Как правильно составить текст с рассказом о себе Статьи редакции

Основатель сервиса для проверки текстов «Главред» Максим Ильяхов написал статью о том, как правильно составлять текст о себе. ЦП перепечатывает материал с разрешения автора.

В продвинутом курсе есть темы «Текст о себе» и «Текст о компании». Это самые востребованные и обсуждаемые уроки курса, потому что они затрагивают каждого. Мы решили подарить один из этих выпусков всем нашим читателям как знак доброй воли. Поэтому держите бесплатно один из уроков платного продвинутого курса.

Начну с истории.

Как я сломал российских писателей

В прошлом году мне потребовался писатель: спокойный и с пониманием бизнеса. Я написал в блоге вакансию, в качестве тестового задания попросил рассказать о себе. Вакансию перепечатал популярный сайт о работе, и ее увидел «широкий круг читателей», а я получил сто откликов.

Когда я отфильтровал сумасшедших, оставшиеся кандидаты разделились на три категории: биографы, формалисты и творческие.

Биографы: «Я родился в 1988 году в Майкопе, республике Адыгея. Закончил школу такую-то с отличием. В таком-то году поступил в Кубанский государственный университет на такой-то факультет. Увлекаюсь фехтованием и верховой ездой, слушаю Бетховена и гангстерский рэп, любимые писатели — Достоевский и Мураками».

Формалисты: «Прошу рассмотреть мою кандидатуру на должность „Писатель для интернет-СМИ“. Меня зовут Иванова Ивонна Ивановна, 23 года, выпускница факультета иностранных языков и регионоведения ФГОУ ВПО „Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова“. Я стрессоустойчива, обучаема, ответственна и хорошо работаю в коллективе».

Творческие: «Рассмотрите мою мимимишную кандидатуру. Я с текстом с детства, родители называли меня юным Пушкиным, а когда я подрос и меня не убили на дуэли, я понял, что моя жизнь должна быть связана со словотворчеством и словоткачеством. Я хронический текстоголик, текстофил и текстоман».

Все эти отклики — мимо. С такими кандидатами не о чем говорить, даже если там выпускница моего родного иняза. Люди пишут не о том. Люди не знают секрет.

Секрет хорошего текста

Хороший текст должен быть о читателе. Не о вас, не о продукте, а о том, что волнует читателя.

Плохо:

Какой я хороший

Какой хороший товар

Как устроен мир

Как живут звезды

Я хороший, я пригожий, я пишу как бог

Хорошо:

Чем я буду вам полезен

Как этот товар решит вашу проблему

Как вам жить в этом мире

Как вам жить, чтобы быть, как звезды

Я помогу вам решить писательские задачи в деловом СМИ

Давайте разберем случай с моей вакансией. Вот что мне важно узнать о кандидате, чтобы начать разговор:

  • Как человек пишет? Где почитать?
  • Разбирается ли он в бизнесе?
  • Какой у него опыт?

При первом знакомстве меня не волнует биография, интересы, образование и творческая жилка. Я ищу нормального исполнителя. Вот как стоит откликаться на мою вакансию:

Меня зовут Ивонна, хочу работать писателем в вашем деловом СМИ.

Пишу для интернет-журналов с 2010 года. Лучшие работы:..

Есть опыт в бизнес-темах: в прошлом году писала статьи для делового журнала «...». Темы — финансы, управление... Лучшие статьи:..

Как узнать подробнее о задаче? Если есть тестовое задание, буду рада попробовать.

С вакансией просто: в ней работодатель открыто говорит, что он ищет в исполнителе. Но если вакансии нет, нужна система.

Система

Прежде чем писать, хороший автор размышляет над тремя вопросами:

  • Для кого я пишу? Что эти люди знают, а что — нет?
  • Почему и в какой ситуации эти люди прочитают текст? Чего они хотят?
  • Что им интересно в связи с моим продуктом?

Допустим, кандидат на вакансию готовится писать письмо:

  • Для кого? → Для незнакомого человека, у которого есть потребность в писателе для делового СМИ.
  • Почему и как он прочитает мой текст? → Он увидит его в почте среди многих писем от других кандидатов (скорее всего, больных и неадекватных). Вместе с тем, у него мало времени.
  • Чего он хочет? → Максимально быстро найти адекватного кандидата, который решит его проблему.

Цель кандидата, исходя из этой логики: «Помочь незнакомому человеку сразу увидеть, что я решу писательские задачи в его деловом СМИ».

Все, что этот кандидат теперь будет писать, будет работать на цель текста. Каждое предложение поможет достигнуть цели. Все, что не по теме, удаляется. Особенно та часть про фехтование.

Применим

Теперь применим эту систему к задаче «Написать текст о себе». Уточним задачу: «Текст о себе на главной странице личного сайта. Задача сайта — продавать мои услуги как свободного разработчика».

Фантазируем ответы на вопросы:

  • Для кого? Для тех, кто ищет разработчика. Они пришли ко мне на сайт с Freelance.ru. Это могут быть как технические директора и руководители разработки, так и просто клиенты.
  • Почему и как прочитают? Потому что они выбирают себе программиста в штат или на сдельную работу. Они нашли меня в интернете и теперь изучают внимательнее.
  • Чего хотят? Найти самостоятельного, ответственного и квалифицированного разработчика, у которого не надо стоять над душой.

Миссия — «Помочь читателю увидеть, что я сниму его проблемы по разработке, потому что я квалифицированный, самостоятельный и отвечаю за результат». Поехали:

  • Я веб-разработчик: пишу приложения и запускаю онлайн-сервисы. Мой профиль — высоконагруженные системы и интернет-платежи.
  • Работал в «Яндексе» и Mail.ru. Разработал и запустил платежный сервис «Деньги плюс». С 2010 года поддерживаю и дорабатываю «Мою почту».
  • Предпочитаю делать проект с нуля: создавать архитектуру, прототипировать и строить бэкэнд. Мне помогает команда дизайнеров и фронт-эндеров.
  • Сдаю проекты вовремя, потому что следую методу несдвигаемых дедлайнов. Работаю по договору, несу материальную ответственность за срыв сроков.
  • Буду рад обсудить задачу:..

Обратите внимание на аудиторию: мы пишем не в принципе для всех людей, которые придут на наш сайт, а именно для тех, кто может стать клиентом.

Голос скептика

— Но сэр, это же рекламный текст!

— Да. А вам какой нужен?

— Ну, текст «О себе»

— А зачем вам текст о себе?

— ...

Эго и польза

— Но я же... Это же текст про меня! — все еще доносится неуверенный голос из зала. У меня для вас плохие новости.

Мы никому не интересны. Кроме наших родителей, супругов и ближайших друзей, наше существование никого не заботит. Люди интересны друг другу настолько, насколько они друг другу полезны.

Поэтому в хорошем тексте «О себе» не будет ничего о вас. Текст будет о том, чем вы полезны. Если текст для потенциальных клиентов — он будет о том, как вы решите их задачу. Если для сайта знакомств — о том, какой из вас хороший партнер.

Не печальтесь, что люди пока не особо интересуются вашей персоной. Когда люди ей заинтересуются, будет гораздо хуже. Спросите Лебедева или Киркорова.

Схема

Если десять раз написать текст о себе для разных мест, увидишь закономерности. Текст будет складываться примерно одинаково:

Чем ты полезен → В чем особенность → Чем докажешь → (Что еще) → Приглашение связаться

Понятно, что это только шпаргалка: не нужно ее с силой запихивать туда, куда она не лезет. Хотя и лезет она почти везде:

  • На личном сайте, для потенциальных клиентов: Я графдизайнер → Специализуюсь на карамели и модноте → Рисую иконки для Ozon и Amazon → Иногда срываю сроки, но никогда не жертвую качеством → Буду рад помочь:..
  • На форуме графдизайнеров: Дизайнер, работаю в Photoshop, Sketch и Illustrator → Специализируюсь на карамели и тенях → Вручную делаю субпиксельный антиалиасинг → Сайт:..
  • На сайте знакомств: Дизайнер, 27 лет, Москва. Ищу девушку для создания семьи → Увлекаюсь плаванием и бегом. Веду собственный бизнес → Пою соул и фанк в группе → Люблю музыку семидесятых → Электронный адрес:..

Тут слышатся вопли, что на сайте знакомств нужно писать про душу, про чувства и про любовь. На самом деле нет: при первом знакомстве эти слова выдают отчаяние и нужду.

Миссия и позиция

Мой персональный пунктик — формулировать не только пользу, но еще миссию и позицию. Это не везде нужно, но если получается, то прямо вау.

Миссия — это ответ на вопрос «Зачем ты работаешь?»:

  • Хочу создавать учебники, которые будут вдохновлять школьников заниматься наукой.
  • Мне интересно улучшение навигации и городской среды. Хочу делать города удобными и экологичными.
  • Помогаю компаниям строить уважительные и долгосрочные отношения с клиентами.

Миссия помогает найти единомышленников и отвадить левых людей. Это как на сайте знакомств написать, что вы фанат группы «Ария»: кто-то закроет страницу, а кто-то сразу позовет на свидание.

Позиция — это ответ на вопрос «Что для тебя неприемлемо»:

  • Я не работаю в офисе и не торгую временем. Если вам нужен карманный дизайнер на полный рабочий день, я не смогу быть вам полезным.
  • Работаю только по договору. Как-нибудь договориться — не вариант.
  • Не работаю с производителями табака и алкоголя, форексами и сетевым маркетингом.

Позиция — это частный случай «травления лески». Вы показываете отсутствие нужды: вам важнее сделать хорошо, а не заработать любой ценой. К вам больше доверия.

Эмоции

Вот вы подробно и уважительно написали о том, что интересно читателю. Доказали, почему именно вы. Объявили миссию и позицию. Оставили способ связи. Получилось как-то так:

  • Я музыкант и композитор. Озвучиваю и пишу музыку для рекламы и фильмов, подбираю и лицензирую музыку для ресторанов, клубов и торговых центров. Делаю мастеринг для радио и телевидения.
  • Специализируюсь на народной музыке Востока и Латинской Америки. Работаю с сессионными музыкантами из Перу, Венесуэлы, ЮАР, Индии и Китая.
  • Моя цель — распространять знания о жизни и культуре народов мира через музыку и песни. Для этого веду подкаст о народной музыке мира и преподаю перкуссию в Московском доме музыки. Буду рад сотрудничеству с близкими по духу образовательными проектами.
  • Работаю по договору. Не пишу музыку для рекламы сигарет и алкоголя.
  • Пишите:..

Теперь подумайте об изюминке: какой-нибудь детали, которая вызовет эмоцию и благодаря этому запомнится.

Эмоции получаются не из-за особых слов, а из-за эмоциональных понятий и событий.

Изюминка должна быть одна. Не мельчите и не рассыпайтесь в шуточках, это выглядит жалко.

Нет

Страстный, чувственный и пылкий

Дерзкий и опасный

Ироничный мизантроп

Да

Родился в Аргентине в семье революционера и актрисы

Езжу на белой «Приоре»

При встрече обязательно спросите о моих татуировках

Домашка

Простое задание: напишите о себе для аудитории потенциальных заказчиков, которые примерно разбираются в вашей отрасли.

Сложное: напишите о себе для потенциальных заказчиков, которые ничего не понимают в вашей отрасли.

Буду рад проверить и прокомментировать домашнее задание у всех подписчиков продвинутого курса «Главреда». Чтобы подписаться, выберите свой вариант курса и оплатите участие. Мы изменили тарифы: теперь на курс можно подписаться за 900 или за 1500 рублей. Цены зафиксированы до 31 августа.

В июне 2015 года на продвинутый курс подписаны 810 человек, которые получили комментарии по 280 домашним заданиям. Будем рады, если вы к нам присоединитесь. Хорошего дня!

P. S. До 20 июля открыт набор в Школы редакторов: первую дистанционную школу редактуры и дизайна с гарантией трудоустройства. В школе предусмотрены бесплатные места для лучших студентов. Уже опубликовано вступительное задание.

0
30 комментариев
Написать комментарий...
Владислав Козуля

Текст годный, подписку не куплю :3

Ответить
Развернуть ветку
Stepan Danilov

Ильяхов крутой. Лучше спецов по инфостилю я не видел

Ответить
Развернуть ветку
Константин Панфилов
Автор

А кто ещё есть?

Ответить
Развернуть ветку
Stepan Danilov

пресс-релизеры все в нём пишут.
их много

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Балашенко

Годно, но реклама)

Ответить
Развернуть ветку
Влад Цыплухин

Для хороших людей не жалко.

Ответить
Развернуть ветку
МакРадар

Существуют ли другие фотографии Максима?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ильяхов

Нет. Запомните меня таким.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Waldemar

Инфостиль похож на передачи Джейми Оливера - интересно, непривычно и полезно. Но Джейми часто повторяют по телеку и его фишки начинают раздражать. Эту статью я читал в рассылке мегаплана и в блоге Максима. Ссылку с этой открыл ожидая, что Ильяхов таки лажанёт и повторится. Но и её прочёл до конца

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ильяхов

Подписывайтесь на продвинутый курс — там как минимум 30 уроков, которых нигде нет.

Ответить
Развернуть ветку
Galhina Kalhugaena

Максим, у вас пользователи теряются: не могут найти кнопку с подпиской на курс и жалуются здесь в комментариях.

На главной странице курса три способа оформления ссылок, и разобраться, куда идти, очень сложно: http://screencast.com/t/4tnyQSNCwWQ.

На странице самого курса кнопка с подпиской в самом-самом низу, и даже приходящие по прямой ссылке с самыми серьезными намерениями, не всегда находят нужное. Почему бы ее не продублировать на первом экране, чтобы не нужно было скроллить?

Я бы сделала так:
1) на главной странице либо разместила две кнопки «Главред» и «Курс» + кнопку «Заказать текст» (у вас сейчас по ссылкам из текста о себе нельзя никак перейти к заказу текста, только самому написать ;) )
2) написала небольшие пояснения об инструменте и курсе. Я сразу поняла, что такое Главред, потому что пользуюсь Hemingway, но, подозреваю, ценность вашего инструмента не для всех так же очевидна.
3) очень много контрастной графики (да, текст — это тоже графика), но нет ярко выраженной иерархии элементов. У вас, по большому счету три опции: научиться писать тексты, отредактировать уже написанный или заказать и не мучаться — при этом ссылок невероятное множество, отчего вся страница похожа на центр Лас-Вегаса.
4) я бы сделала продвинутый курс выбором по умолчанию — определившиеся и так разберутся, а не определившиеся чаще всего просто соглашаются с тем, что им предлагают.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Никитин

Никак не пойму. Почему "специалисты" подобного уровня могут зарабатывать только на тренингах? Неужели все эти знания настолько "полезны", что продать их можно только искателям универсальных рецептов?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Максим Ильяхов

Михаил, что вы имеете в виду?

Ответить
Развернуть ветку
Roman Senturov

До чего же круто он пишет, этот ваш Ильяхов. Пойду ка тоже подпишусь

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Novo-Sibirsky

То есть им же написанная программа оценивает им же написанный текст на 2,5 по пятибалльной шкале... кого и чему он таки может научить?..
ВЫВОД: Максимка, может тебе надо пойти самому поучиться, прежде, чем учить других?! Если ты не знаешь где, то я знаю как.. пиши мне в личку...)))

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Guschin

Ильяхов ты очень крут, пиши, пожалуйста чаще.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Tyurin

а "написать вакансию", вообще, можно?)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alex Horoshkevich

Ничего не вижу плохого в том, что в конце статьи человек разместил пару слов о своем курсе. К тому же стоимость в 30$ - совсем не высока. В целом пост хороший. На пальцах расписано что и как делать. Не хватает только небольшого скрипта для потенциальных заказчиков. Вот несколько из которых можно составить свой для конкретной ситуации и клиента (на англ). Проверял - работает. :
- для маркетолога http://bit.ly/1JSa0E9
- для дизайнера http://bit.ly/1lZxnjF

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Kirill Rumyantsev

Cхема слишком привязана к "рацио". Рекламный текст всё-таки больше должен воздействовать на эмоции.

Иногда "прокатывает" и что-то в духе: "Осторожно! Впереди многабукаф! Лучше сразу подпишись на этот инфокурс за 999 рэ."

Да и рекламодатель часто сотрудников набирает по принципу: "Возьмём этого парня в клетчатой рубашке и с трубкой во рту, резюме вроде годное у него".

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Тригуб

На сайте есть информация про продвинутый курс, а вот найти информацию про базовый курс для тех, кто зашел в первый раз, в этом нагромождении букв и абзацев не удалось:)

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Ryzhkova

Там вообще шикарно сделано. По странице http:// maximilyahov. ru/ glvrd-pro/ пару минут гуляла, так и не поняла, как попасть на главную, если только ручками ссылку не сократить...
Погуляла еще по разным страницам. Оттуда и на продвинутый курс ссылок нет. Скорее всего, базовый вообще не существует...

Ответить
Развернуть ветку
Максим Мухарёв

Спасибо. Курс интересный и цена хорошая (точнее никакая, вообще). Постараюсь найти время на него.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Самборский

Хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Fedorov

Подписка на платный Главред — почти лучшее событие 2015 года для меня.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Петров

А как подписаться на базовый курс?

Ответить
Развернуть ветку
Galhina Kalhugaena

http://maximilyahov.ru/glvrd-pro/

Листаете до конца страницы, дальше подписка.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Bocharov

Всё по Карнеги. Гут

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Novo-Sibirsky

Если на фото Максима трубка, а не ручка - то он курит. Если он курит - то значит не может управлять собой. И даже не понимает, что это - моветон. Но если он не может управлять собой, и даже не осознает моветонность этого, то как он может научить кого-то управлять другими?... Вопрос чисто риторический. Я уж не говорю про убогую одномерность его текста - это отдельная песня. Максим, тебе надо серьёзно учиться. По-взрослому... карнегианство - это ноу-хау столетней давности... нет ли чего-то поновее?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Novo-Sibirsky

вот как кусок текста Максима оценивает его же собственный софт: Вставьте текст на русском языке.
Ещё не написали?
Вставить пример
Фичеризм
Обычному читателю неинтересны ваши фичи, модули и функции. Ему интересно, как от вашего проекта улучшится его жизнь. Фичи и модули интересны только другим программистам.
Подходит для рекламы, новостей, статей, сайтов, инструкций, писем и коммерческих предложений.
Не подходит для стихов, художественной прозы и СМС-диет. 5 баллов из 10 по шкале Главреда 9 предложений
54 слова, 395 знаков 11 стоп-слов. Основные проблемы: фичеризм личное местоимение необъективная оценка предлог «от» второстепенный синтаксис

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Раскрывать всегда