Если извинения не для проформы, и если под ними лежит неподдельное раскаяние, это сработает во многих случаях. При этом нужно понимать, что ждать однозначного прощения права нет, ведь косяк был абсолютно материальный и имел какие-то последствия, а слова далеко не всегда эти последствия перекрывают, пусть они самые искренние и глубокие. Это не равный обмен и не восстановление баланса, поэтому фраза или даже мысли вроде «ну я же уже извинился, чё ему еще надо?» сами по себе говорят о неискренности и непонимании того, как всё работает. Здесь остается только уповать на то, что ущерб был не слишком велик, чтобы загладить его раскаянием, а у стороны, принимающей извинения, сила характера является базовой ценностью личности. Вот так это будет работать.
Организованность и самодисциплина - самое важное. Без нее ты никому не нужен ни на одной работе
Но хитрожопость и подвешенный язык помогают обходится))
100%. Под каждым словом подписываюсь.
Попытаюсь защитить исполнителя. Не всем дано работать как бизнес машина. Это отличает фриланс от компании с менеджерами-наставниками.
Вы исходите из того, что человек лентяй и хочет вас на-ать. Но вполне возможно это т.н. "творческая натура" с "любовью к прекрасному". Ударился в перфекционизм (вы же говорите — "главное чтобы было классно"), запорол дедлайн — началось самобичевание, и вытекающая из этого потеря мотивации. Тут бы должен вмешаться менеджер, успокоить как его ребенка, договориться о плане и сокращении скоупа. А вместо этого вы его ещё больше стыдите (=убиваете мотивацию, которая и так ниже плинтуса), прессуете дедлайном (к и так низкой мотивации человека добавляется страх остаться без средств к существованию).
Итог закономерен — заказчик остаётся без результата, исполнитель — без денег. Поэтому фриланс никогда не вытеснит классический найм, где у человека есть дополнительная мотивация от коллектива, помимо финансовой.
Но откуда же убеждение, что это фрилансер? В компании он работает, со мной. В общих чертах и без подробностей так: есть контора, в которой работа организована в командах. Все довольно стандартно: прожект набирает команду под проект из сотрудников внутри команды. Нужен диз - вот, берм? Кто ещё СММщик и таргетолог? Давайте их. И вот в этой конторе я тот самый проджект, а это мой коллега. А клиента привёл я со стороны, воспользовавшиль со всеми согласованиями ресурсами конторы. Получается, весь пример основан на изначально неверных вводных. Да и пусть даже натура была бы творческой, разве я выставлял дедлайны жёстко? Я что ли стек задач ему формировал? И разве в переписке где-то видно, что я давлю как-то? Если та беседа, что у нас была - это давление, то какое же тогда общение без давления? Это всё же рабочий процесс, я ж не могу быть нянькой и соску выдавать как чуть что не по плану, так? А кроме всего, прожект на проекте - это не тот, кто просто задач нарезал. На мне все маркетинговые исследования, координация команды, переговоры с клиентами и орг процессы типа съёмок и прочего. Если б я был такой же творческой натурой с перфекционизмом в какой-то утрированной степени, кто б со мной работал? Баланс должен быть. Я всё же думаю, что попытки оправдать спеца в этой ситуации надуманы. Не было ни давления, ни каких-то там стресс-факторов, ни особой сложности задания, ни придирчивости клиента. Ничего не было, чтобы уйти в эмоциональный штопор. Только детская позиция и эгоизм, как по мне.
Спасибо за статью, очень интересная ситуация и способы её решения, и правда заставила задуматься о текущем менталитете менеджмента проектов. Я так же удивлён, что ваш подход набирает поддержку в комментариях (естественно, в этом и нуждалось ваше Эго при написании этой статьи).
Проблема в том, что вы ничего не выучили из ситуации. И в следующем проекте, вангую, что вас ждёт тоже самое.
Описанная в статье ситуация - это ваше субъективное восприятие реальности.
1. 101 любого менеджемента, избавляться от предвзятости и субъективности. Это вам поможет в понимании root cause проблем управления, и принятии более взвешенных решений в следующий раз.
Как?
- Как минимум провести ретроспективу с вашей командой, с исполнителем, и с самим собой, перед публикацией подобных дискуссий.
- Как максимум - добиться root cause анализа и фиксации принятых решений в вашей практике управления.
2. Учить матчасть. Как менеджер проекта, вы не проявили не единой техники для урегулирования кризисной ситуации.
Это именно та причина, почему большинство ПМ в наше время никем не воспринимается всерьёз.
Посмотрите на ситуацию ещё раз. Каждый раз, всё что вы делали - это спрашивали "как дела" и назначали следующую дату дедлайна подсыпая её весёлыми смайликами. И каждый раз вы ожидали иного результата? Серьёзно? - Ваши Soft Skills круты, тут я соглашусь, но с точки зрения Hard Skills - это уровень выпускника старшей школы.
Менеджер должен приносить ценность в процесс работы, если он решил в ней участвовать.
Как?
- Планировать риски и уметь их митигировать.
- Транслировать идеальные даты релизов в реальные, с учётом описанных рисков, focus factor, communication overhead, etc.
- Осознавать root cause кризисной ситуации ASAP и вероятность её повторения.
- Помогать исполнителями преодолеть "человеческий фактор". Но чтобы делать это эффективно, вам, как минимум, стоит понять базу - люди уязвимы (без системы, люди не могут быть Fault Tolerant), люди не могут точно оценивать творческую работу более чем на 4ч, людям свойственно переоценивать свой focus factor, и недооценивать количество работы)
- Предсказывать optimistic и pessimistic scenarios, их причины, вероятность, и возможности ускорения.
- Повышать прозрачность, где это необходимо.
3. Судя по указанным признакам, ваш исполнитель не страдает отсутствием ответственности, но страдает технически навыками управления проектами (как и вся система целиком, в которой он находится).
Поэтому эму ничего не оставалось кроме того, как воспользоваться вашей слабостью управления, отсутствием каких-либо адекватных трекингов проектов, отсутствием прозрачности, burndown charts, соглашаясь на любые случайные дедлайны без последствий.
(Тут, пожалуйста, задумайтесь о самом слове дедлайн и его регулярных переносах. Дедлайн ли это?)
Почему?
Исполнитель никуда не сбежал. Он сдал проект с ожидаемым качеством. При этом, он крайне ответственно относился к "правкам" заказчиков по другим проектам (которые явно были не запланированы и не были перекрыты с вашей стороны).
Более того, на то конце в вас просто могли найти мамонта, с уверенностью того, что тот подождёт, подсунув перед вами ещё рад задач/заказов/проектов.
Отсутствие бесплатного овертайма - это право любого работника.
Наладка предсказуемого процесса с минимум прерываний, включая coaching и наладку системы целиком - это ваша ответственность как управленца.
Безусловно, этот скилл нужно прокачивать для развития своей карьеры.
Перекладывание ответственности на исполнителей через статьи на VC в этом не помогает.
В этом есть довольно много полезного. Может, найдутся какие-то определённые полезные материалы, которые можно почитать для развития? В таком случае мне пригодятся ссылки.