{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Ретроспектива

Это отличная практика для любой компании, направленная на автоматическое улучшение процессов внутри компании. В ней люди не ждут, когда придет какой-то умный гуру и скажет, как надо, а самостоятельно пытаются разобраться в ситуациях и найти решения. Мы регулярно проводим ее в своей компании и рекомендуем ее всем. Так как же она устроена?

Данная практика является одним из элементов системы управления проектами Agile Scrum. Последние 20 лет она активно используется в IT-отрасли и имеет большой успех. По правилам системы, эта процедура должна проходить регулярно: раз в месяц или по истечении другого периода.

В этой практике участники анонимно пишут на карточках свои мысли о работе или учебе за последний период времени. Есть два типа карточек — «Это было хорошо» и «Это было плохо». В хорошую записывается то, что было хорошо и что понравилось, в плохую идут недовольство, критика или предложения, что можно улучшить. На одной карточке можно высказать одну тему. Карточек можно написать сколько угодно. Рекомендуется делать это через онлайн-опросы, чтобы участники были уверены в своей анонимности.

Пример в Google опросах

Этот этап длится 15 минут.

После каждая карточка зачитывается и обсуждается. Каждый участник может предложить свое решение проблемы, высказаться, послушать других. На каждую плохую карточку можно найти решение и зафиксировать изменения или рекомендации для этой ситуации. Происходит дискуссия, во время которой идет очень много психологически важных процессов. И здесь хотелось бы их расписать более подробно.

В контексте когнитивно-поведенческой терапии основным элементом является рефлексия — обращение собственного внимания к раздражителям и осмысление своих реакций на них. Обсуждение их с терапевтом или близким человеком. Таким образом сознание тренируется контролировать эмоции и негативные мысли.

В контексте позитивной школы психологии озвучивание хороших карточек является закреплением позитивных мыслей. Что тоже очень похоже на множество практик, и, к сожалению, люди чаще думают неосознанно о негативных вещах, так как это позволяет вырабатывать больше дофамина. Можно сравнить этот процесс с выпиванием чашки кофе несколько раз в день.

В контексте обновленного феномена выученной беспомощности человек не обучается беспомощности, а, наоборот, учится контролю над ситуацией, и именно ощущение контроля позволяет ему справляться со стрессом более эффективно. Мозг вырабатывает меньше кортизола, когда у него есть ощущение контроля. И эта практика помогает создать это ощущение.

Мы в evilUnion регулярно проводим эту практику внутри компании и вместе с клиентами. Все обычно уходят очень довольные и вдохновленные после нее.

Другие интересные наши работы

0
1 комментарий
hxllx kitty

От таблицы на заставке задёргался глаз :)

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда