Зачем и как давать фидбэк руководителю

Пошаговая инструкция: даём такую обратную связь, после которой вас точно не уволят.

Зачем и как давать фидбэк руководителю

Обратная связь от руководства — привычное явление в любой компании. Менеджеров учат её доносить, а сотрудников поощряют регулярно запрашивать. У нас, кстати, уже есть статья на эту тему.

Но для эффективной работы одностороннего фидбэка недостаточно: сотрудники тоже должны давать обратную связь руководителю. Как и зачем это делать, рассказывает эксперт МТС.

Армине Оганесян

Тренер Центра обучения МТС

Что не так с обратной связью

Процесс управления в компании можно сравнить с созданием продукта. Производитель выясняет у клиентов мнение о продукте и на основе этой информации улучшает его. По такому же принципу должны давать обратную связь руководитель и команда — продуктивная работа возможна, только когда в коммуникации участвуют обе стороны.

Какие проблемы возникают у сотрудников

Чтобы сотрудники свободно высказывали свои мысли, в компании должна царить располагающая атмосфера, а главная задача руководителя — такую атмосферу создать.

Но даже когда руководство напоминает команде о важности фидбэка, нередко сотрудникам мешают внутренние убеждения, справиться с которыми бывает трудно.

Вот основные страхи и барьеры, которые выделили сотрудники из разных направлений компании:

  • задеть начальника — якобы тогда руководитель начнёт вымещать злость на сотруднике
  • потерять доверие руководителя
  • повторить прошлый неудачный опыт
  • не суметь выразить мысли в корректной форме
  • поставить под сомнение компетентность руководителя
  • позиция «снизу вверх»: «Кто я такой, чтобы указывать начальству»
  • «меня неверно поймут»

Преодолеть такого рода убеждения прежде всего помогает проактивность. Корпоративная культура хоть и налагает на действия команды свою специфику, но сотрудникам точно не следует думать, что они ни на что не влияют.

Какие проблемы возникают у руководителей

Некоторые подчинённые не готовы давать обратную связь, а некоторые руководители — получать.

Причины бывают следующие:

  • боятся показаться некомпетентными и потерять авторитет у подчинённых
  • не готовы осваивать новое и совершенствовать навыки
  • убеждены, что начальник всегда прав
  • руководитель — неуверенный управленец, а во взаимодействии с командой нет гибкости

Во всех вышеописанных ситуациях обе стороны опасаются испортить отношения и репутацию. Значит, обмениваться ОС необходимо так, чтобы все были удовлетворены — и общением, и результатами фидбэка. Ведь партнёрские отношения держатся главным образом на взаимном уважении, а уважение невозможно без взаимопонимания.

Как правильно давать фидбэк руководителю

Чувствовать себя лучше во время разговора и правильно доносить мысли до собеседника помогут 3 правила:

  1. Свободнее идите на контакт с руководителем и командой. Если потребность высказаться есть не только у вас, имеет смысл разработать конкретные правила обратной связи. Но этот момент тоже необходимо обсудить с руководством.
  2. Давайте своевременный фидбэк. Обратная связь должна относиться непосредственно к делу и высказываться в подходящее время. Чтобы подобрать удачный момент и слова, учитесь оценивать ситуацию и отношения с руководителем.
  3. Используйте «я-высказывания». Фразу «вам следует меньше критиковать команду» руководитель скорее всего воспримет как агрессию.

Разворачивайте фокус на себя и говорите только о своих переживаниях: «Мне важно знать ваше мнение не только относительно моих ошибок, но и относительно того, что получилось хорошо. Тогда я смогу корректировать свои действия и улучшать последующие результаты».

Вот пошаговая инструкция, которая поможет эффективно поговорить с руководителем без перехода на личности:

✔ Расскажите руководителю, что вас беспокоит. «Иногда я хочу поделиться своими переживаниями по поводу нашего взаимодействия. Но я беспокоюсь, что не смогу точно донести свою мысль, и это отразится на наших отношениях не лучшим образом».

✔ Объясните, для чего вам нужно давать руководителю обратную связь. «У нас не до конца выстроен алгоритм действий и коммуникация по части моих проектов, из-за чего работа идёт с задержкой».

✔ Определите границы. Дружеские отношения с начальником позволяют делиться мыслями более свободно, но когда необходимо соблюдать субординацию, важно действовать в рамках делового этикета. «Я хочу высказываться по поводу рабочих процессов и ваших решений. При этом я не буду критиковать вас и вмешиваться в вашу экспертизу».

✔ Определите приемлемый для обоих формат обсуждения. «Как вы считаете, что нам нужно, чтобы сделать этот процесс экологичным и эффективным?»

Подытожим. Чтобы фидбэк был эффективным и комфортным, нужно ответить на три вопроса:

  1. Почему предмет обсуждения так важен для вас?
  2. Как решения руководителя и его поведение отражаются на результатах вашей работы и на вас лично?
  3. Какие действия руководителя помогут вам повысить эффективность работы или результаты в целом?

Такая структура разговора позволит донести мысли на языке бизнес-результатов и обойти возможные внутренние барьеры.

Как поступать не следует

✖ Не соревнуйтесь с руководителем. Не отвечайте на его обратную связь своим фидбэком, лучше обсудите эти вопросы в другое время.

✖ Высказывайтесь только по своим вопросам. Если коллегу что-то не устраивает, не становитесь посредником между ним и руководством. Помогите ему подготовиться к непростому разговору, но не более того.

✖ Воздержитесь от обратной связи, если вас захлёстывают эмоции. В такие моменты можно наговорить лишнего, о чём позже придётся пожалеть.

✖ Не сводите обратную связь к критике. Суть не в том, чтобы указать руководителю на его недочёты, а в том, чтобы предложить решения и в следующий раз сделать лучше.

Когда вы почувствуете, что обратная связь может быть безопасной и начнёт приносить пользу, вы станете свободнее её давать и принимать.

22
Начать дискуссию