{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

«И кстати: начальников теперь нет»

Семь важных принципов, которым мы учим новичков.

Когда новый сотрудник выходит к нам на работу, он первое время офигевает, чувствуя себя героем фильма «50 оттенков бирюзового».

Никто не указывает ему, что делать, никто на него не рычит, к любому можно обратиться за помощью, на SCRUM-встречах его мнением интересуются с первого дня, ведь у него преимущество свежего взгляда.

Звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой? Так оно и есть: для большинства людей это реально большой стресс. Что-то вроде того, как после жизни с опекающими родителями переехать в другой город и начать жить самому. Обнаруживается, что продукты не сами появляются в холодильнике, что квитанции надо оплачивать и деньги на карманные расходы теперь никто не даёт.

Новичок может начать ждать заданий, не проявлять инициативу, стесняться задавать вопросы и делать кучу других непродуктивных вещей. Столь желанная «свобода действий» и «возможность принимать решения» на практике для многих выглядит как хаос, а главным запросом становится: вы скажите мне, что конкретно делать — я сделаю!

За несколько лет мы уяснили для себя, какие принципы работы нужно с первого дня последовательно объяснять и прививать новичкам.

Одни ребята в силу склада личности уже на старте воспринимают их естественно. Другие раньше работали в «классических» организациях с жёсткой вертикальной иерархией, где начальник всегда прав, а бухгалтерия всегда пьёт чай. В этом случае им предстоит сделать много открытий.

Вот самые важные вещи, которым мы учим новых ребят, чтобы они могли комфортно взаимодействовать с командой и эффективно работать.

Лезть в чужие дела

В «классических» компаниях новичок в первый же рабочий день сталкивается со сценой из сказки «Кошкин дом»: это стул, на нём сидят, это стол, за ним едят.

Вот твоё рабочее место, вот твой отдел, вот твой начальник, а чем там занимаются в соседнем отделе — неважно, они своё дело знают. Как следствие, человек сразу изолирован и не имеет возможности разобраться, что здесь вообще происходит.

Неудивительно, что многие люди в своих резюме выделяют в должностных обязанностях отдельный пункт «взаимодействие со смежными отделами». Хотя для нас это выглядит так же странно, как писать в том же блоке «подъём на лифте до офиса».

Мы, напротив, с первого рабочего дня открываем доступ ко всему, вплоть до финансовых показателей. Новичок сразу подписывается на основные каналы в Slack, оказывается на важных сессиях планирования, приходит на собрания других отделов.

В результате каждый новый игрок в курсе всех проектов: пусть укрупнённо, но видит, что мы делаем. Это даёт возможность взаимно интегрировать разные проекты, подключать экспертизу ребят.

Например, новый сотрудник корпоративного направления сходил на собрание отдела разработки и внезапно выяснил, что для оформления коммерческих предложений есть крутой шаблон и куча готовых материалов, которые помогут ему на переговорах.

Самостоятельно управлять своими делами

Начальников в традиционном смысле у нас нет: никто не будет ходить за новичком и говорить ему, что делать. Как следствие, каждый сотрудник — сам себе начальник.

На SCRUM-встречах мы обозначаем определённый пул проблем, которые нам предстоит решить, формулируем задачи и распределяем их. А дальше уже нет парня, который будет напоминать, что и в каком порядке нужно сделать.

Если в ходе работы возникают вопросы, меняется ситуация или появляются новые возможности — команда всегда примет участие и поможет, но только при одном важном условии: сотрудник сам контролирует происходящее и вовремя даёт знать, если что-то пошло не так.

Взаимодействовать в одно касание

Если я пересылаю event-менеджеру предложение по какому-то мероприятию, автоматически подразумевается, что я могу выбросить это из головы.

Мне не нужно рядиться с ним, вспоминать об этом предложении и спрашивать, участвуем мы или нет. Я просто узнаю о статусе этой задачи на собрании или в еженедельном дайджесте: «Участвуем в такой-то выставке, надо столько-то денег, вот задачи для дизайнеров» или «Оценили потенциал выставки "Тамада-Экспо", в прошлом году был тухляк, не участвуем».

