Что такое корпоративная культура, как ее диагностировать и зачем
Главные вопросы о корпкультуре — отвечают специалисты
Привет, это агентство Jobby. Мы много говорим о корпоративной культуре и о том, что важно знать, какая она в вашей компании, что в ней соответствует вашим целям, а что нет. И сегодня остановимся на этом подробнее. Впереди три блока: что такое корпкультура вообще, как и зачем ее диагностировать и какие для этого способы существуют.
Что такое корпоративная культура?
Если вы введете в поисковик этот запрос, то получите десятки определений. Но каждое из них в чем-то сходится с другим, и если выделить общие моменты, то получим такие варианты:
Корпоративная культура — это нормы и образцы поведения, которые определяют деятельность всех сотрудников компании и отношения между ними.
Корпоративная культура включает в себя ценности, традиции и стандарты поведения сотрудников в компании.
Корпоративная культура — модель, по которой сотрудники компании взаимодействуют друг с другом и с клиентами.
Корпоративная культура — совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавших свою эффективность и разделяемых большинством членов организации.
Корпоративная культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами коллектива и задающих общие рамки поведения.
Видим, что в каждом из этих тезисов есть слова про поведение или про то, что сотрудники что-то вместе делают. Поэтому из всех этих определений мы выводим одно, которое их объединяет.
Корпоративная культура — это то, как в организации принято делать всё.
Последнее слово — ключевое, потому что для того, чтобы понять, как работает наша компания и что в ней соответствует нашим целям, а что — нет, нам нужно понять, что это за «всё» и из чего оно состоит. Тогда мы увидим сильные и слабые стороны построенной нами культуры и сможем их скорректировать.
Как правильно пользоваться знаниями, которые мы озвучили в этой статье, расскажем на нашем офлайн-интенсиве.
Он пройдет в Санкт-Петербурге 5 и 6 октября. Это проект, в который мы вложили умения и знания всей команды агентства Jobby. И мы готовы научить вас тому, что знаем и умеем мы.
Вы научитесь определять уровень культуры в организации, планировать ее трансформацию, разрабатывать ценности, которые станут основой для корпкультуры, и продвигать их так, чтобы сотрудники пользовались ими в работе постоянно. Записывайтесь здесь.
Культурная сеть: понять, как работает ваша организация
Рассказываем об одном из самых популярных методов анализа корпоративной культуры. Подход, разработанный Джерри Джонсоном и Киваном Скоулзом в 1992 году, — хороший способ понять, что делает или сделает вашу компанию особенной.
Она состоит из шести элементов, которые можно представить в виде шестиугольника, в центре которого парадигма. Это те самые корпоративные ценности, которые являются основой вашей корпоративной культуры.
Вы можете проанализировать свою компанию по этим элементам, понять, что нужно подтянуть в первую очередь, и скорректировать корпоративную культуру. Вот их список.
Легенды и мифы, рассказы и нарративы
О чем это:
• Какие истории рассказывают о вашей организации сотрудники?
• Как про компанию рассказывают новичкам и какие советы им дают?
• Кто у вас герои и злодеи?
• О чем говорят эти истории, какие месседжи в них заложены?
Например:
• IT-компания была основана человеком, который никогда не работал в IT.
• В компании больше всего ценят инициативу и готовность делать больше.
• Когда ушел второй основатель, жизнь компании переменилась.
Ритуалы, рутина, традиции
О чем это:
• К чему мы привыкли и, если это изменится, будет сразу очевидно?
• Какие традиции есть в организации?
• Что сотрудники и клиенты ожидают от компании?
Например:
• Каждый год мы отмечаем день рождения компании.
• Лучших сотрудников у нас награждают два раза в год через выбор руководителей.
• Клиенты ожидают, что мы выполним заказ за 30 минут.
Символы
О чем это:
• Есть ли в компании свой язык/жаргон? Насколько это распространено?
• Какой у компании логотип, символ, образ, маскот?
• Какой в компании офис?
• Какие в компании есть символы статуса?
Например:
• Наш символ — лиса. Она умная, дружелюбная и веселая.
• Большое количество аббревиатур: БРБ, СБСС, СПК.
• Значки за выслугу лет, дипломы, выделенное место на парковке.
• Начальник завода ходит в такой же форме, как рабочие.
