Интервью — это переговоры: как пройти собеседование, чтобы не хотеть уволиться спустя месяц работы

Меня зовут Михаил Ромашов, я тренер по коммуникации в Soft Skills Lab, преподаватель в НИУ ВШЭ и на программе Moove в «Сколково». Сегодня дам несколько рекомендаций для прохождения интервью. Как презентовать себя? Что делать, если на вас давят? И почему вам не нужно гуглить список вопросов рекрутеру?

Интервью — это переговоры: как пройти собеседование, чтобы не хотеть уволиться спустя месяц работы

Интервью — это переговоры с работодателем

Зачастую решение конфликтов — это борьба с последствиями, а не работа с источником проблемы, который образовался когда-то давно. В свое время неопределенные границы, непроговоренные ценности и потребности приводят к конфликтам. В жизни это выглядит так: работа, на которую устроился всего месяц назад, сегодня вызывает стойкое желание уволиться и отправиться на поиски нового места под солнцем, в котором вы, конечно же, не столкнетесь с проблемами. Вопрос — а как заранее определить, подходит вам компания или нет, столкнетесь ли вы с теми же проблемами, что были на предыдущем месте?

Секрет прост! Вам нужно внимательно подойти к интервью перед трудоустройством. Часто собеседование воспринимается, как испытание, на котором нужно показать себя и понравиться работодателю. На самом деле, интервью — это переговоры, на которых нужно выяснить все важные для вас моменты, чтобы решить, подходит вам компания или нет. Ведь на собеседовании не только работодатель выбирает сотрудника, но и сотрудник выбирает компанию. Плохая подготовка к переговорам чревата нескончаемыми проблемами, конфликтами и увольнением.

Интервью — это переговоры: как пройти собеседование, чтобы не хотеть уволиться спустя месяц работы

Как готовиться к собеседованию: ключевые точки

Итак, давайте на примерах разберем, как готовиться к переговорам на собеседовании.

Разработка стратегии перед переговорами состоит из нескольких ключевых точек. Мы заранее обдумываем, какие ситуации могут произойти в ходе разговора, какие вопросы может задать интервьюер, а дальше подготавливаем фразы для этих случаев.

На интервью есть 3 ключевые точки:

  1. Начало интервью — самопрезентация
  2. Давление на вас
  3. Выяснение картины мира работодателя

Как презентовать себя?

Принято считать, что самопрезентация в начале интервью — это монолог кандидата, за который нужно подробно рассказать о себе. На самом деле, лучше вывести самопрезентацию в диалог — в конце сжатого рассказа о себе задать уточняющие вопросы. С помощью них вы узнаете картину мира человека, его потребность в определённой информации от вас. Как только вы поймете потребность, продать себя будет проще.

Предлагаю такую форму для презентации:

«Я начинающий/с опытом работы профессия в сфере. Я начал свою карьеру как должность в название компании и название отдела, где был кейс 1, после работал должность в название компании, где был кейс 2. Сейчас я ищу такую-то работу, потому что хочу Y. Скажите, о чем бы вы хотели поговорить подробнее?»

Таким образом, у вас складывается диалог, исходя из которого вы понимаете, что хочет услышать от вас интервьюер, а не говорите все подряд. Благодаря уточняющим вопросам вы можете задавать дальнейшее развитие переговоров.

Интервью — это переговоры: как пройти собеседование, чтобы не хотеть уволиться спустя месяц работы

Что делать, если столкнулись с давлением?

Давайте представим, что ваша самопрезентация не убедила визави и он выдает следующее:

— Ну это же вам работа нужна. Расскажите мне, в чем ваша изюминка!

В чем подвох этой фразы? С помощью нее человек давит на ваш авторитет, ведет к тому, чтобы вы согласились, что ничего уникального сделать не можете. После того, как вы это признаете, упадете на колени и скажете: «Да я всегда мечтал у вас работать!» Вам ответят: «Так уж и быть, возьмем!»

И вы можете подумать: «И что? Главное же, что взяли».

Представьте, что вас взяли после такого интервью, на котором поставили в роль зависимого от компании. Вы работаете в этой компании, и тут к вам обращается менеджер с просьбой сделать задачу, которая не входит в вашу зону ответственности. Вы говорите, что не разбираетесь в вопросе, да и вообще это не ваша вотчина, на что слышите от менеджера:

— На интервью мне показалось, что ты более заинтересован в работе здесь. Получается, все-таки зря дал тебе шанс...

Попробуйте теперь отработать неформальную социальную роль зависимого сотрудника, которую вам навязали еще при устройстве на работу, ну а вы с ней благополучно согласились.

Вернемся к интервью на собеседовании. Как же следовало ответить на фразу «Ну это же вам работа нужна. Расскажите, в чем ваша изюминка»?

Для таких случаев есть замечательный прием «дать право на отказ»:

— Слушайте, звучит так, будто во мне не заинтересованы. Если это так, то скажите об этом напрямую, пожалуйста, чтобы мы не тратили время друг друга.

Этой фразой вы разобьете все попытки сделать вас зависимым или поставить в неудобное положение. В моей жизни был кейс, когда HR повесил трубку после такой фразы :)

Если вы подумали, что этот совет плох тем, что «HR может повесить трубку», прокрутите в голове еще раз: какую роль пытался навесить интервьюер и к каким последствиям это могло бы привести в будущем. Может, и здорово, что вы не потратили лишнего времени на этого работодателя? Ведь перспективы работы в такой компании, пожалуй, не самые приятные.

Какие вопросы задавать на интервью?

На собеседовании не только работодатель выбирает сотрудника, но и сотрудник выбирает компанию, поэтому важно задать вопросы, которые помогут выяснить детали работы, которые для вас важны. Например, вы хотите работать с 11 утра. Я знаю кейсы, в которых люди находили такие условия с хорошей зарплатой. А что так можно было?! Конечно!

Интервью — это переговоры: как пройти собеседование, чтобы не хотеть уволиться спустя месяц работы

Чтобы получать то, чего вы хотите, нужно показывать свои границы. Иначе как люди узнают о ваших потребностях? Например, вы можете сказать о своих потребностях по формуле:

  • Потребность: «Мне важно», «Для меня ценно»
  • Вопрос: открытый, закрытый или альтернативный (или, или)

— Мне важно, чтобы ежегодная индексация моей зарплаты была больше 30% (потребность), подскажите, пожалуйста, как у вас реализуется индексация зарплат в компании?» (открытый вопрос)

— Я хочу работать в компании, в которой есть work life balance (потребность), расскажите, как у вас соблюдается этот подход? (открытый вопрос)

Чтобы подготовить список вопросов, не нужно гуглить, какие же вопросы задать рекрутеру. Лучше изучите себя, свои потребности, поймите, какие ценности вам важны в компании. Только так вы сможете найти место, в котором будете работать по любви.

Всем успешных собеседований!

***

Чтобы оставаться со мной на связи, подписывайтесь на мой блог на VC и на телеграм-канал «Осознанные коммуникации», туда я более регулярно выкладываю контент про коммуникацию в более коротком формате: разборы кейсов учеников, разборы приемов, размышления.

2626
4 комментария

Когда я начала менять работы, то начал потихоньку и формироваться список вопросов, которые мне важно знать при устройстве.
Например, я всегда спрашиваю, нужно ли мне будет подготавливать ежегодную, ежемесячную или ежедневную отчетность о своей работе (заносить часы работы, оставлять комментарии и так далее).
Также мне интересно, если работа удалённая, есть ли какая-то обязаловка, чтобы писать в специально отведённый чат, что ты пришел на работу или ушел с неё, а также что ты отошел (чтобы все понимали, что ты доступен или нет, а также чтобы смотрели за твоими часами работы).
После нынешнего места работы я еще и буду спрашивать, буду ли я получать полную зарплату, на которую меня подписывают, или же будут вычитать за корпоративный мерч, представленный в виде подарков. Сейчас я узнала об этом уже после оформления трудового договора, это было весьма неприятно.

Но всегда и обо всем этом собеседующие могут просто соврать.

5
Ответить

О да, почасовая отчетность о работе – это отвратительно, сталкивался с таким в одной конторе. Это сразу красный флаг. И чат, куда все сотрудники пишут свои статусы, там тоже был, если бы я знал о таких условиях заранее – сто раз подумал бы, принимать ли оффер.

1
Ответить

Токсичные эйчары не редкость, скорее нормальные профессионалы будут в меньшинстве

1
Ответить

Сегодня только был на очередном собеседование, как обычно начали хорошо, что это прекрасно что я так увлечён маркетингом, а закончили как обычно что без опыта я не нужен.

Ответить