{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как не превратиться в австралопитека с гастритом, работая на удалёнке

История из первых уст.

Исторически сложилось, что наша компания с самого момента основания формировалась как распределённая команда разработчиков. Мы из небольшого подмосковного города, рынок специалистов очень ограничен, поэтому довольно скоро мы были вынуждены искать руки и головы по всей стране.

Таким вот естественным образом мы и стали расширяться, приглашая в команду разработчиков на удалёнку со всеми вытекающими особенностями взаимодействия с ними.

Несмотря на наличие офиса и не таких уж больших временных затрат на то, чтобы до него добраться, я и сам почти всё время работал из дома.

Наверное, всё, что можно было сделать неправильно при организации своей дистанционной работы, я сделал именно так, и превратился в затворника с подозрением на гастрит. Как это произошло, а главное — как этого избежать при удалённой работе, я и расскажу ниже.

Визит к гастроэнтерологу, кстати, и послужил отправной точкой к правильным переменам в режиме работы и образе жизни в целом. Но до этого ещё далеко. А началось всё с иллюзий о преимуществах работы из дома.

И вот, что я вам скажу: единственный плюс удалёнки — это возможность гибкого планирования дня по своему усмотрению. Однако реализовать это на практике оказывается непросто.

Остальные «преимущества» — например, экономия времени на дорогу и меньшее количество отвлекающих факторов — имеют оборотную сторону медали и могут способствовать ухудшению образа жизни. Что и произошло в моём случае.

Есть два основных момента, которые определяют будет ли успешен переход на дистанционный формат работы:

  • создание условий дома;
  • дисциплина и режим.

Создание условий

Прежде всего надо объяснить семье, что несмотря на физическое присутствие дома, ты находишься на работе, занят и тебя нельзя отвлекать по первой прихоти. Тем более по пустякам. Конечно, родные рады, что папа, муж или любимый дома, можно в любой момент подойти и попросить «покатать лошадкой» или «быстренько сбегать за маслом, блины пожарить хочу». Но нет. Нельзя.

Во-первых, это нарушает концентрацию, приходится тратить время и силы на повторное сосредоточение. А во-вторых, это может мешать участию в групповых звонках.

Если вам повезло (или нет) и вы живёте один, уже легче. Базовые условия созданы. С другой стороны, некому будет отодрать вас от стула, если собственной дисциплины не хватит сделать это самому.

Ещё такой момент по части условий: в идеале рабочее место должно быть организовано в отдельной комнате. Ну или хотя бы в какой-то выделенной зоне, а не за обеденным столом на кухне или за которым дочка уроки делает.

Такое разделение позволит легче менять контекст между домом и работой. И это очень важно, так как ты находишься в одном пространстве, и для мозга совсем не очевидно, что, выйдя из-за рабочего стола, ты уже как бы и не на работе.

Итого: всё начинается с нужных условий дома. Если не удаётся их создать — об удалёнке не стоит и думать. Без шансов.

Дисциплина и режим

И вот тут начинается самое интересное. При переходе на работу из дома у меня было всё: и отдельный кабинет, и отсутствие отвлекающих факторов, так как супруга работала 5/2 в офисе. Казалось, всё располагает к эффективной работе и комфортному образу жизни.

Однако довольно быстро всё пришло к тому, что я работал с утра и до утра, ел на рабочем месте и не выходил из дома, так как на то не было никаких причин.

Бывали и другие крайности, когда наоборот самую плодотворную часть дня я проводил за домашними или бестолковыми делами. Тяжело устоять перед соблазном отложить работу и начать распаковку, сборку и настройку нового телевизора. До вечера или тем более выходных не подождёт ведь.

В общем, с дисциплиной и рабочим режимом у меня были очевидные проблемы. Вероятно, с ними сталкиваются почти все, кто переходит работать на удалёнку, потому что такое поведение для человека является естественным.

И если с природной самодисциплиной не повезло, единственный выход, — искусственно выстраивать режим и вводить график.

Для начала можно взять базовый, как в офисе: работаю с 10 до 18, например. Это подразумевает постоянный контроль за собой и пресечение попыток позаниматься чем-то не связанным с работой в этот диапазон времени. Равно как и обратно: после 18 встаём из-за стола, и работа на сегодня закончилась, дальше дом, семья, отдых.

Только так. Жёстко себя заставляя, можно приучить мозг к новому образу жизни и работы.

Впоследствии можно перейти к продвинутому планированию дня, разбивая восьмичасовой диапазон на несколько временных слотов и распределяя их на те периоды дня, в которые хорошо работается.

Тут всё индивидуально: кому-то утром думается лучше всего, у кого-то мотор только к обеду разогревается. Надо просто понаблюдать за собой. Это довольно быстро станет понятно, если ещё не знаете, к какой категории относитесь.

Повышаем продуктивность

О личной продуктивности написано уже столько, что всего и не прочитать. Не буду первооткрывателем и я. Однако расскажу, что помогло мне. Возможно для других разработчиков мой опыт будет полезен.

Во-первых, надо выходить из дома. При этом желательно делать это именно в течение рабочего дня, а не после него. Прогулка продолжительностью 20–30 минут отлично перезаряжает батарейки и освежает голову.

Если не удаётся выходить просто прогуляться — придумайте себе повод. Сходить в магазин, например. При этом не тот, что в соседнем подъезде, куда и в тапочках дойти можно.

Ещё вариант: отправиться на обед в кафе или столовую. В этом случае двойная польза: и прогулка есть, и питание разнообразнее. К слову сказать, я до гастрита и дошёл как раз из-за пельменной диеты, на которой плотно сидел, пока не взял себя в руки.

Второй момент, который помог повысить продуктивность рабочего времени, — спорт. Объяснение этому довольно простое: чем сильнее организм, тем больше энергии и тем больше удаётся успевать.

При этом необязательно ежедневно ходить в зал на двухчасовые тренировки с таким же двухчасовым восстановлением после неё. Достаточно простой физической активности на регулярной основе. Я, например, летом гоняю на велике по лесу, зимой там же на лыжах, а весной и осенью бегаю на стадионе, ибо это единственное место, которое остаётся чистым в межсезонье.

И напоследок ещё один приём — широко известный метод «Помидора». Я использую его так: ставлю таймер на 25 минут, работаю над одной единственной задачей без отвлечения, потом 5 минут отдыха.

При этом обязательно встану и отойду от рабочего места: попить воды, справить нужду, подумать о вечном. Главное — переключить контекст, сменить фокус. Так четыре раза подряд, после чего длительный перерыв 15–20 минут. Ничего хитроумного, но мне помогает распределить энергию и сохранять продуктивность в течение всего дня.

Заключение

Зафиксируем. Для успешной работы на удалёнке важны два момента: должны быть созданы условия в «домашнем офисе», и необходимо ввести график работы и жёстко следовать ему, разделяя время на труд и всё остальное.

Для продуктивной работы обязательно в жизни должен быть спорт и ежедневные прогулки (можно подобрать активность на свежем воздухе по душе). Это позволяет поддерживать энергетический тонус, который необходим для качественного умственного труда разработчиков ничуть не меньше, чем физические силы грузчикам.

А с какими трудностями сталкивались вы, когда переходили на удалённый формат работы, и как с ними справились?

0
262 комментария
Написать комментарий...
Ксения Троицкая

Работаю удаленно 3 года и считаю себя самым счастливым человеком. Никто не мешает, график с 9 до 17:30 с обедом на час. Если нужно куда-то сходить, перестраиваю график и все равно работаю положенное количество часов. Суббота, воскресенье - выходной. Если болею — не работаю, но при условии, что дедлайны позволяют. Обычно я всегда закладываю 1-3 дня на форс-мажоры.

Имею гардероб разных пижам и прочих красивых домашних вещей - для настроения и комфорта. Часто обновляю)) Также не забываю менять безделушки на столе и перемещаться по дому)) Короче мне не скучно и очень замечательно дома.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Слабо верится в продуктивные 8 часов.В офисе тоже в них не верится.

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Троицкая

Конечно, иногда отвлекаюсь. Но чаще нет. У меня расписание, в нем работа раскидана по сложности, плюс она меняется по динамике.

Каждые 40 минут перерыв на 5 минут - попрыгать, попить чай, потупить в окно. Так или иначе всегда выполняю то, что написано в блокноте.

Еще у меня правило: ставить посильное количество задач, чтобы я делала работу не из последних сил, а равномерно и не торопясь. В задачах стоит приоритет, поэтому нет паники, даже если понимаю, что что-то не успеваю. Но опять-таки — такие случаи могу пересчитать по пальцам.

Ответить
Развернуть ветку
pongo

Вы — очень крутая!

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Троицкая

Ой, спасибо за ночной комплимент) Уверена, вы не отстаёте)))

Ответить
Развернуть ветку
Денис Никаноров
Автор

Ксения, спасибо за интересные комментарии. Что делаете, если не укладываетесь в заданное расписание? Двигаете на следующий день невыполненную задачу или отодвигаете другие, менее приоритетные? И каким образом работу по сложности раскидываете?

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Троицкая

Здравствуйте!

Обычно укладываюсь всегда. Но на случай, если что-то пойдет не так, задачи пронумерованы по степени важности. Поэтому к концу дня остаются несрочные. У несрочный всегда большой дедлайн — грубо говоря, даже если я не ставлю их на следующий день, ничего не теряю. В идеале оцениваю следующий день и добавляю в него часть этой задачи, замещая часть другой несрочной задачи. Получается по половинке несрочных, на следующий день по четвертинке и так к концу недели все несрочные задачки сходят на нет. Не знаю, доступно ли объяснила — если путанно, попробую еще раз расписать))) 

 По поводу сложности. Приоритетная — не всегда сложная. Я люблю с утра выполнить что-то простое и уже герой. Когда вижу, что есть какой-то результат работа идет бодрее. А вот делать что-то сложное и до обеда не видеть результата мне грустно. Хотя, конечно же, делаю, куда деваться. Но для душевного равновесия предпочитаю, чтобы на старте были результатики.  

Ответить
Развернуть ветку
Денис Никаноров
Автор

Кайф! Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Konstantinov

Крутяк.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev
 Еще у меня правило: ставить посильное количество задач, чтобы я делала работу не из последних сил, а равномерно и не торопясь. 

Хорошее правило. У нас всегда больше 110% :)

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Троицкая

Думаю конечный результат в объёме не сильно отличается. При большой нагрузке проще отвлечься, чем при умеренной.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Timofeev

Ваш комментарий про посильное количество задач на день оправдал для меня бесчисленные часы прокрастинации потраченные на vc. Я редко когда работаю только над одним контрактом (в основном из-за жадности, конечно), соответсвенно список входящих задач никогда не пустеет, что закономерно приводит к откладыванию задач на потом, самобичеванию, чувству вины и выгоранию (x2)

Но с тех пор, как я начал каждый новый день выписывать только те задачи, которые реально сделать за сегодня (по обоим проектам) в отдельный лист – чувство вины и прокрастинация практически исчезли. Казалось бы – очевидный совет, но для меня неожиданно круто сработал.

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Троицкая

Приятно слышать, что у вас тоже это работает)) Спасибо за обратную связь)

Ответить
Развернуть ветку
Yagget Proof

Вот как раз из дома проще работать продуктивно 8 часов. Я встаю в половине шестого или в шесть, умываюсь, завтракаю и сажусь работать. Обедаю в 11 или 12 утра, по настроению. Часам к двум-трём я уже обычно завершаю всё, что планировал. Работаю не как робот, могу перекусить в промежутке или новости почитать. Но на перекус уходит гораздо меньше времени, чем на работе - ведь всё под рукой. Опять же, не отвлекаешься на разговоры и решение чьих-то проблем. 
Вообще, всё зависит от способности человека концентрироваться за поставленной цели. Если мне лень или некогда работать утром, я могу отложить дело на поздний вечер, но я его обязательно сделаю. Зато я могу работать тогда, когда мне комфортно, и спокойно поспать днём пару часов, если захотелось. Могу погулять, могу выпить бутылку пива, могу поделать упражнения. В офисе многие люди просто высиживают положенное время, страдая и мучаясь.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Моренко

Работаете в одиночку? Просто когда часть в Москве, а ты в Новосибе, то к 15 часам Москва только появляется)

Ответить
Развернуть ветку
Yagget Proof

Да, я на основной работе могу работать удалённо - правда, не постоянно. Одна из моих профессий - инженер-проектировщик, и иногда приходится впрягаться в это. А раньше, когда целиком работал по этой специальности, то в офис приезжал только 1 раз в неделю - заполнить отчётность. Такой режим был очень по кайфу, но, возможно, тут чисто индивидуальные предпочтения, потому что я сплю примерно 5 часов в день, встаю всегда очень рано и часам к двум успеваю сделать всё, что запланировал. Либо, если утром я занимаюсь личными делами, то я спокойно могу поработать до двух ночи. Утром и вечером у меня высокая работоспособность. 

Ответить
Развернуть ветку
259 комментариев
Раскрывать всегда