Оргструктура
О чем это:
• Какая в компании организационная структура: плоская, иерархическая, матричная, сетевая?
• Есть ли и где формальные границы полномочий?
• Как выстроено взаимодействие между подразделениями?
• Отражает ли оргструктура структуру власти?
Например:
• В компании жесткая иерархия, вопросы между подразделениями решаются через руководителей.
• Люди на линейных позициях взаимодействуют друг с другом напрямую.
Системы управления и контроля
О чем это:
• Каким образом осуществляется управление в компании? В целом компания контролируется слабо или жестко?
• Кто и как осуществляет контроль в компании?
• Как в компании выстроена финансовая система? Система качества? Управление проектами? Система поощрений/наказаний?
Например:
• Невозможно оплатить счет, если потрачен весь бюджет по статье — система не дает этого сделать.
• Генеральный директор контролирует в компании все процессы и вручную.
Властные структуры
О чем это:
• Какие группы влияния есть в организации?
• Кто реально управляет компанией? Во что верят эти люди?
• Кто оказывает максимальное влияние на решения и стратегическое управление?
Например:
• Если проект не одобрит финансовый директор, CEO тоже его не одобрит.
• У генерального директора есть два влиятельных зама, каждый гнет свою линию.
Парадигма
О чем это:
• Что объединяет людей, которые работают в компании?
• Что важно для всех сотрудников компании? Какие общие ценности у них есть?
• Во что верят сотрудники?
• Что сотрудники ценят в организации?
• Что отличает компанию от других?
Например:
• Все сотрудники гордятся продуктом, который создает компания.
• Многие ценят компанию за возможность самостоятельно принимать решения и отсутствие давления со стороны руководства.
Парадигма, то есть корпоративные ценности, неслучайно находится в центре шестиугольника. Меняя их, мы можем влиять на все остальные шесть элементов корпоративной культуры.
Когда мы работаем с диагностикой культуры и разработкой ценностей, мы глубоко исследуем именно этот блок, при этом не забывая про остальные.
Под каждую компанию мы немного корректируем гайд для проведения интервью и фокус-групп, но глобально практически всегда мы анализируем следующие направления.
Отношение к целям
Кто и как ставит цели компании? Как происходит их достижение? Знают ли все сотрудники цели?
Общая атмосфера
Как можно описать атмосферу в компании? Какие характеристики являются особенными или уникальными?
Драйверы и барьеры в работе
Что удерживает сотрудников в компании? Почему люди уходят? Что требует доработки/изменений?
Портрет сотрудника
Какие люди работают в компании? Что их объединяет? Какие качества ценятся в людях? Идеальный сотрудник — какой он?
Взаимодействие между сотрудниками
Как происходит взаимодействие в компании между сотрудниками, отделами? На каких принципах/правилах оно строится?
Стиль руководства и принятия решений
Как происходит процесс принятия решений в компании? За что сотрудников поощряют, а за что увольняют?
Ценности
Какие ценности объединяют людей, которые работают в компании? Какую ценность можно назвать основополагающей? Во что верят люди?
А как это все исследовать?
А для этого используйте классические, проверенные временем инструменты исследований. Мы уже рассказывали о них подробно вот здесь. Вот основные из них.
Интервью
- С топ- и мидл-менеджментом
- С HR и внутрикомом
- С ушедшими сотрудниками
Изучение существующих материалов
- Предыдущие исследования (опрос вовлеченности)
- Годовые отчеты и другие материалы
Фокус-группы
- С сотрудниками компании (если компания большая, дробим на ЦА и проводим по две ФГ на каждую ЦА)
Опрос
- Онлайн-опрос на всех сотрудников для проверки гипотез (анализируем результаты)
А что делать с полученными результатами?
Полученную информацию нужно правильно интерпретировать. Есть много способов понять, что у вас за корпоративная культура. Например, спиральная динамика — о ней подробно мы рассказали здесь.
Есть также типология культур по Хофстеде, по Камерону — Куинну и еще много-много классификаций: Тромпенаарс, Зонненфельд, Минцберг, Акофф, Логан и другие. Как правильно ими пользоваться и какую выбрать, какие ошибки можно совершить при исследовании культуры, как внедрять соответствующие вашим целям корпоративные ценности, мы расскажем на упомянутом выше офлайн-интенсиве.