Карьера
Ivan Kolygin
3051

Как сделать так, чтобы Цукерберг позвонил

Иван Колыгин, дизайнер интерфейсов в голландской ИТ-компании NGTI, делится опытом поиска и получения работы в Европе.

В закладки
Аудио
Мария Ларионова

Сегодня я хочу поделиться своим опытом поиска работы в Европе и США, рассказать несколько хитростей и трюков, объяснить распространённые ошибки.

Сразу хочу оговориться, что речь пойдёт о моём личном опыте поиска работы именно в сфере UI- и UX-дизайна. Тем не менее подобные советы вполне подойдут специалистам не только других видов дизайна, но и совершенно других отраслей.

Свою первую работу за границей как дизайнер интерфейсов я получил в 21 год. Тогда я переехал из Москвы на Кипр, где прожил два с половиной года. Сейчас мне 23, я живу и работаю в Нидерландах, но за это время я прошёл около ста разных собеседований и, наконец, разобрался в этом процессе достаточно хорошо.

Когда я искал работу и проходил через все этапы найма, мне очень не хватало подобной пошаговой инструкции, поэтому я и решил поделиться ей с теми, кто планирует или уже сейчас ищет работу за рубежом.

Что нужно знать и иметь перед поиском работы за границей:

Язык

Разумеется, самое важное — это знать английский язык хотя бы на разговорном уровне. У вас вряд ли спросят глубокое знание языка на уровне advanced, но вы должны спокойной говорить и уметь объяснять свою точку зрения.

Если вам кажется, что ваш язык не достаточно хорош, но вы можете говорить (хоть и с ошибками) — ничего страшного, остальное лучше учить в среде.

Что касается получения работы в Англии и странах английских колоний, необходимое условие — сдача одного из международных экзаменов, например IELTS. Для США и стран ЕС это совершенно необязательно, хотя, конечно, может быть приятным бонусом к вашему резюме.

Портфолио

Как ни странно, но портфолио — не самый важный инструмент для получения работы. Однако вам всё равно придётся показывать свои работы каким-то образом. Существует несколько способов:

  1. Вы можете опубликовать работы на Behance или похожих сервисах.
  2. Вы можете сделать свой сайт-портфолио.

Самое простое — это воспользоваться Tilda или Readymag. Такой путь подойдёт продуктовым дизайнерам, которые, например, имеют уже большой опыт работы, но в основном в одном-двух продуктах, и у них нет возможности публиковать проекты на Behance.

При оформлении портфолио на собственном сайте многие рекрутеры советуют быть минималистичным в подаче информации, добавлять по возможности ссылки на прототипы, рассказывать больше о проблемах и решениях, а не о процессе разработки, так как многие дизайнеры уделяют слишком много внимания рассказу о проектировании, поиске персон и прочих вещах, что совершенно никому не интересно.

Обязательно удостоверьтесь, что все ваши работы в портфолио представлены на английском языке.

Важно помнить, что нет предела совершенству — чем красивее и интереснее ваши работы и их презентация, тем больше вероятность получить работу. В России в целом сильная школа визуального дизайна, и нужно использовать эту сильную сторону.

Резюме

Как только вы определились с портфолио, время переходить к следующему шагу — написание резюме. И тут начинаются трудности, так как в России написание резюме обычно заканчивается скачиванием профиля с hh.ru, что совершенно неверно.

Дело в том, что российская сфера найма сильно отличается от европейской в основном потому, что в России:

  1. Меньше конкурс на рабочее место, то есть практически отсутствует конкуренция.
  2. В России нанять человека очень дёшево и легко, как и уволить.

На Западе наём сотрудника из другой страны стоит дорого и занимает много времени, поэтому большинство кандидатов отсеиваются на этапе резюме.

Вы легко найдёте сотню статей о том, как правильно составить CV и примерно миллион его конкретных примеров. Один из главных советов — концентрируйтесь на своих достижениях. Даже если вам кажется, что выдающихся достижений не было, стоит всё равно попытаться их выделить.

Пишите кратко и просто, старайтесь использовать профессиональную терминологию. Рассказывайте только о релевантном опыте, не стоит упоминать о работе в McDonalds или доставщиком еды. Не добавляйте никаких фотографий, старайтесь уместить резюме на одну или максимум две страницы.

