Отличия аутсорсинга персонала от аутстаффинга: все, что нужно знать, чтобы разбираться в базовых принципах

Современный рынок B2B-услуг предлагает достаточно широкие возможности для делегирования задач, в том числе и в кадровой сфере. Здесь для предпринимателей работают частные агентства занятости, которые предоставляют услуги по аутсорсингу и аутстаффингу персонала, а некоторые еще и по аутсорсингу процессов под ключ.

Обо всех тонкостях этих форматов расскажет коммерческий директор рекрутингового агентства “Капитал Кадры” Александр Селиванов.

Александр Селиванов
Коммерческий директор рекрутингового агентства “Капитал Кадры
Отличия аутсорсинга персонала от аутстаффинга: все, что нужно знать, чтобы разбираться в базовых принципах

Понятия аутсорсинга и аутстаффинга

В России на рынке кадровых услуг нет четкого определения аутстаффинга и аутсорсинга. Проведенное нами исследование на тему этимологии аутстаффинга показало, что термин придуман в российской деловой среде.

Хоть и в многочисленных источниках пишут, что определение пришло к нам из США, в привычном для нас написании — outstaffing, — данное слово не встречается в общедоступных словарях англоязычного сегмента интернета.

В Штатах же, в силу особенностей законодательства, есть тип компаний “Профессиональный работодатель”, который по функционалу схож с сегодняшними частными агентствами занятости в РФ.

Еще большую путаницу вносит тот факт, что в интернете можно найти массу публикации о запрете так называемого заемного труда.

На самом же деле с 2016 года введены поправки в законодательство, которые говорят о том, что предоставлением персонала могут заниматься только аккредитованные компании.

То есть, запрета нет, но есть ограничения в плане уставного капитала, системы налогообложения, опыта и квалификации директора, отсутствия у него судимостей.

Однако в том же законе, дается довольно четкое определение для заемного труда: осуществление деятельности по предоставлению труда работников — направление временно работодателем своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимися работодателями данных работников, для выполнения данными работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны.

Тем не менее, из-за стихийно появившихся на рынке услуг аутсорсинга и аутстаффинга персонала без законодательного описания в течение многих лет, половина потенциальных клиентов “Капитал Кадры” под аутстаффингом понимает вывод сотрудников за штат, в аутстаффинговую компанию.

Другая половина под аутстаффингом понимает предоставление персонала. Аналогично и с аутсорсингом.

Свое понятие для определения аутстаффинга, как предоставление персонала, существует и в сфере IT. Там сотрудники зачастую работают удаленно, конкретных рабочих мест, в отличие от производства, нет, и весь набор услуг сводится к оформлению и, иногда, поиску людей. Однако далеко не все компании IT-сектора работают с НДС (частные агентства занятости работают только с НДС), тогда аутстаффинг по названию или запросу превращается, как правило, в аутсорсинг процесса в договоре. Получается некий гибридный формат сотрудничества.

Исходя из нашего многолетнего опыта работы, мы придерживаемся следующей трактовки терминов:

Аутстаффинг — это вывод персонала заказчика за штат, в специализированную компанию. При этом персонал может быть как в виде сформировавшегося коллектива заказчика, так и частично или полностью формироваться агентством под заказчика.

Аутсорсинг же можно разделить на два вида: аутсорсинг процессов и аутсорсинг персонала.

Разница в том, что первый — это классический аутсорсинг, где исполнитель отвечает за результат процесса.

В аутсорсинг персонала входит комплексное обеспечение персоналом заказчика под конкретную задачу. От подбора, доставки, обеспечения бытовых условий, до контроля выхода на работу и замены выбывших сотрудников, включая все сопутствующие работы, необходимые для решения главной задачи заказчика — вывести нужное количество персонала в нужное время, в нужном месте.

При этом контролирует, персонал и управляет им заказчик, на нем же лежит ответственность за результат процесса. Добавим, что некоторые игроки рынка используют более широкий термин staffing, как обеспечение персоналом.

При аутстаффинге агентство исполняет роль работодателя де-юре, при этом зона его ответственности, обычно, ограничивается кадровым делопроизводством, зарплатами, бухгалтерией и миграционным администрированием, если речь идет об иностранных работниках.

В итоге, получается, что формат услуги, и даже ее название, зависят от того, какой смысл клиент вкладывает в ее понятие и какие имеет ожидания от результата.

Таким образом, при обращении клиента за аутстаффингом или аутсорсингом, мы разъясняем непонятные моменты и только после этого формируем предложение.

Если клиент настаивает на своем определении аутстаффинга или аутсорсинга, значит мы работаем в его системе координат, четко понимая суть услуги и зоны ответственности сторон.

Отличия аутсорсинга персонала от аутстаффинга: все, что нужно знать, чтобы разбираться в базовых принципах

Что выбрать для компании: аутсорсинг или аутстаффинг?

Эффективность оказанной услуги определяется задачей, которую ставит заказчик.

Если у компании работает большое количество мигрантов, существует текучка персонала и есть необходимость закрыть вопрос своевременного, правильного, безопасного оформления сотрудников, а ресурс кадровой службы недостаточен или риски штрафов с учетом предыдущего опыта оцениваются как неприемлемые, в этом случае идеальным вариантом будет вывод за штат, то есть аутстаффинг персонала.

Если же у компании стоит более серьезная задача, например обеспечить бесперебойную работу производственной линии на каком-нибудь удаленном производстве, очевидно, что простым оформлением через посредника здесь не обойтись.

Необходимо задействовать более мощные ресурсы и обеспечивать детальный подход.

Здесь можно задуматься об аутсорсинге персонала или даже процессов, если они не являются основными для организации. Но следует помнить, что тот или иной формат работы подразумевает разные уровни ответственности агентства, которые нужно четко обозначать на этапе договоренностей, а затем и в контракте.

Итоги

Понятия аутсорсинга и аутстаффинга персонала в современной бизнес-среде достаточно сильно переплетены и смешаны. С течением времени произошла трансформация этих терминов, что привело к сложностям с определением их значения.

Выбор в пользу одного из этих форматов зависит от задач и ожиданий от результата заказчика, которые необходимо обговорить с сотрудниками аутстаффинговой компании на этапе договоренностей.

Максимально эффективно и быстро подберем работников из России и стран СНГ для вашей организации в Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербург: +7 (812) 386-51-83

Москва: +7 (495) 108-38-17

44
Начать дискуссию