И это правило действует не только в общепринятой схеме «начальник и подчинённый», а у всех ребят между собой, вне зависимости от должности.

Чтобы такой подход работал, высокое качество должно быть не только при приёме, но и при постановке задачи. Очевидно, что написать человеку: «Тут, короче, нам кто-то пишет и что-то хочет, вот шесть страниц мелкого текста, срочно разберись» — это моветон, мы так не делаем.

Классический диалог вроде: «А ты сделал?» — «Ой, забыл» — для нас означает, что новичку нужно не «почаще напоминать», а помогать выстраивать систему управления входящими запросами и делами.

Использовать открытую коммуникацию

Мы пользуемся мессенджером Slack: там есть личные сообщения и каналы. Личные сообщения видят только два человека, а сообщения в каналах — все желающие. У всех новичков есть склонность решать вопросы именно в личных сообщениях.

Мотивы элементарные: «А вдруг мой вопрос будет звучать глупо? Чего я буду высовываться лишний раз?» Поскольку мы работаем в гибкой проектной системе, эта особенность становится проблемой.

Простой пример. Когда у вас проблемы с цветопередачей на мониторе и вы пишете об этом в личные сообщения сисадмину, а не в канал #genegal_sys_admin, это плохо. Потому что, когда вы напишете в канал, может возникнуть куча побочных эффектов, каждый из которых будет полезен:

  • Может выясниться, что у кого-то ещё проблемы с цветопередачей, но он по каким-то своим внутренним причинам молчал.
  • Может выясниться, что эта проблема уже под контролем и запланирована покупка новых мониторов. Соответственно, настройка старого оборудования теряет всякий смысл.
  • Может выясниться, что мониторами можно поменяться с кем-то, для кого точная цветопередача вообще не критична.

Естественно, в организации из 500 человек эта практика абсолютно бессмысленна, но в небольшой команде появляется куча возможностей, которые исключены при переписке в личных сообщениях.

Кроме того, открытое общение ускоряет и упрощает обучение. Петя столкнулся с проблемой и задал в канале вопрос. Ему ответили, а Паша прочитал всё это и взял на заметку: теперь он знает, как быть в подобной ситуации.

А уж если речь идёт о работе с клиентами, производственных моментах и других ключевых историях, значимость открытого обсуждения для координации и взаимообучения растёт многократно. Иной раз невозможно предположить, на что или кого может повлиять твой вопрос.

Работать с документами и файлами только в онлайне

Есть такая примета: вышел на работу новенький — жди от него файл вроде «КП_на_проверку_копия_2_новый.docx». Зная это, мы уже в первые дни рассказываем, почему мы пользуемся онлайн-документами и не храним ничего на жёстком диске.

Если совсем коротко: хранить файлы и работать с документами в офлайне — неудобно и опасно. У нас были случаи с пролитым на ноутбук кофе, а на YouTube полно видео, как из офисов массово крадут технику.

Поэтому всю информацию — только в облако. Кроме того, это помогает практически исключить из общения слово «скинь»: ничего скидывать не нужно, всё лежит на своём месте в открытом доступе.

С «Google Документами» тот же принцип: вся информация доступна, все версии документов сохраняются автоматически, нет необходимости плодить копии, да и доступ к ним есть откуда угодно. Простыл — остался дома и спокойно работаешь со своими документами, пересылать ничего не нужно.

Заботиться об офисном пространстве

Вообще мы руководствуемся правилом: «Если ты побывал в каком-то помещении, там должно стать уютнее и чище, а не наоборот». Грубо говоря, подход сугубо домашний, если мы говорим о доме, где люди друг о друге заботятся и не разбрасывают носки.

Уже в первых письмах нашей рассылки для новичков мы обозначаем эту позицию, пишем, как сделать так, чтобы всем было комфортно: где что можно взять и куда это потом убрать. А на шкафах висят напоминалки, помогающие найти нужную вещь.

Для всех ребят мы проводим экскурсию по офису, чтобы они знали, как пользоваться кофемашиной, как правильно положить посуду в посудомойку, как включить музыку на Chromecast и где взять батарейки для мышки, если они сели. На самом деле оказалось, что в этой экскурсии больше 20 пунктов!

Ценить комфорт окружающих

Способность человека быть чувствительным к потребностям команды становится понятна ещё на этапе подбора. Но есть случаи, когда отдельные нюансы нужно прояснять.

Мы работаем в опенспейсе, и, что бы там ни говорили, нам это даёт значительно больше преимуществ, чем неудобств. Однако такая среда требует заботы о концентрации команды. Эта забота достигается двумя простыми, но не всем сразу понятными правилами.

  • Не орать в офисе. Это правило работало бы и в кабинете на четыре человека, ведь если двое о чём-то оживлённо спорят, у других двоих нет шансов нормально сконцентрироваться на делах. В опенспейсе этот момент вообще становится критически важным: именно поэтому мы арендуем целых три переговорки (не считая кухни и холла БЦ), чтобы никто никому не мешал.
  • Не отвлекать, если не срочно. Если мы видим, что человек занят, а вопрос не горит, мы не подходим к нему, выдёргивая его из дел, а просто пишем в Slack или ставим встречу.

И ещё один важный момент, особенно актуальный осенью и зимой: мы не приходим на работу с соплями. Я видел много организаций, где сидеть в офисе с температурой и шмыгать носом считалось чуть ли не проявлением героизма. Как следствие, в течение недели количество «героев» там увеличивалось в геометрической прогрессии. Не говоря уже о том, что в такой ситуации страдает не только сотрудник, но и вся его семья.

Вообще я готовил письмо для нашего внутреннего email-курса адаптации, но в процессе решил убить двух зайцев и оно превратилось в статью. Поэтому некоторые вещи могут выглядеть самоочевидными, что, впрочем, не мешает им быть работающими.

0
52 комментария
Написать комментарий...
Valeratal Val

"для всех ребят мы проводим экскурсию по офису, чтобы они знали, как пользоваться кофе-машиной, как правильно положить посуду в посудомойку, как включить музыку на хромкаст и где взять батарейки для мышки, если они сели"

ну это это ж нормально - называется адаптацией.

 
в целом Вы описываете прямо скажем крайне-специфичную и ортогональную практику.
так, например, много народу жалуется на бессмысленные совещания. А Вы продвигаете, что надо еще больше ходить. Причем на чужие совещания. А работать когда?

Люди жалуются на флуд в мессенджерах, а Вы предлагаете еще больше захламлять.

В итоге, если чел написал в чат "сисадмины" " у меня проблема с цветопередачей" то что это значит? да ничего, сисадмин не обязан воспринимать это как тикет. Мало ли, челу наболело и он решил поделиться грустью. Мало ли проблем в организации.
А если сисадмин воспринимает это как тикет ,то чем это отличается от обычных тикет-систем? тем что любой может увидеть, что у главбуха есть проблема с мышью (у которой села батарейка) и втиху поржать на тупыми бухами? И вместо того, чтобы работать, чел невольно будет читать чужие тикеты (пусть и в виде мессаг)
Это все прекрасно, если на работу люди ходят потусоваться, пообщаться. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Пархоменко
Автор

Дело в том, что наши практики работы непрерывно меняются исходя из ситуации. Взять те же совещания и SCRUM-митинги - мы постоянно находим способы убрать лишние, дублирующиеся и улучшить динамику и полезность тех, что остаются. Отдельная очень важная для нас тема. Как только совещание становится "пустым" или его можно заменить чем-то более дешёвым - оно тут же исчезает.
Или система тикетов - она есть (и не одна, для разных целей), штука в том, что как только у тебя возникает нестандартный тикет или ты думаешь, что он может коснуться кого-то ещё - то велкам в канал. Или как только в канале начинают обсуждать однотипные вещи - возникает вопрос, может, нам нужна система тикетов в каком-то виде?
Надеюсь, удалось оправдаться )

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Alex

А вы кто? 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Пархоменко
Автор

Издательство "Банда умников" https://bandaumnikov.ru/about/

Ответить
Развернуть ветку
Треугольный Илья

Интересно, тут кто-нибудь напишет "Миллениалы изобрели онбординг"?

Я на самом деле не в комменты угарать пришёл, а подтвердить написанное Сергеем. Был момент, когда я проходил стажировку в монополии и через два месяца оттуда просто убежал в молодую компанию, где процессы прозрачны, задавать вопросы нужно, начальник не всегда прав, а ты же сам делаешь задачи осознанно.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Абрамов

Неплохие советы!

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Lobachev

Надо бы Рика и Морти досмотреть.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

Такие статьи круто читать от основателей компаний с миллиардной оценкой. А вы чего добились, чтобы рассуждать, что ваши принципы приводят к успеху?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Пархоменко
Автор

В чём-то Вы для себя, наверное, правы. Но лично мне кажется довольно бессмысленным читать рассуждения людей, на месте которых я окажусь с вероятностью 0,0001%. Мне намного интереснее, какие решения используют интересные компании в малом-среднем бизнесе в России. 

Для старта с "0", без привлечение внешних инвестиций, для сегмента детских товаров мы вроде весьма норм динамику показываем )

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Александр Иванов

Ну это карго-культ такой, очевидно по их статьям же.

Мысли как Гугл - станешь Гуглом.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Zmitr0k
а чем там занимаются в соседнем отделе — неважно, они своё дело знают

Кстати, да. Сразу вспомнил про секретность :)
Самые секретные - это русские. У немцев сотрудники не знают, что делают в соседнем отделе. У американцев сотрудники не знают, что в их отделе за соседним столом делает коллега. Русские вообще - сами не знают, что они делают!

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Krivonosov

По воле судьбы и финансовых трудностей оказался в типичной классический организации. И, теперь действительно страшно, что потом возникнут трудности в более демократичной компании. Глазом не успеваешь моргать, как четкая иерархия становится зоной комфорта

Ответить
Развернуть ветку
Rudolf Cunningham

Четкая иерархия, в отличие от этого, работает на дистанции и не требует "горящего" коллектива. Можно спокойно нанимать копателей от забора до обеда и елегантными телодвижениями интегрировать их в существующую иерархию без значительной потери эффективности.

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов
Хотя для нас это выглядит так же странно, как писать в том же блоке «подъём на лифте до офиса».

Точно также странно выглядит, что вы считаете общение в общих чатах Slack особенностью

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Пархоменко
Автор

С учётом того, что Slack сделан для общения в чатах, я бы согласился с замечанием, если бы на практике абсолютно каждому новому сотруднику не приходилось это объяснять. Возможно, в IT-сегменте больше привыкших к этому людей и это само собой разумеется.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Artem Petrenkov

Scrum не рассчитан на взаимодействие с внешними командами. У вас действительно скрам или одно название от него? Просто назвать типичные планёрки скрам-встречами недостаточно.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Пархоменко
Автор

Артём, в последнюю очередь нам интересно делать "тру скрам" ради того, чтобы он был "предельно аутентичным". Мы берём то, что нам кажется полезным и органичным. Например, у нас нет "покерной" оценки приритетов, да и оценка задач именно в разрезе человеко-часов не отлажена - скорее мы привыкли ориентироваться на дедлайны, выполнимость за период.
Делает ли отстутствие именно этого нас слабее или сильнее с учётом всей нашей специфики? Делает ли это наш скрам "тру" или нет? Мне сложно сказать. Введём ли мы эту практику в будущем? Понятия не имею, если почувствуем целесообразность - введём.

Ответить
Развернуть ветку
Goddard Targarten

Сергей, а что вы делаете с теми, кто не принимает ваши принципы или сопротивляется? Обсуждает проблемы только в лс, стремится в любой ситуации не брать ответственность, "действовать по инструкции"?

И второй вопрос - есть ли у вас линейные руководители в отделах и если да, то на чём основана их позиция перед другими сотрудниками, чем они занимаются по мимо того, что, очевидно, имеют повышенный груз ответственности за отдел?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Пархоменко
Автор

Спасибо за интересные вопросы!
1. Мы стараемся "на входе" предельно прозрачно показать, как у нас строится работа, объяснить все риски и сложности. Если человек говорит "да, я готов", но у нас есть существенные сомнения - вряд ли будем делать предложение о работе. Дальше - управляемая адаптация, важно как можно раньше понять, если что-то идёт не так. Иногда получается что-то скорректировать, иногда это может приводить к непрохождению испытательного срока. Вот тут подробнее об адаптации у нас.
2.  Есть лидеры функциональных блоков, они администрируют задачи для своих микрокоманд и обеспечивают верхнеуровневую синхронизацию. Для других сотрудников они, прежде всего, экспертные лидеры, которые, помимо груза ответственности, занимаются "встроенным" в повседневную работу обучением. 

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

насколько я понимаю, харажаетесь вы, затем инкубационный период с температурой, затем вы наичнаете чихать раскидывая размнодившийся вирус и наконец вы выздоравливаете

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Роман Романов

У Valve подсмотрели?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил М

У нас есть чат отдела в Вотсапе, может быть в сотню человек, и это садомия какая-то, если начинают что-то обсуждать телефон пиликает каждую секунду. И вот сидишь ты и вместо работы чат читаешь, потому что стоит только отложить телефон, приходит новое сообщение. А если бы туда писали про любому поводу и не сто человек, а 500 как у вас, или несколько тысяч, как в серьезных фирмах? Что-то вы недоговариваете.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Пархоменко
Автор

Во-первых, у нас 45 человек. Во-вторых, абсолютно согласен, что нет универсальных практик работы, которые классно работали бы всегда и везде. Собственно, поэтому разные компании работают по-разному )

Ответить
Развернуть ветку
Anton Aniskin

У нас например стопяцот чатов, и я просто по умолчанию все рабочие чаты ставлю на мьют. Готово. Пока лично меня не заменшенели или я сам не захотел прочитать, что делается в конкретном чате - проблем ноль.

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Каграманов

лайк за Рика и Морти

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

эх, за рика и мор стреляю в упор

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Eugene Targarien

Распространённый подход. Я имел честь работать в организациях подобного типа. И у этого подхода, помимо очевидных плюсов есть свои минусы. 

1. Вам придётся нанимать только высокорганизованных взрослых зрелых личностей, способных работать без задач и целей. Они все должны будут ставить себе сами. Это фантастика. Такие люди есть, но их очень мало. 
2. Анархия и хаос. Свобода на умеренном уровне - это хорошо. Однако, отсутствие руководителей приводит к отсутствию ответственных. 
3. Приведённый пример с цветопередачей это очевидно не глупый вопрос. А вот если в общем чате будет вопрос из серии: я не могу войти в таск трекер, то это может спровоцировать сомнения в компетентности человека. Об этом никто не скажет, но подумают. И такое никто не захочет писать в общих чатах и проблема не решается устранением лички. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Пархоменко
Автор

1. Абсолютно точное наблюдение, это так!
2. Если человек не склонен брать ответственность - то он не соответствует п.1 и команда вряд ли сможет с ним работать. 
3. Полагаю, такой подход свойственен компаниям с высокой политизированностью, где очень актуален вопрос борьбы за статус, привилегии, кто-то "копает" под других чтобы лучше выглядеть и пр. Я работал в нескольких таких организациях - там было бы ровно так, как Вы говорите. 
В нашем случае новички на обратной связи часто говорят, что удивлены, что с любой проблемой можно обратиться к любому человеку, и он помогает её решить (или за руку ведёт к тому, кто поможет). Мы с компаньоном сами всегда так делаем и это стало нормой для нашей культуры.
Человек, который не будет прояснять глупые вопросы, потому что боится за свой статус, просто не сможет быть сколь-нибудь эффективным, поэтому не сможет подтвердить свою компетентность результатами.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
49 комментариев
Раскрывать всегда