Падение маржинальности, возвращение в офис и найм джунов — Globus о трендах в аутстаффинге

Новым собеседником IT Test в серии экспертных интервью о состоянии и будущем аутстаффинга стала руководитель направления развития Globus Инга Морозова. Она рассказала, какие направления появились в этой сфере и как не потерять своих ценных специалистов.

Падение маржинальности, возвращение в офис и найм джунов — Globus о трендах в аутстаффинге

Маржинальность аутстаффинга будет снижаться

В объемах рынок аутстаффинга будет расти, но, если мы говорим о значительных объемах в рамках тендеров, будет падать маржинальность. Потому что, судя по тому, что мы видим, сейчас в рамках тендерных процедур снижаются ставки. Если ты выиграл тендер по какой-то определенной ставке, выше нее ты работать не можешь. Так что мы смотрим во всевозможных направлениях, чтобы понять, как оставлять аутстаф более или менее маржинальным.

Вместе с тем сейчас многие приходят в аутстаф. Если раньше он считался не самым подходящим направлением для компании, которая занимается разработкой, то сейчас все больше и больше бизнесов выбирают эту модель.

В ряде тендеров мы видим среди участников компании, которые раньше либо работали как наши партнеры, либо вообще не занимались аутстафом. Так что, да, рынок будет расти, маржинальность, скорее всего, будет падать, конкуренция станет больше.

Развивается аутстаф менеджеров и аналитиков

Если смотреть ретроспективно, в России и в мире аутстаффинг шел разными путями. В Европе, например, аутстаф — это про юристов, про бухгалтеров, и в меньшей степени про разработчиков. В России же аутстаффинг развивался именно в связи с разработкой: Agile, потом LTM, потом аутстаф.

Изначально на аутстаф брали преимущественно тестировщиков. Уже потом стали вовлекать разработчиков ПО, еще позже — дизайнеров. Сейчас аутстаф дизайнеров активно развивается, как и аутстаф проджект-менеджеров.

Еще одно интересное направление — аутстаф продуктовых аналитиков. Раньше считали, что аналитик должен находиться на территории работодателя — мол, ты лучше развиваешь продукт, если работаешь рядом с ним. Но сейчас таких людей тоже аутстафят.

Что нового в аутстаффинге специалистов

  • Возвращение разработчиков в офис.

    Несколько лет назад случился ковид, когда все работали из дома, а сейчас происходит откат. Всё больше и больше заказчиков, особенно если мы говорим про компании, которые работают с персональными данными или с коммерческой тайной, просят разработчиков посещать офис.

  • Усложнение отбора.

    Сейчас важно поддерживать резюме в актуальном состоянии и максимально подробно расписывать что разработчик делал на проекте, какими инструментами пользовался. Причем сразу — потому что если человек на проекте, например, три года, абсолютно естественно, что задачи и инструменты первого года забудутся к концу третьего. Также увеличивается количество собеседований при найме, добавляют дополнительные этапы — например, просят посмотреть код, сделать тестовое задание.

  • Аутстаф джунов.

    Заказчики становятся более требовательны к персоналу. Кажется, что на аутстаф они берут более скилового специалиста, нежели в штат. Все эти дополнительные этапы отбора и скрининги нацелены на то, чтобы оправдать добавленную стоимость, которая входит в аутстаф. Но вместе с тем развивается аутстаф джунов — это очень интересно.

  • Выкуп сотрудников.

    Всё чаще к нам приходят за аутстафом с последующим выкупом. Грубо говоря — с запросом «через восемь месяцев мы забираем человек в штат». Мы, как клиентоцентричная компания, даем таким заказчикам аутстаф с выкупом, но это точно будет не наш человек и не человек наших партнеров. Скорее всего, мы пойдем на рынок, возьмем специалиста, он восемь месяцев поработает по аутстафу, а потом мы его благополучно передадим заказчику.

Аутстаф с последующим выкупом — это нормально

Мне кажется, такой подход — это очередная ступень развития аутстаффинга. Ничего плохого в этом нет. Существует классический аутстаффинг, есть хантинг, а последующий выкуп — просто середина.

Это абсолютно честный подход, потому что сразу понятно, чего ожидать от заказчика, ты сразу говоришь об этом кандидату. Нет никакого скрытого хантинга, когда ты потом приходишь к заказчику и пытаешься доказать, что его люди пытались схантить вашего разработчика — у вас изначально другие договоренности.

Аутстаф, на самом деле, достаточно большое направление. Оно еще не охвачено со всех сторон и, мне кажется, будут развиваться разные ответвления. Например, выкуп через какой-то промежуток времени. Либо, если мы говорим про очень крупного заказчика, обучение по его требованиям. Например, вы обучили специалистов, они года два поработали по аутстафу, а потом вы их устраиваете к клиентам. Причем об этом изначально говорится с разработчиками и они видят перспективу, куда они в дальнейшем пойдут. Главное, чтобы это не было обязаловкой, чтобы они могли отказаться.

Работающие в аутстафе быстрее растут как специалисты

Чем хорош аутстаф? Вы можете не надеяться на заказчиков и проекты. То есть, если у вас образовался бенч, вы можете не увольнять разработчиков, а, например, устроить их по аутстафу к какому-нибудь заказчику. Так вы сохраняете людей у себя.

Из-за ранжирования проектов разработчики, работающие в аутстафе, быстрее вырастают как профессионалы. К тому же аутстаф популярен в крупных компаниях с передовыми технологиями.

Очень важно передавать внутри компании знания, полученные разработчиками в процессе работы по аутстафу. Только так вы будете ощущать, что разработчик на вашей стороне, а не на стороне клиентов.

Мы, например, внутри компании организуем всевозможные митапы, где люди делятся информацией, систематизируем ее, у нас есть вики, где рассказано, что ты должен изучить в рамках плана индивидуального развития. Разработчики осваивают принесенные коллегами знания, чтобы в дальнейшем лучше проходить собеседование и ощущать себя частью компании, которая о них заботится.

Это интервью — часть цикла материалов IT Test, сделанных с ведущими экспертами IT-сферы. О том, что сейчас представляет собой аутстаффинг и чего ждать от него в ближайшем будущем, уже рассказали Александра Макарова из 65staff, Константин Мовчан из AGIMA и Сергей Полуэктов из MediaSoft.

Больше экспертных материалов о заказной разработке, дизайне и тестировании в Telegram-канале IT Test.

1818
3 комментария

Весь запад понимает что зря вернул сотрудников в офис, в этом момент, руководство Глобус, переходит в доиндустриальную эпоху.

Ответить

Где почитать про понимание западом ненужности офиса? Вроде наоборот падает результативность на удаленке

1
Ответить

Учитывая, что аутстаффинг иногда называют бодилизингом, термин "бодилизнг с последующим выкупом" звучит предельно цинично 🤨

Ответить