Основы менеджмента для сына, часть вторая: подрядчики и работники

В первой части мы говорили про поиск идей, оценку ниши, составление бюджета, планирование и финансирование. В этой попробуем разобраться, что делать с людьми, которые на нас работают.

Всё это я пишу для своего 18-летнего сына, и это не исчерпывающий учебник (на каждую из подтем множество книг написано), а краткая шпаргалка. Он должен учиться на практике, а это просто в помощь как справочник.

Содержание:

Подрядчики и работники

Менеджер, кроме организации процессов, может уметь что-то делать сам. Например, программировать, или настраивать контекстную рекламу, или писать тексты, или делать вёрстку.

У меня вполне нормально с маркетингом в интернете, с SEO (учитывая, что я пять лет не в РФ и от российских реалий оторвался), могу собрать сайт на Wordpress (не знаю, как это называется, кажется, что это может любой, но когда на сайты смотришь — оказывается, это не так). Чем ближе направление к менеджменту, тем увереннее в нём себя чувствую, чем дальше, тем хуже делаю работу. Поэтому для проекта нам нужны специалисты.

Работа наёмного специалиста практически всегда без проблем окупается, а если работать на «буржунет», при этом нанимая работников из РФ, то ещё проще (наверное, многие почувствуют ледяное дыхание эксплуатации; да, такова жизнь).

Работа на себя приносит больше денег, чем наёмная, ведь смысл наёмной работы — набрать работников, сделать их руками продукт, продать его за 100 рублей, дать работникам 30 рублей, а себе забрать 70 рублей.

Менеджеру проще остальных проверить себя в работе не по найму, его компетенции практически не меняются, в отличие от других профессий. Знаю программистов или дизайнеров, которых просто воротит от поиска и работы с заказчиками, поэтому они в штате.

Когда нанимаешь работника или подрядчика, хорошо хотя бы поверхностно разбираться в теме, иначе недобросовестные исполнители вдуют в уши адскую дичь.

Если заказываем дизайн, отличать векторную графику от растровой, понимать, что такое цветовые модели и где используются, форматы бумаги или экранов, всё вот в таком духе.

Углубиться ни в одну профессию не получится: это занимает слишком много времени и сил. Такова доля менеджера — много областей знаний, но всё по верхам, неглубоко. Знаний должно быть достаточно для оценки работы, но знания для её выполнения излишни.

В идеале мы хотим построить такие отношения с работниками и подрядчиками, чтобы они нас любили. И когда приходишь с заказом, хочется слышать: «Сейчас так занят, времени вообще нет, но для тебя сделаю». Я такое слышу, и это очень приятно.

Мы говорим в основном о найме удалённых сотрудников, работе в онлайне и попроектных задачах. Полный рабочий день — несколько иная история, и мы её не трогаем.

Постановка задачи и техническое задание

Этого не делают 90% менеджеров. И это ужасно, так как они пренебрегают своей работой. Просто основное, что от них требуется,— профанировано и слито.

Запомните: если хотите быть хорошим менеджером и красавчиком, пишите ТЗ на всё. Да, ТЗ обязательно должно быть письменным. Да, на все работы. Заказываешь что-то — написал ТЗ. Нет, без ТЗ нельзя ничего заказывать.

Это крайне важный пункт, который даёт массу преимуществ:

  1. Исполнителю чётко понятно, что делать.
  2. Вы в процессе написания лучше вникаете в нюансы задачи.
  3. Исполнитель начинает вас любить, вы единственный из его заказчиков пишите ТЗ.
  4. Задачи выполняются быстрее, так как нет согласований, уточнений, лишних переписок.
  5. Если исполнитель наделал фигни, тыкаешь ему в пункт ТЗ, и он радостно переделывает. Без ТЗ вы услышите: «Вы этого не говорили, эта работа оплачивается отдельно, я всегда делаю иначе, и вы это знали». С ТЗ этого «соплежевания» не будет.

Сначала будет некое внутренне сопротивление, но привыкаешь быстро, мне даже в голову не приходит заказать что-то без ТЗ, пишу быстро, без особых напрягов, все довольны и счастливы.

Всегда пишите ТЗ!

Договоры

На договорных отношениях строятся связи между людьми, договор — документ, который их фиксирует. ТЗ это тоже своего рода договор, но если работы объёмные, стоят дорого или есть особые условия — технического задания недостаточно.

Где взять нужный договор? Обычно скачивается шаблон из интернета и в неизменном виде подписывается. В итоге видим договоры, в которых написаны чушь и бред, или ты сам подписываешься под кабальными условиями.

Хорошие шаблоны можно взять в онлайн-сервисах вроде FreshDoc или заказать у юристов, к примеру, на YouDo. Стоит это 500 рублей.

Не бойтесь править договоры самостоятельно, ничего вы там не сломаете. Логики, здравого смысла и справочной информации в виде «КонсультантПлюса» достаточно, чтобы сделать договор на порядок лучше бесплатной поделки в сети.

Конечно, если договор на $5 млн, лучше обратиться в хорошую юридическую фирму и заплатить ей за проверку каждой строчки, но для подрядов средних масштабов вы прекрасно справитесь сами.

Пишите договоры нормальным человеческим языком, излишние канцеляризмы не обязательны, они затрудняют чтение, понимание и приводят к смысловым ошибкам. Посмотрите на шаблоны договоров «Студии Артемия Лебедева», их легко и просто читать.

Не пишите банальных глупостей: почти в каждом стандартном договоре есть пункт о том, что если стороны не договорились, в суде будут разбираться по законам РФ. Знаете, что будет, если этот пункт вычеркнуть? Ни-че-го! Стороны и так попадают в поле действия законов государства, где договор заключён (и этот пункт тоже есть в договоре).

Резюме: проще, короче, меньше канцеляризмов, покупайте платные шаблоны и обращайтесь к юристам, при этом не бойтесь править самостоятельно. Например: купил шаблон, поправил под себя, отдал юристу на проверку. За 1000 рублей — отличный договор.

Когда договор нужен? Личный опыт (возможно, вызовет негодование):

  • На работы за 1000 рублей — не заключаю договоров никогда.
  • На работы за 10 тысяч рублей — думаю и смотрю на исполнителя.
  • На работы дороже — всегда.
  • Есть один проект, где мне нужно NDA (соглашение о неразглашении), там всегда и на все работы.

Подбор исполнителей

В основном это биржи вроде Fl.ru и Kwork. Если нужен программист по конкретному движку — форумы движка. Люди на биржах достаточно мотивированы, можно посмотреть примеры работ, они уже определили, за сколько готовы выполнить работу.

Был опыт работы со знакомыми — скорее неудачный, всегда присутствует ненужный переход от деловых отношений к личным, это мешает.

Однажды знакомая писала мне тексты на заказ, оплата средняя, не горы золотые, но и не по 20 центов, тем более копирайтер она была начинающий.

И вот проходит месяц-два, работа кипит, а потом вдруг её прорвало: «Да ты на мне, сволочь, наживаешься! Я пишу за $20, а ты получаешь миллиарды!» — и скидывает мне табличку с расчётом сколько я, нувориш-грабитель, захапал. Сразу скажу, ошиблась она раз в 50 в большую сторону.

Как конкретно выбираю этого человека, а не другого? Не хочу врать, не знаю. Наверное, интуиция, с 17 лет работаю с людьми, и, возможно, подсознание подсказывает. Говорю честно — не понимаю, как формализовать выбор.

Когда нужны работы сильно растянутые во времени, регулярные, большой объём, это чаще компании: в среднем они более ответственны, чем фрилансеры. Хотя везде возможны исключения.

Корректная оплата

И фрилансеров, и компании очень волнуют вопросы оплаты. Потому что им не платят, оплату за сделанную работу затягивают на годы, потом надо бегать за всеми и «выковыривать» свои деньги. Оплата — очень болевая точка для исполнителя, 99% его беспокойства и нервов это вопрос: «А мне заплатят? А не кинут?»

Поэтому, сейчас меня тут порвут, я плачу вперёд. Да, конечно, не огромные суммы сразу, разбиваю большие работы на итерации, деньги там не космические, не всегда полную стоимость, но, начав работать даже с новым исполнителем, прошу карту или счёт и закидываю туда какие-то деньги. Зачем?

  • Снимаем нервозность у исполнителя.
  • Ещё один шаг к «любимому заказчику» и долгосрочному сотрудничеству.
  • Если хоть что-то оплачено, человек чувствует себя обязанным и обычно доводит работу до конца.

Нет, меня не постоянно кидают. Меня вообще за 23 года ни разу не кидали исполнители на деньги. Да и заказчики. Проблемы были, но вот до того, чтобы просто взял деньги и растворился в тумане, не доходило ни разу.

Маленький лайфхак: платите комиссии при переводах за исполнителя. Когда вы обещали ему $100, а прислали $97, он чувствует себя жестоко обманутым и обворованным.

Ещё один лайфхак: давайте людям бонусы. Вам всё равно, по сути, сколько стоит работа — 2000 рублей или 2500 рублей, но если она сделана качественно и в срок, для исполнителя: «Спасибо, вот вам бонус в 500 рублей, вы просто замечательно справились!»

Раздолбаи, кидалы и хорошие работники

Раздолбаи и кидалы будут всегда, и мы с ними встретимся. Без вариантов. Через какое мелкое сито тщательного отбора ни просеивай кандидатов, а всё равно проскочит.

Помню, у меня в отделе был курьер, который приезжал на работу с девушкой, она весь день ждала его на улице у здания, а ещё я его попросил купить скотч, и он ходил за ним шесть часов.

Или девушка-дизайнер, которая устроилась, а через пару недель в декрет ушла. Нельзя от всего этого защититься, только обрабатывать последствия.

Отсюда вывод: нашли обязательного, ответственного работника — сдувайте с него пылинки. Заливайте его шоколадом и мармеладом. Держитесь за него. Это вносит комфорт и в вашу, и в его жизнь.

Всегда всех хвалите. Прямо всех работников, неважно, насколько они хороши. Научитесь не просто льстить, а чувствовать искреннюю благодарность за помощь вам. Действительно, ведь этот человек зарабатывает для вас деньги. Если ожидания от работы не оправдались на 100%, похвалите и больше не заказывайте.

Не надо негатива, лишняя трата сил. Пример: было несложное несрочное задание на час работы, к человеку обращался во второй раз, написал в Telegram, сказал, через два дня сделает, не сделал, сказал на выходных, не сделал, ещё раз пообещал, не сделал, потом объяснил, что у него работы полно и вообще заказ мелкий.

Я поблагодарил, попрощался, нашёл другого исполнителя, этого пометил в Telegram — «Серёжа (не обращаться никогда)». Всё.

Партнёры

Пробовал — у меня не сложилось. Особенно этот детский вариант 50 на 50, «давай всё делить пополам». Открывали с другом фирму, поругались и не разговаривали три года. Вот это вот: «Я делаю больше!», «Да без меня бы вообще ничего не было!» Зачем оно надо? Всё эти процессы можно наладить в рамках «заказчик — исполнитель», и не будет никаких разногласий.

Стремление найти партнёра, наверное, это что-то вроде найти поддержку, «плечо друга», потребность в общении. Я женился, и мне хорошо, всё это есть.

Скорее всего, в комментариях будут обратные примеры, но у меня вот так.

Клиенты

Ненавижу клиентов. Думаю, что клиентов нам присылают из ада, и вообще это не люди, а демоны, которые хотят нас мучить до наступления кончины, им не терпится. Могу работать с клиентами, но где-то через полгода не выдерживаю и сбегаю, проверено.

Зная о таких особенностях, стараюсь с клиентами не работать. Какие есть варианты:

  1. Онлайн-продажи и сервисы. Роботы продают, вы ничего не видите и не слышите. Если на сайте всё сделано понятно, получите с десяток обращений в техподдержку в год, мелочи.
  2. Фирма-прокладка. Берём дружественную работающую фирму и продаём свои товары и услуги через неё. Делал так и делаю, всё прекрасно (не забудьте подписать договор). Всем выгодно, все счастливы.
  3. Нанять консультанта или продажника.

Кто умеет работать с клиентами, тот пусть и пишет на эту тему.

Практические задания

  1. Смотрим на план работ, составленный в предыдущей части, выбираем две-три самые важные работы и пишем для них ТЗ.
  2. Идём на биржи и подбираем для этих работ исполнителей. Почему выбрали именно их?
  3. Составить договор со следующими параметрами: договор будет заключаться по электронной почте, без физической подписи; в договоре будет пункт о неразглашении; работа будет разбита на этапы, каждый этап заканчивается с подписью акта приёмки —сдачи, и его суть отражена в приложениях к договору.
    В конце имеем договор, приложение, акт.

Предыдущий материал — о том, что делать менеджеру. Продолжение, часть третья — про деньги.

P. S. Пользуясь случаем, хочу передать привет Дмитрию Иванову из комментариев к прошлой статье! Дмитрий, вы в телевизоре! В этой статье я ни разу не упомянул слово «говно», и вы можете её спокойно читать, хотел употребить слово «анус», но вспомнил о вас и воздержался.

9090
34 комментария

«Мечты папы о прекрасном идеальном исправленном будущем своего ошибочного устаревшего опыта для идеального сына, который будет по отмытой мощеной мостовой скакать к своему счастливому сытому будущему. Фантазии короче. Примерно так же пытались мне рисовать будущее мои родители но из их опыта было ценным ровно нихера, поскольку на 4 курсе появилась википедия и ютуб. Имхо нужно детям дать как RL нейросети поле, дать деньги на игру и следить за самообучением на собственных ошибках немного подсказывая какие очевидные независимые от времени и технологий можно попробовать избежать. Предприниматель который первые свои шаги делает не с мыслей о бабле и собственном эго, а о тудуисте и рисерчах обречен. Будет постоянный когнитивный диссонанс с реальностью и тудуистом-рисёрчем в итоге будет много пердежа в лужу и мало действий» (с) Ivan Kolyhanov

3
Ответить

Один раз скепсис имеет какой-то смысл, нудное повторение и цитирование выглядят нелепо. Занесите меня в чёрный список и не читайте чушь, которую я пишу. Всё просто. Не обязательно бегать со мной по VC и рассказывать, как я не прав и вы со мной не согласны. И так под каждой статьёй. 😉

41
Ответить

Хороший слог, жду продолжения 😁

9
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Ну просто не хочу себе врать, в жизни много работал с клиентами, примерно лет 10 как перестал и чувствую себя прекрасно. Не моё это.

5
Ответить

Странно было услышать ненавижу работать с клиентами от менеджера.Почему же?
Менеджер это же в первую очередь процессы и организация. А работа с клиентом это вмего лишь один из процессов.

2
Ответить

 Странно было услышать ненавижу работать с клиентами от менеджера.

О, вы из тех, кто называет менеджерами сэйлзов?

Ответить