Взгляд на роль современного HR: 10 актуальных задач HR-специалиста

Для формирования концепции портала я провожу глубинные интервью с сотрудниками крупных компаний. И, к сожалению, вижу, что роль HR часто недооценивают. Например, многие считают, что HR занимаются только рекрутингом и оформлением справок, что абсолютно не соответствует реальной картине.

В статье расскажу, какую огромную роль играют HR в нашей компании, и почему именно от HR-специалистов зависит вовлеченность и эффективность команды в целом.

1. Найм и адаптация

Найм сотрудников в IT-сфере очень сильно отличается от других специальностей. На IT-специалистов идет “охота”, а еще айтишники сами по себе люди специфичные - к ним нужен свой подход, нестандартные способы поиска и привлечения. От вопросов и поведения HR на первой встрече зависит, дойдет ли кандидат до следующего этапа.

Когда кандидат принял оффер, его важно не упустить. Я сталкивался с ситуациями, когда специалиста переманивали еще до выхода на работу, и приходилось тратить много сил, чтобы убедить его принять именно твое предложение.

С первого рабочего дня наши HR участвуют в адаптации новых сотрудников: создают индивидуальные сценарии онбординга вместе с руководителями, регулярно проводят адаптационные встречи. Чтобы снять рутину и ускорить процесс, мы используем интерактивного помощника чат-бота на корпоративном портале. Он ставит задачи новичкам, собирает обратную связь и отвечает на часто-задаваемые вопросы.

После прохождения испытательного срока с каждым сотрудником мы проводим встречи - «Беседы о развитии». Как правило они проходят раз в полгода, но с некоторыми коллегами чаще. Вся история встреч, зафиксированные договоренности и индивидуальный план развития сотрудников хранятся в интранете, а задача HR - проконтролировать сбор обратной связи и то, что намеченные задачи реализуются.

У меня нет возможности регулярно общаться с каждым сотрудником. Поэтому важно, чтобы HR чувствовали настроение в коллективе и подсказывали, с кем нужно провести индивидуальную работу.

Также HR изучают тренды, отслеживают тенденции онбординга и предлагают новые механики для обучения персонала и технологического развития адаптации.

2. Единое информационное поле

HR-департамент разрабатывает коммуникационную стратегию, которая позволяет направлять внимание команды на корпоративные ценности, события и изменения в компании. Эйчары собирают информацию и участвуют в подготовке интересного для сотрудников контента: видео, кейсов, подкастов, рассылок и статей для базы знаний.

Например, HR помогают формировать регулярный новостной дайджест на корпоративном портале, в котором мы рассказываем о новых сотрудниках и кадровых изменениях, корпоративных мероприятиях, новых проектах, клиентах, развитии продуктов.

3. Обучение персонала

HR-департамент проводит анализ потребностей в обучении: определяют, какие навыки и знания требуются сотрудникам для эффективной работы, составить пул компетенций для проработки. Кроме того, они занимаются вопросами развития карьеры - создают программы продвижения и индивидуальные карьерные треки.

Совместно с корпоративным университетом HR помогают в организации корпоративного обучения: подбирают тренеров, записывают сотрудников на курсы, отвечают за компенсацию затрат на обучение, которое сотрудник прошел самостоятельно, проводят оценку эффективности обучения с помощью инструментов обратной связи и тестирования.

4. Управление талантами и развитие лидерства

HR определяют сотрудников с лидерским потенциалом внутри компании и формируют кадровый резерв. Для этого они создают программы менторства, проводят тренинги и беседы, проводят диагностику лидерских качества и помогают перспективным специалистам развивать их на внутренних и внешних курсах.

5. Улучшение корпоративной культуры

Немаловажна роль HR - помощь в проведении фасилитационных сессий, на которых мы вырабатываем корпоративные положения и принципы, строим стратегические планы продаж и развития. Они выполняют роль модератора, следят за тем, чтобы каждое мнение было услышано, а результат устраивал всех.

Совместно с командой, HR определяют и формулируют корпоративные ценности. Они отвечают за распространение этих ценностей, проводят мероприятия и программы для вовлечения сотрудников в поддержании корпоративной культуры. Например, тимбилдинги, волонтерские клубы, сообщества по интересам.

Корпоративная культура компании, взгляды и потребности сотрудников могут меняться. Поэтому эйчары регулярно проводят опросы и собирают обратную связь, чтобы отследить изменения и разработать новые механики для улучшения корпоративной культуры.

6. Медиация

HR не только вовлечены в разрешение конфликтов и разногласий в команде, но и поддерживают коллег. Они помогают сотрудникам справляться с выгоранием и негативными эмоциями, выслушивают, смотрят на сложные ситуации и проекты с разных сторон и предлагают неочевидные решения.

7. Автоматизация процессов

HR участвуют в автоматизации сервисов, которыми сотрудники пользуются чаще всего. Именно они приходят с идеями перевода сервисов в электронный вид, помогают оптимизировать процессы, подсказывают, как сделать сервис более удобным для сотрудника.

HR в современном бизнесе не дают разрушится каналам обратной связи и являются визионерами цифровой трансформации в компании.

8. Развитие HR бренда

У нас есть целый отдел, который занимается развитием и популяризацией бренда работодателя. HR создают EVP, формируют и исполняют стратегию по трансляции HR-бренда внутри и за пределами компании. Например, участвуют в различных мероприятиях и конференциях, чтобы рассказать об организации и установить контакты с потенциальными кандидатами.

HR ведут корпоративный веб-сайт и социальные сети - пишут посты и статьи, в которых рассказывают о внутренней кухне, увлечениях сотрудников, проектах, сложностях и победах в профессии, актуальных вакансиях и возможностях роста. Всё это вызывает доверие у потенциальных кандидатов и увеличивает количество откликов на вакансии компании.

9. Материальная и нематериальная мотивация

HR - полноценные бизнес партнеры. Они знают, сколько стоит та или иная должность на рынке, формируют грейды и бонусный бюджет, опираясь на аналитику, знают, какие компетенции и результаты заслуживают дополнительной финансовой мотивации.

Кроме того, HR занимаются нематериальными программами мотивации и well-being системами. В нашей компании особенное внимание уделяется программам по физическому здоровью. Эйчары помогают сотрудникам продвигать тематически объединения, например, по игре в сквош или бегу.

10. Работа с вовлеченностью персонала

Вовлеченность - широкое понятие, которое включает в себя множество процессов. HR оценивают уровень вовлеченность в компании. Для этого они составляют анкеты, проводят опросы среди сотрудников и собирают обратную связь. Затем анализируют результаты и продумывают план повышения вовлеченности: разрабатывают мотивационные программы, внедряют геймификацию, проводят встречи-знакомства с командой и компанией, рассказывают о новостях и ценностях компании.

Также HR организуют мероприятия для отдельных департаментов и компании в целом. Проводят онлайн-активности и очные события. Например, на первое сентября мы угадывали коллег по школьным фотографиям в корпоративном чате.

HR - это не только про рекрутинг и рутину. Без эйчаров невозможно поддерживать жизнедеятельность компании, развивать корпоративную культуру и работать по-настоящему эффективно.

Сейчас в России наблюдается самый серьезный кадровый голод за последние 25 лет. В этой ситуации работа HR становится еще более ценной - они находят талантливых специалистов, помогают компаниям выстраивать крепкие трудовые отношения с сотрудниками, повышать вовлеченность, и, как следствие, эффективность команды. Поэтому роль и значение HR сегодня в разы шире, чем это было еще пять лет назад.

Начать дискуссию