

«Сделай то, о чём мы договорились, и я как руководитель обещаю тебе поговорить об этом на директорском борде». Это хороший знак для конца встречи — появляется перспектива: человек понимает, зачем он работает. А обещание выполнить свою часть задачи — мотивирует.

Школа  ИКРА
Школа ИКРА

Как презентовать идею

Культура обратной связи и выращивание идей предполагает обратную культуру — их подачи. Недостаточно, чтобы идея просто пришла вам в голову. Важно, чтобы она была ясно изложена, пересекалась с интересами бизнеса, слушателя.

Рассказывая о своей инновационной придумке руководителю, предложите сразу план реализации, смету (предварительную оценку бюджета). Если вы сами руководитель, то требуйте от людей, чтобы они приходили с идеей, проверенной по чек-листу, который вы им предложите (что важно сказать, когда вы предлагаете инновационные изменения).

Мы в ИКРЕ подготовили вот такой чек-лист. Можете использовать его для своих идей или давать своим сотрудникам, чтобы они проверяли свои идеи по нему:

Школа  ИКРА
Школа ИКРА

Зачем им думать?!

Один предприниматель на воркшопе в «Сколково» спросил меня: «Если я своим работникам буду давать такую обратную связь, они посчитают себя умными, ценными и начнут требовать роста зарплаты! Я так не хочу». Что ж, позиция понятная. И распространённая.

Тут нужно понять: что для вас важней — чтобы люди выполняли инструкции или предлагали инновации? Если вы хотите меняться, расти, создавать инновационные продукты — то нужно работать и над созданием инновационной среды в коллективе: растить сотрудников, которые будут рады улучшать ваш бизнес.

Конечно, вам придётся периодически сталкиваться со «звёздной болезнью». Ключевое слово здесь — «болезнь», а значит, это лечится. Но куда чаще вы будете наблюдать вместе с ростом уверенности в себе рост уважения к делу, работе, компании. Людям нравится работать там, где их слышат и ценят. Вы увидите, как расцветает чувство сопричастности и энтузиазм.

Иван Дьяченко, креативный директор Школы ИКРА
4444
13 комментариев

"Второй шаг — подскажите человеку, как конкретно он должен доработать свои идеи." - давно читал что-то подобное и применял на практике. В долгосрочном периоде заканчивается тем, что тебе с "конкретными советами" садятся на голову: кидают сырые проекты и ждут указаний.

Автор исходит из того, что все сотрудники хотят и могут работать с полной отдачей (в жизни это не так).

3

Когда сотрудники приносят сырые идеи, они хотят, чтобы вы были их соавтором. Это первые признаки того, что у вас в компании рождается инновационная среда) Дальше задача руководителя – дать человеку направление по доработке, инструменты, чтобы развивать идеи в будущем. Все мы трепетные создания, жаждущие признания. И бережная обратная связь поддерживает интерес и инициативу

3

Да, если вы показываете пример и довольствуетесь его повторами - сядут на голову.
Поэтому "подскажите" - означает указание на дверь за которой ответ. Типа "вот это почитай, вот с этим поговори". На начальном этапе это норм. Потом требует повышения самостоятельности сотрудников.

1

Прекрасная статья, Ваня.

3

Спасибо! Ценно для меня очень )

Шикарно, спасибо

1

Спасибо, приятно слышать )