{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как построить прозрачный процесс адаптации сотрудников

Мало найти отличного кандидата. Важно помочь ему адаптироваться в компании и успешно пройти испытательный срок.

Вместе с экспертами из Time t0 IT и Хантфлоу разобрались, как сделать процесс онбординга приятным, нетравматичным и эффективным.

Публикуем видео и тезисы выступлений.

Павел Удов
ведущий эксперт по автоматизации в Хантфлоу

Типичные проблемы в онбординге

  • Много ручной работы.
  • Аналитика отсутствует или данные собираются вручную. Нет прозрачности и достоверной информации.
  • Не выстроена коммуникация с заказчиками, информация хранится в разных местах.
  • Рекрутеры не контролируют, как заказчики работают с новичками.
  • Нет понимания, почему сотрудники увольняются во время испытательного срока.

Как организовать процесс адаптации с помощью Хантфлоу

Настройте воронку

Воронка в Центре аналитики Хантфлоу — уникальный дашборд, который визуализирует основные показатели рекрутинга в одном графике:

  • количество кандидатов,
  • источники,
  • причины отказов.

Воронка подбора не заканчивается выходом на работу. В нее можно добавить этапы адаптации и испытательного срока. С помощью аналитики можно отслеживать, почему не все кандидаты проходят испытательный срок.

Разделите зоны ответственности

В Хантфлоу пользователя можно подключить в качестве рекрутера или заказчика. А на каждый этап воронки можно добавить разных пользователей в зависимости от их зоны ответственности. Например, в роли заказчика на этапе обучения или стажировки может быть любой сотрудник из команды новичка, даже если он не был нанимающим менеджером. Так ответственный специалист будет получать уведомления о появлении новых сотрудников на своих этапах.

Ответственный за адаптацию должен фиксировать всю информацию о ходе онбординга. Для этого можно добавить комментарий в карточку кандидата в Хантфлоу или заполнить форму обратной связи. Сбор таких данных позволяет направлять и корректировать процесс адаптации.

Отправляйте сотрудникам анкеты для сбора фидбека

Анкеты можно использовать во время онбординга для ассессмента после первой недели работы в компании. Опросник придет на почту специалисту из Хантфлоу, а все ответы автоматически подгрузятся в систему.

Настройте фоллоу-апы

Настройте автоматическую отправку фоллоу-апов с полезной информацией о компании, процессах и корпоративной культуре.

Письма можно отправлять с разной периодичностью. Например, в первый день отправьте приветственное письмо и ссылку на видео о компании, а на третий — ссылку на внутренний образовательный портал. Таким образом можно отправить до 5 писем.

Управляйте процессом адаптации

Чтобы процесс адаптации стал эффективнее, в Хантфлоу можно анализировать 3 отчета:

  • Воронка подбора с источниками и причинами отказа позволяет находить проблемные места на разных этапах.
  • Среднее время нахождения кандидата на этапе покажет, где возникают трудности у новичков.
  • Детализация по рекрутерам поможет понять, кто из рекрутеров находит наиболее подходящих кандидатов, которые легко адаптируются.
Владислав Могильников
фаундер Time t0 IT

Актуальные методы адаптации

Наставник для каждого нового сотрудника. Задачу наставничества сняли с тимлидов и передали менее загруженным сотрудникам ниже уровнем. Час работы такого специалиста стоит меньше, чем час работы тимлида, а времени новичку он может уделить больше.

В процессе взаимодействия с подопечным наставник прокачивает и собственные софт-скиллы.

Чек-лист на время испытательного срока. Преимущества чек-листов:

  • легко воспринимаются;
  • дают возможность наставнику или руководителю новичка оценить прогресс, не беспокоя лишний раз сотрудника;
  • помогают понять, насколько сотрудник организован: внимательный и ответственный человек будет отмечать выполненные задачи в чек-листе;
  • можно персонализировать под разные грейды и должности.

Чек-листы можно хранить на внутренних платформах с общим доступом — например, в Confluence.

Постановка цели сотрудника на время испытательного срока. Не обязательно ставить профессиональную цель. Сотрудник может взяться за личный челлендж, который давно откладывал: бросить курить или начать регулярно заниматься спортом.

Этот метод помогает понять уровень организованности и целеустремленности специалиста, а также дает человеку возможность почувствовать себя счастливее и расслабленнее.

Функциональная структура «Кафедра» — это первый этап адаптации новичка в компании. Он длится от недели до месяца в зависимости от грейда сотрудника.

«Кафедра» позволяет сотруднику погрузиться в процессы и культуру компании без стресса. Если специалиста увольняют «на кафедре», это избавляет команду от лишних переживаний, так как с новичком еще не успели познакомиться.

На «кафедру» для обучения можно вывести любого сотрудника в любой момент. Пока специалист «на кафедре», он не выполняет рабочие задачи.

Время в календаре наставника для вопросов новичка. Этот метод позволяет не снижать продуктивность наставника: его не отвлекают от рабочих задач каждый час — для ответа на вопросы есть специально отведенный слот.

Такой подход позволяет работать упорядоченно. Новичок видит, что в компании нет хаоса, все продумано до мелочей.

Разделение зон ответственности между профильными коллегами, например:

  • эйчар рассказывает про правила работы с разными инструментами;
  • CM рассказывает про процессы;
  • руководитель гильдии рассказывает о ее правилах;
  • Product Owner рассказывает про продукт;
  • наставник всегда рядом и готов ответить на любые вопросы.

Обучающее видео. Оно позволяет экономить средства компании. Рабочие часы сотрудника, который проводит онбординг, в долгосрочной перспективе окажутся дороже производства видеоролика, а специалисту не придется постоянно рассказывать одно и то же. Кроме того, модный и современный ролик сделает обучение интереснее.Мы объединили 7 методов в один процесс:

🔥 Подписывайтесь на Telegram-канал Хантфлоу.

Гайды для рекрутеров, интервью с экспертами и новостные дайджесты из HR-сферы.

Юлия Тарасова,
тимлид рекрутмента в Хантфлоу

Как устроен процесс адаптации в Хантфлоу

Участники процесса адаптации в Хантфлоу:

  • Рекрутер — решает все организационные вопросы, общается с новым сотрудником и командой, ставит задачи специалисту по КДП и системному администратору.
  • Руководитель нового сотрудника — помогает погружаться в новые процессы, ставит задачи, дает обратную связь.
  • Кандидат — выходит на новую работу и старается как можно быстрее погрузиться в процессы.
  • Специалист по КДП — отвечает за оформление нового сотрудника.
  • Системный администратор — помогает решать технические вопросы: выдает рабочий ноутбук и настраивает доступ к корпоративным платформам и программам.

Во время пребординга рекрутеру нужно:

  • обговорить организационные вопросы с сотрудником — например, собрать необходимые документы для оформления;
  • решить организационные вопросы внутри команды вместе со специалистом по КДП, сисадмином, руководителем нового сотрудника;
  • составить план на испытательный срок;
  • подготовить письмо с планом на первый день, которое отправляем накануне выхода новичка.

Что происходит в первый рабочий день нового сотрудника:

  • Сотруднику на корпоративную почту приходит велком-письмо. В нем поздравление с первым днем в команде и перечень полезных ссылок и материалов:велком-бук;план на испытательный срок;ссылка на корпоративный портал;чек-лист с доступами и перечнем корпоративных чатов;контакты руководителя.
  • Рекрутер проводит велком-встречу. Помогает новичку настроить компьютер, проверяет наличие доступов, знакомит с компанией, корпоративной культурой, ценностями, традициями и отвечает на вопросы.
  • На встрече с руководителем и командой менеджер начинает погружать новичка в рабочие процессы, обсуждает планы на испытательный срок, делится базой знаний и полезными материалами.
  • В чат команды Хантфлоу приходит приветственное сообщение от нового сотрудника. Новичок коротко рассказывает о себе, предыдущем опыте работы, увлечениях, интересных фактах из своей биографии и роли в Хантфлоу.
  • Новый сотрудник получает велком-пак с мерчем компании: брендированный чехол для ноутбука, блокнот, шоколад, носки.

По итогам испытательного срока сотрудники также получают ДМС и брендированную толстовку. Удаленные специалисты могут оформить денежную компенсацию для обустройства рабочего места — 20 000 ₽.

Через 2 недели, месяц и 2 месяца после начала работы проходят встречи нового сотрудника с рекрутером. На встречах обсуждают:

  • обратную связь от руководителя новичка,
  • процессы,
  • команду,
  • насколько комфортно работать.

По результатам встречи стоит вносить корректировки в процесс. Например, если сотруднику недостаточно фидбэка от руководителя, задача рекрутера — обсудить это с менеджером и вместе выстроить комфортный для всех процесс сбора обратной связи.

По итогам трех месяцев работы сотрудника в компании оцениваем результаты прохождения испытательного срока. Для этого на встречу приглашаем новичка, его руководителя и рекрутера. Перед встречей менеджеру нужно подготовить развернутую обратную связь и описать:

  • успехи новичка;
  • над чем стоит поработать;
  • какие потенциальные точки роста есть у сотрудника.

Сотруднику тоже нужно подготовить обратную связь.

Автоматизация процесса адаптации с помощью Хантфлоу

У нас было несколько проблем:

  • требовалась единая база данных по всем новичкам и процессу их онбординга;
  • нужно было где-то фиксировать обратную связь от руководителей;
  • необходимо контролировать все процессы адаптации, а новичков иногда выходит до 20 в месяц;
  • процесс должен быть прозрачным.

Мы решили вести процесс онбординга до конца испытательного срока в Хантфлоу.

Добавили в воронку этапы с контрольными встречами через 2 недели, месяц и 2 месяца после начала работы. К каждому этапу прикрепили форму для сбора обратной связи от сотрудника. Так вся история прохождения испытательного срока и фидбэк новичка хранятся в одном месте — к информации можно вернуться в любое время.

Аналитика и работа с данными

Мы анализируем данные раз в квартал. Оцениваем процент сотрудников, которые не прошли испытательный срок. Делаем это по каждому подразделению, по каждому рекрутеру и в общем по компании.

Также анализируем причины увольнения на испытательном сроке. В таблице с причинами важно подробно описывать ситуацию. Это поможет проанализировать кейс и внести коррективы в процессы.

Журнал Хантфлоу читают более 50 000 рекрутеров и профессионалов HR-индустрии. Подкасты, интервью, тематические статьи и экспертные мнения.

0
1 комментарий
Юрий Мусин

Адаптация важный этап на пути любого стажёра и опросники участия наставников лишними не будут

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда