«За такие копейки сами дописывайте»: что делать и чего ни в коем случае не делать, если неправильно оценили свою работу

Часто авторы, особенно начинающие, не могут на берегу назвать справедливую цену за свою работу. Кто-то боится, что откажут, а кто-то просто упускает детали задачи, из-за которых текст должен стоить дороже. В результате работают за мало денег, пишут текст «на отвали» или вообще отказываются от работы и уходят в закат.

«За такие копейки сами дописывайте»: что делать и чего ни в коем случае не делать, если неправильно оценили свою работу

Привет, я Надя — редактор и ех-копирайтер. Раньше сама неправильно оценивала стоимость своих текстов и боялась просить больше, называла ожидаемую зарплату ниже рынка, а потом жалела и искала, где предложат другие деньги. Сейчас наблюдаю, как по-разному авторы и другие исполнители пытаются увеличить сумму гонорара уже после того, как мы начали работать.

Расскажу, какие методы лучше не использовать, а что может помочь получить больше денег и не потерять доверие. Ещё будут мемы с котиками, чтобы не мучить вас полотном текста.

Допустим, вы автор и взяли в работу статью. Сделали всё, как полагается: изучили ТЗ, уточнили детали, прикинули, сколько времени займёт работа. Назвали цену в 5000 рублей. Начинаете работать и понимаете, что продешевили — нужно было просить не меньше 7000. Например, не учли, что в статью нужно будет вставить ключи, взять интервью у очень своеобразного эксперта или информации по теме очень мало. Что уж, с кем не бывает. Придётся признать свою ошибку и рискнуть попросить доплату у редактора или клиента.

Чего не делать, когда хотите ещё денег

Первое и главное, что не нужно делать — это молчать и терпеть. Такой вариант прокатит только в том случае, если вы не планируете работать дальше и уверены, что этот клиент или редактор не будут вас кому-то рекомендовать. Иначе в будущем придётся объяснять, почему это вы решили так резко поднять оплату, если ещё неделю назад было дешевле. Кроме этого вы рискуете и качеством работы. За несправедливо мало денег стараться не хочется, совсем наоборот, хочется быстрее с этим закончить, сдать и забыть, как страшный сон. Поэтому стоит всё-таки аккуратно обсудить.

Вот, чего не стоит делать, когда ведёте разговор о доплате ↓

Намекать на повышение гонорара. «Ой, у меня так много времени на статью уйдёт, надо было больше денег просить ахах», «Кажется, я попросил маловато», «Ну, если бы мне бы предложили побо-о-ольше…», «А вот в компании N платят больше».

«За такие копейки сами дописывайте»: что делать и чего ни в коем случае не делать, если неправильно оценили свою работу

Такие заигрывания сработают разве что на очень добродушном клиенте. Остальные, даже если поймут ваш намёк, повышать гонорар по собственной инициативе вряд ли будут.

Ругаться и агрессировать. «Да за такие деньги скажите спасибо, что я ваще пишу», «Жесть, я отказываюсь это доделывать, копейки свои себе оставьте», «Мда, за такие деньги вы слишком много хотите». Агрессия, грубый сарказм и ругань не помогут договориться. Скорее всего после этого вам не только не заплатят больше, а быстренько подыщут автора на замену, которому и доплатят за срочность.

Винить редактора или клиента. «А чо вы не сказали, что инфы так мало? Я как работать должен?», «Ну вы же сами не предупредили, что там ещё ключи», «Чот правок многовато. … Ну и что, что я ТЗ невнимательно прочитал?». Даже если редактор или клиент действительно упустили какую-то деталь в ТЗ, бросаться на них с обвинениями, чтобы получить больше денег — плохая идея.

Пытаться попросить оплату обманом. «Чтобы добавить в статью ключи, нужно доплатить ещё 2000, вот счёт…», «У меня итерации правок платные, сейчас отправлю счёт и продолжим». Тоже по всем фронтам гиблое дело. Никто не любит узнавать о «скрытых платежах» уже во время сотрудничества. Только вспомните, как бесит, когда оператор списывает лишние 50 рублей с баланса за очередную ну очень нужную фичу, которая непонятно почему вообще подключена. Доверия со стороны клиента резко поубавится, а восстановить его будет очень сложно.

А что делать

Не поверите, что скажу. Совет всем советам, инсайт инсайтов. Нужно пойти и сказать словами, что вы ошиблись, неправильно оценили объём работы и хотите пересмотреть сумму гонорара. Это честно и по-взрослому.

«За такие копейки сами дописывайте»: что делать и чего ни в коем случае не делать, если неправильно оценили свою работу

Спокойно обсудите ситуацию и найдите компромиссное решение. «Привет, пишу статью и понимаю, что она потребует больше времени, чем я рассчитывал, потому что [аргументы и факты]. Давай обсудим повышение гонорара? Можем поднять на 2000 рублей?» — вполне жизнеспособный вариант.

После просьбы обычно следует три сценария: вы получаете веское «нет», переходите к обсуждению или клиент соглашается доплатить.

Если ваши аргументы убедили заказчика и он легко согласился на новую цену — кайф. Любите и храните его.

Если убедить не получилось и вы нарвались на отказ — смиритесь и сделайте выводы. Предупредите клиента, что следующая подобная работа будет стоить иначе, а эту закончите, как полагается, без «ну за такие деньги вот вам такой текст». Если отказ был мягким, можно попробовать снизить нагрузку до комфортной, например, попросить прислать больше фактуры или уменьшить объём текста.

Если клиент решает обсудить сумму доплаты — попробуйте найти компромисс. Например, заказчик может предложить тысячу, вместо двух, или попросит подробнее объяснить причины, чтобы решить.

Да, называть стоимость работы, просить повышения зарплаты или гонорара может быть страшно, неловко, а иногда неприятно. Но ещё неприятнее работать по 12 часов, а в это же время копить две недели, чтобы купить новые штаны.

Ещё про тексты, редактуру и авторско-редакторские отношения на канале: делюсь полезными ссылками для работы и историями из практики, рассказываю, как улучшить тексты, и показываю мемы по выходным.

Расскажите, как договариваетесь о повышении зарплаты или гонорара? Было, что работали за несправедливо мало денег?

3030
78 комментариев

Я постоянно заказываю тексты. Мой сценарий в такой ситуации: доплачу и больше с таким копирайтером связываться не буду. Цена - его ответственность и риски, а не мои. Ничего взрослого тут нет, это наоборот, начальный уровень, когда человек не понимает что такое бюджет проекта для заказчика

8
Ответить

Даже если копирайтер хороший и это разовая акция?

Ответить

У нас в B2B архпроектировании фраза «У меня итерации правок платные, сейчас отправлю счёт и продолжим» — более чем адекватная. Принято заранее предупреждать, конечно. Я бы такой месседж не называл обманом.

Мой подход — я никогда не требую доплату за договорной объем. Если заказчик увеличит объем, тогда да. А так, считаю, что раз я назначил цену, то ошибка в цене — это моя ответственность. Но на уровне компании это, конечно, не так работает как на уровне исполнителя-одиночки.

6
Ответить

Да-да, как раз, если вот не предупреждать заранее, а придумывать на ходу такой месседж, то попахивает обманом уже

На уровне компании всегда по-другому. В мире автора-одиночки и клиента часто договариваться намного проще.

1
Ответить

Нет, неправильный посыл.
Я сама работаю на заказ и если с ценой ошиблась, то даю себе по лбу, но делаю за ту цену, которую назвала. Если в следующий раз этот же клиент придет с таким же заказом, назову скорректированную цену. Если он спросит, почему цена выше, объясню, что в прошлый раз ошиблась и неправильно учла объем работ, что повышать цену на предыдущий заказ посчитала неправильным, так как она была уже утверждена, но на дальнейшие заказы цена будет рассчитываться вот так и так.
Это взрослая позиция, а не то, что вы советуете.
Более того, если речь идет о таких суммах и разницах, как 5000 и 7000, то даже и не стоит себя сильно бить по лбу. Если же ошиблись при заказе в 100 000 еще на сотку, то лучше честно отказаться, объяснив причину.

5
Ответить

почему нет, тож ок позиция, просто ситуации бывают разными

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить