Лигалтэкшн: «Если юрист хочет много зарабатывать, он становится разработчиком или предпринимателем»

Антон Богданович — человек, который попробовал себя в трех направлениях: юриспруденция, бизнес и программирование. Антон — основатель одного из первых в Украине legal tech стартапов BITLEX, а на данный момент — программист и учредитель веб-продакшна MaFactory.

Ведущие подкаста об юридических инновациях ЛИГАЛТЭКШН серийный предприниматель Валентин Пивоваров и маркетолог в legal tech проекте Полина Медведева в новом эпизоде поговорили с Антоном о его переходе с юриспруденции в предпринимательство, а с предпринимательства в IT.

Автор - ЛИГАЛТЭКШН
Автор - ЛИГАЛТЭКШН

В.Пивоваров: Антон, можешь кратко представиться?

А.Богданович: Всем добрый день! Меня зовут Антон Богданович. Я предприниматель и программист. С тобой, Валентин, мы знакомы уже 9 лет и за это время произошло очень много трансформаций. В частности, наш первый проект BITLEX, запущенный студентами с нуля, стал одним из первых в Украине legal tech стартапов. Я горд тем, что он до сих пор функционирует и помог уже не одной тысячи людей. Превратности судьбы вытянули меня с юриспруденции, начиная с стартап-деятельности и заканчивая сугубо технической.

В.П. Была ли у тебя в детстве мечта?

А.Б. В детстве у нас достаточно абстрактные мечты. Например, стать подводником или космонавтом. Ближе к подростковому возрасту я задумался о том, что мне бы не хотелось в своей жизни работать в найме. Я осознал, что жить куда интересней ведя свою игру. Моя первая осознанная мечта - самому распоряжаться своим временем, самостоятельно выбирать людей с которыми ты хочешь работать, и меньше пребывать в отношениях прямого подчинения с кем-либо. То есть, строить партнерские отношения. Можно сказать, что с подросткового возраста я мечтал стать предпринимателем. К этому я пришел, но этот путь никогда не заканчивается.

В.П. Во время своего последнего большого выступления я спрашивал у юристов “Сколько человек из них задумывались о смене профессии?”. Подняли руки около 70% людей, которые работают в найме. Чем, по твоему мнению, отличается работа в найме от предпринимательства?

А.Б. Основная причина того, что так много людей хотят сменить профессию в том, что в странах СНГ очень много юристов. Если посмотреть статистику поступления в ВУЗы, юриспруденция все еще занимает первые строчки. Проблема в том, что большинство этих людей после окончания ВУЗов в юриспруденции не работает. То, что в юриспруденции найти себя легко - это миф. Мы живем в государстве с пониженным уровнем законности и многие юристы просто разочаровываются в своей деятельности. Тем не менее, я не призываю юристов бросать свою работу. Юриспруденция многообразна. Скорее стоит себе ответить на вопрос “А что если не юриспруденция?”. Многие люди, например, хотят перейти в IT, но они не дают себе отчет в том, что IT-компания - это тот же юридический офис, только вместо договоров вы будете писать код. Возможно есть разница в оплате труда, но со временем, думаю, она будет нивелироваться.

Подбираясь ко второй части вопроса об отличиях наемной работы от предпринимательства, для меня ответ кроется в динамике. В найме даже если ты очень тяжело работаешь, у тебя есть более менее понятный ритм. В предпринимательстве любого вида ритм гораздо серьезней. Соответственно, выше риски. Ты можешь за месяц вообще ничего не заработать, можешь попасть на штрафные санкции, заключить невыгодную для себя сделку, но в то же время потенциал получения денег куда выше. Нет потолка, который дает должность, стабильная работа, повышение “через полгода”. Основная разница в ритме и возможностях.

П.Медведева: Антон, можешь пожалуйста вкратце представить свои проекты? Описать над чем ты сейчас работаешь и какая твоя главная профессия?

А.Б.: Я могу описать основные метаморфозы, которые я перетерпел за последнее время. Изначально я работал младшим юристом. Мне очень повезло с первым работодателем и я очень благодарен ему за то, что он дал мне возможность работать уже на втором курсе. Поэтому на четвертом курсе мне уже доверяли достаточно серьезную работу, которая в большей степени была связана с сопровождением сделок на разработку программного обеспечения. Когда мы с Валентином создали свой первый legal tech проект BITLEX, количество дискуссий с разработчиками очень увеличилось. На этом я не остановился и кроме дискуссий я начал постепенно вникать в процесс разработки. Потому что эффективно управлять разработками, не имея базы и понимания, что эти люди делают - невозможно. Грубо говоря, мне пришлось переобуваться в процессе.

После того, как наше долевое участие в BITLEX было продано, за вырученные деньги я решил, что создам веб-продакшн, который будет оказывать услугу программирования по заказу. С тех пор прошло три года. Первый год был очень сложным. Мы закончили его в минус. Второй год - в ноль. И вот на третий год мы уже вышли в прибыль, люди начали получать рыночную зарплату. Можно сказать, что стандартный IT-аутсорс, который работает по подрядной модели, стал результатом всех метаморфоз.

Параллельно я веду постоянный поиск продуктовых моделей, ведь рано или поздно ты задумываешься о том, что хотелось бы остановиться на каком-то конкретном продукте, в котором ты имеешь часть собственности. То есть, ты можешь не просто писать людям их проекты и воплощать их мечты в реальность, но и в каком-то смысле воплотить и свою мечту.

П.М.: А ты поступал на юридический факультет осознанно?

А.Б.: Да, у меня был выбор пойти на мехмат или на что-то связанное с точными науками еще тогда. Но я отказался от этой идеи поскольку считал, что гуманитарный склад ума обязывает меня развиваться в гуманитарной сфере. Но со временем, я понял, что если ты хочешь много зарабатывать в юриспруденции, то рано или поздно ты становишься предпринимателем. Потому что когда ты управляешь юридической компанией или отделом юристов - ты уже не юрист. Ты менеджер. Юрист как явление - это просто винтик в огромной структуре.

Более того, чтобы успешно построить успешный юридический бизнес, необходимо обладать большим количеством связей. В IT связи не нужны. По большому счету вообще не важно кто ты и откуда. Есть только ты, твоя работа и твои знания. Поэтому результатом всех этих мыслей стал выбор сферы программирования.

В то же время, чем больше сделок ты заключаешь как предприниматель, тем больше юридическое образование является для тебя бонусом. Потому что невозможно вести бизнес не понимая ничего в документообороте и в правовой системе.

В.П.: Антон, когда мы продали нашу долю в BITLEX, наши пути разошлись. Ты ушел в IT, а я продолжил развиваться и делать проекты в legal tech. Почему ты решил не продолжать работу в legal tech?

А.Б.: Для меня в целом в legal tech более интересна часть tech. Я ни в коем случае не считаю, что эта сфера менее перспективна, но мне кажется, что реализоваться в legal tech куда сложнее чем реализоваться в виде IT команды, странствующей с проекта на проект. В тот момент критерием стала практичность. Я понимал, что проще построить бизнес в рамках существующей модели, чем пытаться создать новую модель, понять что эта модель продаваема и расширяема. Этот путь показался мне слишком сложным. Хотя по итогу я могу сказать, что возможно я в чем-то заблуждался. Подрядный бизнес, как и любой другой, очень не прост. Но если ты как визионер ставишь себе задачу изменить юриспруденцию - это более масштабная идея.

П.М.: Как вам пришла идея BITLEX?

А.Б.: Скажем объективно, что идея BITLEX не нова. Есть подобные проекты по типу Legal Zoom, Rocket Lawyer. Они достаточно успешны, с большой историей, с крупными привлеченными инвестициями. Идея была в том, что учитывая уровень благосостояния наших граждан и тот факт, что люди, которые находятся в райцентрах, селах просто не могут получить качественную юридическую поддержку. Они не знают куда обратиться за консультацией. Мы решили западную модель онлайн-юриста адаптировать под наш рынок и попытаться применить ее здесь. Идея оказалась востребованной, люди пользуются продуктом до сих пор.

В.П.: Ты начал изучать программирование просто купив книгу. Но ведь сейчас существует огромное количество школ - Unit.City, онлайн-курсы. Как проходило твое обучение?

А.Б.: У меня есть некое убеждение, что большая часть курсов, которые сейчас активно запускаются, не отвечают на один главный вопрос. “А зачем ты сюда пришел?”. Люди идут на курсы чтобы потом найти выше зарплату, более комфортные условия труда. Это слабый мотиватор. Я никогда не проходил курсы. В интернете можно найти огромные массивы информации, которой будет достаточно. Что еще требуется? Запас времени (если вы работаете с 9 до 18, учиться после работы будет сложно) и конкретный мотиватор. Говоря о мотивации, в моем случае это были не деньги, а интерес.

Мое обучение было бы невозможным, если бы не поддержка на тот момент моего партнера по студии Алены. Она помогала и занималась операционной деятельностью, в то время как я посвящал себя обучению программированию. Нам было это необходимо, так как надо было управлять командой разработчиков, а это достаточно своенравные люди и не заработав перед ними определенный уровень авторитета, ты никогда не сможешь ими управлять ни с помощью денег, ни с помощью жестких условий.

Мне не было легко. Любой человек, который хочет что-то выучить должен понимать, что это сложный путь и это иллюзия, что можно прийти в IT и жить как король. Это глупости, в которые верить не стоит.

П.М.: Какие ресурсы в интернете ты использовал для обучения?

А.Б.: Я начал свое обучение с базиса. Первый язык который я начал учить - Си. Это соответствует университетской программе. Я очень советую людям, которые хотят разрабатывать, начинать с этих языков. Они дают глубокое понимание того, каким образом устроен современный IT-мир. Конечно же литература - это хорошо, но основа - это постоянная практика. Также необходимо ответить себе на вопрос: “Что я хочу написать?”, “Какой продукт я хочу в итоге сделать?”. Пусть это будет примитивная нейронная сеть, что угодно, просто работайте над этим продуктом, думайте как его можно продать, монетизировать.

В.П.: Антон, давай теперь не про работу. Я знаю тебя 9 лет и за это время ты увлекался шахматами, историей, поэзией. Можешь рассказать пожалуйста, чем ты сейчас увлекаешься в плане личностного развития?

А.Б.: Нужно быть всегда разносторонне развитым, но по возможности хобби всегда должны подкреплять то, чем ты занимаешься в основное время. Я как любил поэзию, художественную литературу, так и люблю. Но все же основное хобби, шахматы, выбраны потому что они развивают определенный тип мышления, системность. Они крайне помогают решать логические задачи. Это хобби, которое держит мозг в тонусе. История - это совсем про другое. Но иногда надо и переставать решать логические задачки.

В.П.: Какие качества ты считаешь нужным взращивать начинающему предпринимателю?

А.Б.: Просто брать и делать. В процессе ты понимаешь чего тебе не хватает. Например, отсутствие системности можно исправить путем найма проектного менеджера, который будет закрывать этот недостаток. Что-то исправить нельзя. Тогда идеальная тактика - свои недостатки обращать в свою силу. Основная черта, которая должна быть - решимость. Готовность брать на себя ответственность. Многие люди мечтают открыть свое мелкое дело, начать что-то даже не отказываясь от основной работы, но им не хватает решительности, силы воли и смелости сделать шаг в неизвестность. Если переступить через это, дальше жизнь, как отличный учитель, всему научит. Конечно оглядываясь на первые полгода деятельности, я понимаю что ошибок было допущено очень много. Цена нынешних ежедневных мелких ошибок будет ясна позже. Безошибочно дело вести невозможно. Но есть только два варианта: вести или нет.

П.М.: “Брать и делать” звучит очень легко. Но какой должен быть первый шаг к изменениям?

А.Б.: Давать советы - это худшее, что можно делать, поэтому я просто расскажу как это происходило в моем случае. Самое важное - это команда. Все истории о том, что можно самому заниматься бизнесом, это хорошо, но что в современном мире человек может сделать сам? Какой серьезный продукт или проект? Необходимо определить кто тебе нужен, какие специалисты. Второй момент - нужно этих специалистов смотивировать. Конечно необходимо иметь какой-то запас денег. Не нужно ждать когда у вас будет миллион долларов. Он может не наступить никогда, особенно если вы работаете за фиксированную заработную плану. У каждого сумма, которая позволит не работать например год, разная. Это могут быть накопления, бонусы полученные за какой-то проект, займ (хотя этот вариант я никому бы не советовал). Но это не должна быть обязательно очень большая сумма. Просто то, что позволит вам покрывать финансовые риски и оплачивать необходимый прожиточный минимум.

После того как вы собрали команду, у вас есть деньги “на жизнь” в ближайшее время, необходимо любой ценой получить первый заказ. Возможно не на супер-выгодных условиях, но нужно за что-то зацепиться. Потом настанет время, когда диктовать условия будете вы. Люди, базовая сумма денег, первый клиент - вот мой рецепт.

В.П.: Звучит как план. Антон, спасибо большое, что выделил время в этот холодный осенний вечер. Премного благодарен тебе от души. Ты поделился самым ценным с нашими слушателями. Удачи тебе!

П.М.: Спасибо, Антон!

А.Б.: Спасибо вам!

А послушать аудио-версию подкаста можно тут:

Apple Podcasts - https://apple.co/2IIzAjC

Telegram чат для обсуждения: https://t.me/legaltaction

11
1 комментарий

Лигалтэкшн: «Если [поставь свою профессию] хочет много зарабатывать, он становится разработчиком или предпринимателем»

Универсальный заголовок. Да логично, что предприниматели больше наемных сотрудников зарабатывают, в этом и цель предпринимательства. Хотя, бывают исключения. Некоторые бизнесы генерируют прибыли меньше, чем зарплата пряморукого Senior разработчика или дизайнера.

Ответить