Когда вы наконец закончили со своим резюме, его стоит проверить. В первую очередь найдите профессионального переводчика или просто человека, кто знает язык на высоком уровне, и попросите его проверить ваше резюме на предмет грамматических и смысловых ошибок.

Хорошие и популярные ИТ-компании получают десятки или даже сотни резюме на позицию в день.

Зачастую все эти резюме невозможно проверить и прочитать вручную, поэтому компании прибегают к использованию специальных цифровых сервисов, которые проверяют резюме на соответствие вакансии. Автоматическая система считывает ваш опыт работы, ищет ключевые слова, релевантные этой позиции, и выбирает самых подходящих кандидатов.

Звучит ужасно, поэтому лично мой совет — обратиться к похожему сервису за помощью. Например, сайты TopResume и Rezscore, там вы можете загрузить ваше CV на проверку, это бесплатная опция. Через какое-то время вам пришлют отчёт по вашему резюме. Вы также можете заказать написание резюме у них, лично я так и сделал. В моём случае это увеличило количество приглашений на собеседование в два-три раза.

Локация

Теперь стоит определиться с местом для переезда. Изучите хорошо особенности жизни в странах, в которых вам бы хотелось работать. Максимально постарайтесь разобраться с рынком труда в вашей профессиональной сфере: насколько востребованы такие специалисты, нужно ли вам знать местный язык для жизни и работы, как сложно получить визу, какие зарплаты и стоимость жизни в этой стране.

Я также не советую ехать в русскую компанию за границей. Это то же самое, что переехать в Штаты и поселиться на Brighton Beach.

Linkedin

Итак, ваше портфолио и резюме готово и выглядит превосходно, теперь давайте разберёмся с Linkedin — это своего рода соцсеть для установления рабочих контактов и главный сервис по поиску работы.

Заполняйте всю информацию, которую от вас запрашивает сервис, обязательно добавляйте умения и навыки, просите друзей и коллег подтвердить их, пишите отзывы о ваших коллегах и просите их написать вам в ответ.

Для примера оформления профиля советую найти несколько топовых дизайнеров из США и ЕС: ищите по компаниям вроде Google, Instagram и так далее.

Как я уже сказал, Linkedin — это соцсеть, и как любую соцсеть, её нужно вести: делайте публикации, пишите комментарии, репостите, рассказывайте о своих проектах и достижениях. Но этого недостаточно. Чтобы вас находили рекрутеры, вам нужно обзавестись сотнями связей: активно добавляйте рекрутеров компаний той страны, в которую вы хотите переехать.

Рекрутеры всегда с радостью добавляются, ведь тем самым они тоже расширяют свой нетворк. После рекрутеров переходите к специалистом вашей области. Не стесняйтесь добавлять их в друзья и даже спрашивать о наличии вакансий в их компаниях.

Сейчас у меня более 400 connections, всё это нужно для того, чтобы вы в списке всех специалистов находились максимально высоко, а также рекрутер с большей вероятностью зайдет на профиль соискателя, с которым у них много общих друзей на Linkedin.

Linkedin присылает каждую неделю отчет о количестве посетителей и показов вашего профиля. Кроме Linkedin есть и другие сервисы по поиску работы например Glassdoor, там можно мониторить зарплаты по странам, профессиям и компаниям, или Angel List (интересная и новая платформа с огромным количеством вакансий в стартапы).

Есть два важных параметра без которых ничего не получится. Первый вполне очевиден — в статусе вам нужно указать «Actively looking», второй — в разделе места жительства вам нужно указать любой адрес города в котором вы сейчас смотрите работу, важно вписать полный адрес включая индекс, даже если вы там не живете, это не имеет значения.

Это очень весомый фактор, так как рекрутеры любой компании в первую очередь смотрят кандидатов в том же городе и стране, где находится эта позиция, даже если компания готова релоцировать вас и сделать для вас рабочую визу.

Все готово, и пришло время начинать поиск работы, это можно делать параллельно на всех вышеперечисленных сервисах. Я так же советую искать компании просто в интернете, например по запросу «Berlin’s leading IT companies» проходя на сайт компаний вы всегда найдете раздел вакансий или ссылку на Linkedin компании.

Еще раз отмечу, что разница России в с западными странами в этом процессе очень большая. Компании в ЕС и США ищут кандидатов на долгий срок, им нужно быть уверенным на 100%, что вы подходящий кандидат для этой позиции, так как уволить вас будет достаточно сложно и дорого.

Что делать дальше?

Старайтесь откликаться на пять-десять вакансий в день

Я советую откликаться на все позиции, которые более или менее вам подходят. Вам не обязательно должна нравится компания или их дизайн, в первую очередь вам нужно получить максимальное количество приглашений на первый раунд собеседований (да, там несколько раундов, например с компанией Freeletics у меня было около семи раундов).

Практически у каждой компании есть страничка в Linkedin или раздел с вакансиями на их собственном сайте. Приготовьтесь к тому, что ответа вы будете ждать долго, некоторые компании отвечают через месяц или два. В любом случае ответ вы получите, обычно вам приходит автоматически ответ либо с отказом, либо с приглашением на собеседование.

В случае отказа вы получаете стандартный и максимально нейтральный ответ, не стоит пытаться выяснить, чем конкретно вы их не устроили. В случае правильного выполнения вышеперечисленных шагов, через какое-то время у вас уже будут назначены первые звонки.

Подготовьтесь к первому интервью

Теперь давайте рассмотрим, как же нужно готовиться к первому собеседованию.

Первый звонок вам, скорее всего, назначат с рекрутером, вас ждут простые и банальные вопросы: где вы работали, как был устроен процесс работы на вашем предыдущем месте, почему вам хочется попасть в нашу компанию и так далее.

Важно заранее подготовиться к этому собеседованию: прочитайте на сайте компании, чем они занимаются, посмотрите их продукты, скачайте их приложения, посмотрите их блог, придумайте красивый ответ, почему вам было бы интересно работать в этой компании, и, главное, почему им было бы интересно вас нанять.

Разумеется, не стоит говорить, что вам все равно, что за компания, лишь бы переехать из России. Рассказывайте эмоционально и заинтересованно, даже если это не так. На этом собеседовании вы можете узнать немного о компании и команде, уточнить, предоставляет ли эта компания релокацию для вас, помогает ли с оформлением рабочей визы. Если все пройдет хорошо, то скоро вы получите приглашение на следующий этап собеседования.

Важно понимать, что вы будете получать много отказов и это нормально.

Каким бы хорошим специалистом вы ни были, это не всегда является ключевым фактором. Главное, не впадать в депрессию и продолжать искать.

Говори то, что от тебя хотят услышать

Этот совет подойдет для поиска работы в любой стране. Я проверил это множество раз на себе. Любой интервьюер вкладывает в вопрос уже заранее предпочтительный ответ. Если вас спрашивают — «Какая ваша сильнейшая черта в дизайне, UX или UI?», и вы при этом собеседуетесь на позицию Product Designer, стоит ответить, что вы не можете разделить эти понятия, так как одно не может существовать без другого.

Стоит дополнить примерно следующим: «Но отвечая на ваш вопрос, я считаю, что моя сильнейшая сторона Ux (или UI), потому что… (объяснение почему), однако во время работы я уделяю равнозначное внимание обоим аспектам». Другими словами, если рекрутер задает вам неоднозначные вопросы, дайте сдачи неоднозначным ответом. То же самое касается процесса работы.

Я знаю, что большинство дизайнеров никогда не проводили никаких исследований и не изучали метрики, а просто рисовали дизайн, исходя из собственных знаний и опыта. Разумеется, когда вас спросят, на чем было основано то или иное интерфейсное решение, стоит сказать, на чем оно должно было быть основано.

Дело в том, что большинство компаний не проводят никаких исследований ни в России, ни в Европе, но они хотят нанять человека, который знает как правильно, даже если в итоге это не потребуется.

Второе собеседование или Portfolio Review

Второй этап интервью может быть разным в зависимости от компании — где-то это собеседование с менеджером/дизайнером/СЕО, иногда вам предлагают выполнить тестовое задание, но в большинстве случаев вам предложат пройти Portfolio Review. Это тоже обычно происходит по скайпу.

Здесь стоит заранее подготовить презентацию о ваших 2-3х проектах. О презентации можно говорить очень много, но я для себя нашел прекрасную статью от дизайнеров Facebook. Она подробно объяснит вам, как пройти этот шаг.

Третий этап

Финальный раунд будет проходить в офисе компании. Ваши расходы на перелет и отель на одного человека должны будут быть покрыты компанией. В противном случае, я бы не советовал лететь. Обычно onsite interview длится около 3-4 часов и разделено на несколько сессий. Вас обязательно проинформируют о том, что будет происходить на собеседовании, и как к нему подготовиться.

Нужно понимать, что, несмотря на такое большое количество шагов, любая компания действительно хочет вас нанять

Они сделают все возможное, чтобы помочь вам пройти все этапы собеседований и получить работу. Не стесняйтесь спрашивать своего рекрутера обо всем, что касается этого процесса. После возвращения домой ждите ответ. Если компания небольшая, то до последнего этапа собеседования доходят 4-5 кандидатов.

Напоследок я хочу добавить, что работа за границей по специальности — еще не переезд в другую страну навсегда. Я считаю, что, даже если вам очень нравится жить и работать в России, и вы хотели бы тут остаться, стоит получить опыт работы в другой стране.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Ivan Kolygin", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 17, "likes": 35, "favorites": 136, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 85845, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 02 Oct 2019 15:48:15 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 85845, "author_id": 257880, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/85845\/get","add":"\/comments\/85845\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/85845"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199121, "last_count_and_date": null }
17 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
11

 в разделе места жительства вам нужно указать любой адрес города в котором вы сейчас смотрите работу, важно вписать полный адрес включая индекс, даже если вы там не живете, это не имеет значения.

Т.е. собеседуют тебя, указавшего NY, например, и ты между делом заявляешь "Я сейчас в Самаре живу, мне нужно время, документы и деньги на переезд и проживание", в ответ "ничего, что вы наврали, все устроим"?

Ответить
5

Пишу из СИЗО, у вашей компании же есть корпоративный адвокат - пусть меня вытащит, и я сразу готов к работе приступить.

Ответить
3

Уже не первый раз слышу этот совет, тоже было бы интересно пояснение этого момента

Ответить
4

Механизм linkedin так устроен и вам бросает подходящие вакансии по вашему месту проживания, и вас "бросает" в список рекомендуемых кандидатов.

Ответить
0

Спасибо за разъяснение, теперь понятно)

Ответить
0

В ЛД можно указать желаемые города для релокации, и он будет предлагать вакансии именно в них.

Ответить
0

Да, но я не уверен, что рекрутеры смогут тебя найти по таким параметрам. У меня около 30% приглашений на интервью пришли от рекрутеров. 

Ответить
2

Представьте, что вы рекрутер и ищите дизайнера, вам нужно указать локацию для поиска, в какой стране вы будете искать? Нет ничего такого если вы укажите не свой адрес. На собеседовании я просто объяснял зачем я это делал и все это понимали, у меня ни разу не было отказов по этой причине. 

Ответить
2

Чаще всего находят рекрутеры, а им глубоко пофиг на этот нюанс. Им гораздо важнее, что есть кандидат с подходящим бэкграундом и желанием работать в указанном городе. Если работодатель не готов заморачиваться с визой/релокейшеном, то этот момент всплывет при первом контакте и все спокойно разойдутся.
Либо так, либо и дальше сидеть в условной Самаре, и полетать с работой в NY.

Ответить
1

Спасибо, ценный материал

Ответить
0

"О презентации можно говорить очень много, но я для себя нашел прекрасную статью от дизайнеров Facebook. Она подробно объяснит вам, как пройти этот шаг."
Может добавите ссылку на эту статью?

Ответить
2

Да, это тот же блог, что и был вначале статьи. (https://blog.usejournal.com/portfolio-advice-9968c875a550)

Ответить
0

нет его там. или вы ошиблись или редакция отрезала "рекламную" ссылку :)

Ответить
0

Гиперактуально! Спасибо!

Ответить
0

А во сколько обошлось оформление резюме?

Ответить
0

Все зависит от сервиса и количества услуг. Такие компании занимаются разными вещами от простого оформления резюме до оформления линкедына и даже поиска вакансий. Я заплатил около $ 150

Ответить
0

Ваня, удачи тебе на новом месте :)

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }