{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как руководителю этично уволить сотрудника - мышление и диалог

Как не испытывать чувство вины при увольнении сотрудника, какие превентивные меры можно принимать, чтобы такие ситуации происходили реже, можно ли давать второй шанс сотруднику и как выстроить диалог, чтобы попрощаться позитивно и самым наилучшим образом — читайте в этой статье.

Сразу замечу, что эта статья не про HR, а про подход к увольнениям с точки зрения непосредственного руководителя. Не все тезисы из этой статьи могут с вами резонировать, с чем-то вы, может быть, и не будете согласны — и это нормально. Но, если хоть одна мысль окажется полезной для вас или вашей практики, мне будет приятно.

Не страдайте

Если вы видите, что человек не проявляет себя в работе активно, не решает поставленные перед ним задачи, подводит вас и коллег, все ваши предложения воспринимает в штыки и находит для этого миллион причин, создаёт негативную эмоциональную атмосферу в коллективе, то пора принять решение, что это не ваш человек, и вам с ним не по пути.

Конечно, если такая ситуация происходит, то это, в первую очередь, вопрос к вам, какие ваши действия как руководителя к такому привели. Это точка роста, чтобы извлечь урок и выявить, что вам следует улучшить в себе как руководителе.

Как не испытывать разрушительное чувство вины

Я считаю, что при увольнении сотрудника стоит применять концепцию «я окей и ты окей», т.е. искренне уважать человека, держать в голове, что каждый человек по-своему прекрасен и может найти своё применение в подходящей системе. Предлагаю концентрироваться не на негативе, а на позитивных выгодах для каждой стороны. То есть «я не выгоняю сотрудника, а создаю ему возможность, чтобы он не тратил время своей жизни там, где он не может реализовать себя по-настоящему.

Вместо этого я искренне желаю, чтобы он скорее нашёл компанию с такой системой, которая ему действительно подходит, где он может раскрыть свои таланты и реализовать себя по максимуму, чувствуя гордость и удовлетворение от своей деятельности. И я знаю, что такая компания есть и он точно её найдёт!»

Также полезно посмотреть на ситуацию с точки зрения бизнеса. Неэффективный сотрудник не только деморализует коллектив, но и приводит к потере ресурсов, в него вложенных, и упущенной прибыли. Вам как руководителю необходимо это исправить и сосредоточиться на том, чтобы пригласить в компанию такого человека, который будет выполнять свои задачи и будет рад и благодарен за возможность работать с вами.

Если вы мыслите именно так, то у вас уже не будет того внутреннего сопротивления и чувства вины перед сотрудником за то, что вы с ним прощаетесь. Это сильная позиция мудрого руководителя, которая позволяет нейтрализовать конфликт и ведёт к сотрудничеству — всегда стоит держать в голове, что вы можете встретиться с любым своим сотрудником позже и даже работать вместе.

Предупредительные меры

Полезной практикой я считаю — это периодически проводить индивидуальные встречи с каждым сотрудником для предупреждения возможных назревающих конфликтов — получить обратную связь, узнать о трудностях и победах, эмоциональном настрое коллеги, вовремя дать ему необходимую поддержку и напомнить, что мы ценим его как профессионала и он важен.

Если этого не делать, то у сотрудника есть соблазн замалчивать проблемы, его недовольство может копиться, как снежный ком, пока это не выльется в конфликт или не создаст ещё большие проблемы.

Особенно важно инициировать разговор с сотрудником, если он нарушил вашу с ним договорённость, т.е. выполнил работу некачественно или не в оговоренный срок. Сперва следует подчеркнуть профессионализм вашего сотрудника, напомнить ему о том, что вы видите его победителем, даже, если он что-то сделал не так.

Далее указываете на его ошибку, аргументируете, почему вы так считаете. И, обращаясь к нему как к профессионалу в его области, вы спрашиваете, какое он видит решение данной проблемы и что он может сделать, чтобы не создавать больше таких ситуаций. Таким образом вы не только подсвечиваете ошибки ваших сотрудников, но и приучаете их к ответственности и самостоятельности.

Уволить нельзя оставить

Обычно, если «кажется, что сотрудника, наверное, стоит уволить», то так и есть. Потому что, скорее всего, тревожные звоночки уже не раз были, и как мудрый руководитель вы не должны проглатывать, что сотрудник не выполняет взятые на себя договорённости.

Поэтому, если закрадывается мысль об увольнении сотрудника, то нелишним будет начать найм — вы сможете пообщаться с другими специалистами, узнать об их методах работы, идеях, новых технологиях — это позволит вам нормализовать свой уровень требований и принять окончательное решение.

Второй шанс

Золотое правило менеджмента гласит: «Нанимаем долго — увольняем быстро». Когда вы оставляете в команде неэффективного сотрудника, то компания теряет деньги, а вы — авторитет. Ваши сотрудники теряют веру в вас как руководителя, негодуя, почему вы это терпите и заставляете их работать за него. Тем не менее, если вы чувствуете, что можете дать сотруднику шанс реабилитироваться, то можно поступить и так.

Сделайте предупреждение. Инициируйте встречу и в начале подчеркните сильные стороны человека как личности и как профессионала, похвалите его, выразите искреннюю благодарность, в т.ч., чтобы обратиться к его взрослому эго-состоянию и он вас внимательно слушал. Потом стоит перечислить конкретные профессиональные качества, по которым вы не сходитесь, из-за которых сотрудник подводит вас и команду.

И тут можно просто задать вопрос: «А тебе, в принципе, интересно продолжать работать в компании?» И может выясниться, что сотрудник и сам уже давно принял решение уходить из компании, и вы это, наконец, выясните и сможете спокойно расстаться на позитивной ноте.

Если же сотрудник говорит, что ему интересно работать в компании, и он готов приложить для этого усилия, то можно дать ему шанс исправить ситуацию, обозначив конкретные критерии и запланировав чёткую контрольную дату. По итогам его результатов вы принимаете окончательное решение.

Конечно, так можно поступать, если вы делаете это не из жалости, а вы, действительно, видите в сотруднике потенциал, который вы как руководитель просто не сумели раскрыть. В противном случае, этого шанса давать не стоит. Но, если вы уже совершили этот ошибочный шаг, то резонно будет подстраховаться и за время этого «испытательного срока» подыскать нового человека, чтобы компания продолжала работать стабильно.

И, разумеется, если речь идёт о сложном сотруднике, т.е. который ворует или злостно нарушает регламент компании и не соблюдает никакие договорённости, то прощаться необходимо незамедлительно!

Подход «Личность и функции»

Есть два экологичных подхода к диалогу об увольнении. Первый — это противопоставление личности функциям. На мой взгляд, такой подход особенно подойдёт для сотрудника, который склонен воспринимать обратную связь от руководителя как критику своей личности.

И, в первую очередь, вам как руководителю важно разделять личное и профессиональное, не поддаваться негативным эмоциям, разговаривать спокойно, искренне, поддерживая вашего собеседника, чтобы он ушёл от вас, открытый новым победам, а не чувствуя себя ничтожеством, обиженным и порочащим вас и вашу компанию в интернете, нанося вред вашему и своему имиджу.

Вы инициируете встречу и начинаете с того, что позитивно отзываетесь о личности человека. Можно сказать, что вы видите, что этот сотрудник человек серьёзный, человек больших качеств и умений, и возложенные на него функции слишком узкие для него как личности. Поэтому, и для него как человека, и для компании будет эффективнее, если вы начнёте плавно расходиться.

Подход «Я ОК - ты ОК»

Более универсальный, на мой взгляд, подход, ориентированный на сотрудников со внутренним стержнем. Здесь тоже стоит дать подтверждение профессионализму, компетенциям и достижениям человека и можно сказать: «Как руководитель я вижу, что наша компания — это не то место, где ты можешь реализовать себя на 100% и достичь своих целей.»

Т.е. мы говорим, что не в нём проблема, а просто система нашей компании ему не совсем подходит. Все люди разные и не каждый впишется в систему именно вашей компании. В вашем сотруднике есть потенциал, который он сможет раскрыть в другой, более подходящей именно ему системе. В компании не было создано условий, в которых он мог бы раскрыться. Поэтому прощание с сотрудником стоит рассматривать, не как проблему, а как точку роста, и для него, и для компании, которую он покидает.

Поддержка

В конце разговора можно предложить поддержать сотрудника в поиске нового места работы, оказав тем самым должный почёт за то, что он инвестировал в вас своё время, работал вместе с вами. Например, попросить HR помочь сотруднику составить резюме, предоставить ему трезвую обратную связь, в т.ч. посредством рекомендательного письма, разработать карьерный трек, чтобы помочь сотруднику уйти на новое место с повышением после освоения дополнительных навыков.

Также нелишним будет запросить у уходящего человека фидбек о компании — что нравилось, что не нравилось — это позволит вам работать над собой и становиться лучшим местом для сотрудников, а также сформировать более позитивный образ о вас в сознании сотрудника.

И даже, если сотрудник принёс компании больше убытков, чем прибыли, обязательно рассчитайте его в соответствии со всеми установленными законодательством нормами. Помните, что именно вы сами подбираете себе команду и именно вы создаёте все условия, чтобы сотрудники выдавали необходимые бизнесу результаты.

Заключение

Теперь вы знаете, как не испытывать чувство вины при увольнении сотрудника, какие превентивные меры можно принимать, чтобы такие ситуации происходили реже, можно ли давать второй шанс сотруднику и как выстроить диалог, чтобы попрощаться позитивно и самым наилучшим для всех образом.

Не всё, сказанное в этой статье, может быть созвучно с вами — и это нормально — это не про HR, руководители и компании разные, у каждого свой подход, приглашаю вас делиться вашим видением в комментариях, мне будет очень приятно и полезно узнать о вашем опыте и наблюдениях.

0
44 комментария
Написать комментарий...
Дмитрий

Главный недостаток подобного подхода - демотивация команды в целом. Если люди видят, что человека можно уволить не за "косяки" и неисполнение должностных обязанностей, а фактически просто так, по щелчку пальцев "умного" руководителя, работать нормально они перестают и как минимум начинают искать новое место, как максимум - думать как подсидеть подобного "руководителя" или увести базу клиентов например. А ля гер, ком а ля гер, как говорится, как Вы к людям, так и они к Вам. "Чувство вины" это мораль, через мораль можно перешагнуть, заменить хорошего специалиста уволенного по самодурству тоже можно, сложно, но можно, а вот "химию" внутри коллектива восстановить будет нельзя, чтобы нормально работала команда должен быть определенный "кодекс поведения" и любые увольнения должны быть объективно обусловлены и понятны.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Ivanov

Это при условии что этот коллектив давно сам не смотрит на этого сотрудника как на трутня. Все работают, а он увиливает.

А если все работают нормально, то и увольнять смысла нет

Ответить
Развернуть ветку
Семен Тарловек

Согласен, для планового сокращения не тянет.

Ответить
Развернуть ветку
Christina Talvir
Автор

Дмитрий, спасибо за ценный комментарий! Абсолютно согласна с вашей позицией, что в компании должен быть кодекс, и все увольнения должны быть объективно обусловлены и понятны. Как и вы, я очень ценю тёплую и доверительную атмосферу в команде. Я чувствую, что мы друг друга не совсем верно поняли - подскажите, какие мои слова привели вас к мысли о том, что статья призывает принимать решения о необоснованных увольнениях?

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Сергей

Хороший чек-лист для любого руководителя. Не всех руководителей, к сожалению, действительно можно назвать мудрыми управленцами, и не все причины увольнения являются объективными и не могут быть обоснованы юридически. НО, транслируемый в статье человечный подход к сотруднику, с которым хочется попрощаться, очень важен, т.к. увольнение приносит куда бОльшие терзания и неудобства работнику, нежели нанимателю. Если наниматель слишком субъетивен и, как сказал комментатор выше, может сорваться на работника из-за неопрятности рабочего места или ещё каких-то моментов, которые не относятся к качеству работы, то самомУ работнику опасно оставаться на таком рабочем месте, в связи с тем, что это очень деморализует. А если сам работник ведёт себя объективно непрофессионально, не справляется с рабочими обязанностям, то подход "жёстко к проблеме, мягко к человеку" как минимум нивелирует негатив в рамках этого не самого приятного процесса.

Ответить
Развернуть ветку
Christina Talvir
Автор

Оксана, благодарю за такой развёрнутый комментарий, рада, что статья оказалась полезной!

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Kachalov

«Как руководителю эпично уволить сотрудника»

Ответить
Развернуть ветку
Christina Talvir
Автор

здорово, прямо в рифму получилось))

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Сулейменова

Максимально полезная статья и мемы просто супер😁

Ответить
Развернуть ветку
Christina Talvir
Автор

Рада быть полезной=)) ахах, я ведь не переборщила? Тема, вроде, серьёзная, но без картинок я бы такое не осилила читать)))

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Сулейменова

в самый раз, они как раз разбавляют тотальную серьёзность и делают баланс)

Ответить
Развернуть ветку
Christina Talvir
Автор

приятно слышать, спасибо =))

Ответить
Развернуть ветку
Иван Хаманн

Кристина, кмк в статье немного не хватает анализа и учёта допущенной руководителем ошибки.
Поясню: в большинстве случаев - увольняет, тот кто принимал на работу.
И если говорить цинично - компании, увольняемому и оставшемуся коллективу - наплевать с колокольни мучается ли руководитель, или испытывает облегчение.
Гораздо важнее знать - как и почему
а) руководитель принял "бестолкового" сотрудника
б) что побудило руководителя "прозреть", и какие будут его дальнейшие действия (в части новых сотрудников, и оставшегося коллектива).
Систему характеризует не ошибка, а реакция на ошибку

Ответить
Развернуть ветку
Christina Talvir
Автор

да-да, Иван, я о том и говорю в статье в том числе - это, действительно, несущий фактор, вы верно подметили!

Ответить
Развернуть ветку
Иван Хаманн

Кристина, верно, не заметил)
"Помните, что именно вы сами подбираете себе команду и именно вы создаёте все условия, чтобы сотрудники выдавали необходимые бизнесу результаты."

Ответить
Развернуть ветку
Абьюзы Оптом

Все это так мило и по-доброму. Осталось после этих задушевных бесед предлагать увольнение по соглашению сторон с выплатой 3х средних заработков. Но настоящий бизнесмен на то и настоящий, чтобы впарить дичь "о нашем совместном решении" и проститься бесплатно.

Ответить
Развернуть ветку
Christina Talvir
Автор

Спасибо, что упомянули об этом! В том числе, потому что бывает и такая, на мой взгляд, нечестная практика, я и написала эту статью. Как и вы, я считаю, что рассчитывать увольняемого сотрудника необходимо обязательно в соответствии с законодательством, о чём я упомянула в завершении своей статьи.

Ответить
Развернуть ветку
Абьюзы Оптом

Законодательство не регулирует выплаты и их размер при соглашении сторон. Так что все в рамках законодательства. Очень просто творить дичь и находиться при этом в рамках законодательства.

Ответить
Развернуть ветку
Christina Talvir
Автор

Действительно, это важное замечание! При увольнении по соглашению сторон работодатель обязан выплатить зарплату и компенсацию за неиспользованный отпуск, а выходное пособие может предложить выплатить, но не обязан по законодательству. У меня не было задачи писать про тонкости HR, у меня была задача написать про возможные подходы к процессу увольнения с точки зрения принятия решения руководителем. Про выплаты и т.д. написано много статей, поэтому эту тему я не раскрываю, пусть об этом пишут профессионалы HR : )

Ответить
Развернуть ветку
Абьюзы Оптом

А я понял! Главное - упаковка.

Ответить
Развернуть ветку
Christina Talvir
Автор

Правильно ли я понимаю, что вы сейчас обесцениваете мой труд?

Ответить
Развернуть ветку
Абьюзы Оптом

Ну если вы от комментария обесцениваетесь, то, наверное, да. Нет?

Ответить
Развернуть ветку
Christina Talvir
Автор

Я вижу, что опубликованный мной материал не оказался для вас полезным - это нормально - я пишу статьи для тех, кому, действительно, важны эти знания, и потому что мне это нравится. И, мне кажется, я не давала вам повода общаться со мной в таком тоне. Разрешите мне прекратить наш диалог.

Ответить
Развернуть ветку
Раннев Павел

Очень полезная статья, полностью согласен 👍

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Каламарка

Вообще, не испытывать угрызений совести и чувств вины - одна из главных черт успешного капиталиста

Ответить
Развернуть ветку
Christina Talvir
Автор

Дмитрий, благодарю за комментарий!
Чувствую некоторый сарказм в ваших словах - действительно, может показаться, что я пишу некую инструкцию для зловещих директоров, которые только и думают, как ущемить честных и ответственных трудяг)) И, во-первых, в статье речь идёт о наиболее этичных способах выстраивания диалога с сотрудниками, которые не выполняют свои задачи, потому что никто не любит увольнять людей, это малоприятное мероприятие для каждого из участников и хочется уметь это делать наименее болезненно.
Во-вторых, чувство вины является разрушительным для абсолютно любого человека. Велико искушение ему поддаться, а ведь гораздо более здоровая позиция - научиться брать на себя ответственность, делать выводы и на их основе предпринимать шаги для развития себя как руководителя. А, что вы думаете по этому поводу?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Чувство вины является индикатором того, что ты что-то делаешь не так. Оно не разрушительно, а является мотивацией что-то изменить.
Думаю, если начальник увольняет сотрудника, не справляющегося с работой, то он испытывает чувство облегчения. А вот вина возможна при несправедливом увольнении

Ответить
Развернуть ветку
Christina Talvir
Автор

Дмитрий, действительно, может сложиться впечатление, что чувство вины - это индикатор того, что ты что-то сделал не так. Это смотря, как посмотреть. Человек, не умеющий отстаивать свои границы и говорить нет, тоже испытывает чувство вины, когда ему в транспорте наступают на ногу и стоят на ней, как ни в чём не бывало, а он робко просит эту ногу убрать, потому что ему немножко больно. Было время, когда и я его испытывала в моменте, прощаясь с сотрудником, не исполнявшим свои обязанности и скидывавшим с себя любую ответственность, но потом я поняла, что конкретно у меня при найме первое впечатление о человеке оказывается верным, и теперь я гораздо более внимательна при проведении интервью и больше доверяю себе и готова говорить нет, принимая на себя эту ответственность.

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Шемякина

Интересно было почитать, как выглядит увольнение с позиции руководителя, а не сотрудника. И, если бы таким подходом руководствовалось большинство руководителей, то было бы меньше потраченных нервов у всех участников процесса. Честно. Экологично. Без лишней траты времени и сотрудника, и руководителя.
Спасибо за статью, было интересно!

Ответить
Развернуть ветку
Christina Talvir
Автор

Ксюша, благодарю за комментарий! Рада быть полезной : ) Думаю, что такие подходы становятся всё более популярными, недаром этому обучают на тренингах для руководителей. Меня, вообще, очень увлекает тема менеджмента и психологии : )

Ответить
Развернуть ветку
Александра Макарова

Интересная статья, руководителем я пока не бывала, но надеюсь, что данные советы могут пригодиться в жизни дальше 👍
Со стороны работника скажу, что такие открытые разговоры и предупреждения случались со мной в рабочей жизни и гораздо приятнее, когда все происходит этично, а не через «доведение» до увольнения.

Ответить
Развернуть ветку
Christina Talvir
Автор

Саша, спасибо за комментарий! Действительно, не очень приятно, когда сотрудника держат в непонятках, не давая периодической обратной связи как мотивации, в том числе. И поэтому очень здорово, что подобные подходы руководители постепенно внедряют : )

Ответить
Развернуть ветку
голубцы по акции
Как руководителю этично уволить сотрудника

Однажды меня просто не внесли в график)) Скину вашу статью...

Ответить
Развернуть ветку
Christina Talvir
Автор

Спасибо за пиар)) уточните, пожалуйста, что вы имеете в виду? в какой график?

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Pasik

Отличная статья, с базовыми принципами взаимодействия со своими подчиненными. Очень многим руководителям этого не хватает. Кристина, Вы молодец 👍

Ответить
Развернуть ветку
Christina Talvir
Автор

Рада быть полезной : )

Ответить
Развернуть ветку
Игорь про маркетинг

Если приход денег и зарплаты достаточно открыты, то сотрудник сам уйдет видя, что не тянет. Или увольнение будет хоть как-то обоснованно. А вот если закрыто, если кому-то докидывают за лояльность, и вообще мутят то да трудно обосновать. Почему у двух людей, которые не справляются разные зарплаты, и в итоге одного увольняют, а другой остается. Кроме того при такой атмосфере все тренинги, формирование команды и прочие, это деньги на ветер, так как все понимают, что дело не в конкретной работе на которую наняли.

Ответить
Развернуть ветку
Christina Talvir
Автор

Игорь, благодарю за ваше дополнение! Я тоже за то, чтобы всё было прозрачно. Действительно, непонятные и неприятные ситуации имеют место быть, и здорово, когда руководство находит точки роста и решает подобные проблемы. Похоже, что за вашим комментарием стоит какая-то история, поэтому, не владея информацией, даже не знаю, что вам конкретно на это ответить.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь про маркетинг

Это жизненное наблюдение, что везде есть неписанные правила. А решения руководителя всегда субъективны. Приверженность некой системе улучшает дело, но даже её подчас подминают. А уже если нет, и все на ходу, то тут вообще. Поэтому нужно всегда смотреть, а что реально ценят. К примеру говорят ценят результат, а реально дали к примеру премию у кого результат, или похвалили? Или хвалят почему-то других к примеру за чистое рабочее место. Руководитель сам это иногда не замечает)))). А потом когда проблемы, уже срабатывает накопленный негатив против тех у кого рабочее место неопрятно))). Такие истории я наблюдал везде, не только со мной, подчас именно приходилось объяснять людям, чтоб не расстраивались сильно, что дело не в твоих способностях, а какой субъективной ситуации.

Ответить
Развернуть ветку
Christina Talvir
Автор

Игорь, благодарю за пояснение! Соглашусь с вами в том, что все подразумеваемые договорённости необходимо переводить в договорённости выраженные.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Каламарка

Я чаще сталкивался с увольнениями, связанными с фатальной оптимизацией бизнеса. Когда бизнес валится, там уже не до этики. Тем более хозяин бизнеса отгораживается от такой части коллектива холодной стеной отдела кадров, который применяет запугивания, репрессивные методы и прочее. Такие сотрудни(цы) - почти всегда женщины - готовы на все, ради того, чтобы выслужиться. Самое смешное, что бизнес такие увольнения не спасают и он в каком-то обозримом периоде разрушается окончательно. По крайней мере, в регионах, я думаю много таких рассказов услышите.

Ответить
Развернуть ветку
Christina Talvir
Автор

Услышала, вас, Дмитрий. Да, бывает такое, всё верно. Ну, там и причины увольнений другие, хотя сохранять лицо никто не отменял.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Алексеев

Работники должны создавать штаб противодействия работодателю. Анонимный телеграмм канал, распространение его по сарафанному радио. Главное это самоорганизация

Ответить
Развернуть ветку
Christina Talvir
Автор

V - значит Вендетта))))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
41 комментарий
Раскрывать всегда