Стратегические сессии: необходимый инструмент для успеха топ-менеджеров в постоянно меняющемся мире

Отвечу сразу. Для того, чтобы обсуждать стратегические вопросы, обеспечивающие устойчивый рост бизнеса. В операционной текучке топ-менеджерам нет времени посмотреть на свой бизнес «со стороны», сформулировать стратегические вопросы, найти на них ответы и согласовать конкретные управленческие решения.

Пример

Как правило, в организации существуют две системы управления:

  • Формальная (то, как как должны взаимодействовать сотрудники при выполнении задач)

  • Неформальная (то, как реально взаимодействуют сотрудники на всех уровнях управления)

Ни в одной компании в должностных инструкциях руководителей в разделе «Права» я не видел слов об использовании микроменеджмента. Тем не менее, во многих организациях он присутствует по факту.

Корпоративная культура компании часто искажает формальную структуру управления. Осознать эти искажения, понять их причины и принять соответствующие решения можно на стратегической сессии

Это один из примеров ответа на вопрос в заголовке.

Стратегическая сессия

Формат активной работы участников в малых группах с последующим общим обсуждением полученных результатов и выработкой решений.

Стратегическая сессия, как инструмент совместной работы топ-менеджеров, направлена на:

  • Формулирование новых смыслов, лежащих в основе деятельности компании

  • Описание текущей ситуации, выделение актуальных проблем в компании и выбор новых управленческих решений

  • Создание приверженности участников принятым управленческим решениям

  • Формулирование перечня первоочередных действий

  • Подготовка группы руководителей к переходу в управлении компанией от Взаимодействия к Взаимосодействию

  • Внедрение принципов управления на основе командного подхода

Стратегические сессии: необходимый инструмент для успеха топ-менеджеров в постоянно меняющемся мире

Из личной практики

Типы стратегических сессий, с которыми я сталкивался:

  • Тип 1. «Нас сюда прислали» - общий посыл большинства участников сессии. (раскачать бывает очень трудно и редко получаются значимые результаты)
  • Тип 2. «Сохранить статус-кво». Готовы обсуждать мелкие вопросы, которые не затрагивают основ компании. Порой возникают интересные операционные решения. Они редко внедряются, потому что даже их внедрение требует проведения изменений.

  • Тип 3. «Тимбилдинг как стратегическая сессия». Побегали, поплавали на байдарках или поучаствовали в других активностях и в завершение побаловались SWOT-анализом и, может быть формулированием целей. Как правило, в голове остаются воспоминания как гребли и как играли.

  • Тип 4. «Результативная стратегическая сессия». Высокая активность участников и страстное желание понять, что есть, что нужно изменить и в каком направлении двигаться. Как правило, на таких сессиях часто возникают прорывы. После споров и яростных обсуждений они выходят за рамки привычных представлений о своем бизнесе и приходят к новым решениям в области управления компанией и перспектив ее роста.

Формат активной групповой работы участников, направленный на:

  • На определение проблем, выбор управленческих решений и формирование новых смыслов, стоящих за ними

  • Создание приверженности участников к принятым управленческим решениям для их реализации

  • Переход от Взаимодействия к Взаимосодействию в процессе управления компанией

Примеры прорывов

  • Лизинговая компания в области автотранспорта долго считала своими клиентами автосалоны. Обсуждение с топами продолжалось около 3-х часов. Оно было настолько эмоциональным, что участники вспоминали его потом через несколько лет на наших сессиях. Согласились, что их клиенты – покупатели услуги лизинга, а автосалоны – канал получения клиентов. Это привело к перестройке бизнес-модели и изменению стратегии компании.

  • Компания-дистрибьютор столкнулась с ситуацией, в которой ее клиенты сильно сопротивлялись цене на одну из базовых услуг компании. Главный аргумент – на рынке это услуга стоит дешевле. В ходе разбора выяснилось, что по названию компания продавала одну услугу, а по содержанию она была совсем другой. Компания хотела получать оплату за реальное содержание предоставляемой услуги, а клиенты ориентировались на название услуги. Одно из найденных управленческих решений- переформатировать портфель услуг. Дать названия услугам по их смыслу и реальному содержанию.

  • Завод. В компании существовал сильный конфликт между техническим и другими функциональными блоками. На сессии были определены причины конфликта. Суть проблемы - руководители технического блока считали себя технарями, поэтому управленческие и экономические вопросы этого блока их мало интересовали. Они ожидали их решения от других руководителей. Такая ситуация сложилась потому, что они видели совсем другой смысл в своей работе.

Примеры тем, для обсуждения которых используется стратегическая сессия:

  • Стратегический анализ внешней и внутренней среды компании

  • Формулирование Видения, стратегических и операционных целей

  • Описание Миссии и ценностей компании

  • Сегментирование рынка и выбор позиционирования компании

  • Разработка конкурентной бизнес-стратегии

Мы живем в эпоху, когда изменения в окружающей среде носят постоянный характер. Это приводит к тому, что вокруг любой компании всегда существует область неопределенности.

К этому добавляется неопределенность внутри компании, которая связана с разным пониманием среди топ-менеджмента целей компании, путей развития, целевых сегментов рынка и т.д.

В этих условиях перед топ-менеджментом постоянно возникают стратегические вопросы, на которые необходимо находить ответы и дальше действовать в соответствии с ними:

  • Какие появились новые возможности?

  • Возникли ли новые угрозы?
  • Достаточно ли существующих компетенций (знаний, навыков, согласованности в действиях), чтобы компания могла успешно расти?

  • Какие направления наиболее перспективны для компании?

  • Нужно ли начинать изменения в компании?

  • В чем наши конкурентные отличия сегодня?

  • Будут ли они значимы для наших потребителей завтра?

Смысл проведения результативных стратегических сессий заключается в том, чтобы настроить участников на принятие и внедрение решений, обеспечивающих устойчивый рост компании

Взаимопонимание и согласованность действий топ-менеджмента становятся одним из ключевых факторов для поддержания устойчивого роста бизнеса.

Наша практика работы с разными топ-командами показала, что решения находят относительно быстро. Основные трудности возникают на стадии внедрения.

Чтобы принятые решения быстро внедрялись, необходимо, чтобы они были прочувствованы как личностно значимые для всех руководителей.

Участие в выработке конкретных решений, когда у каждого топ-менеджера была возможность высказать свои аргументы «за» и «против», создает высокую мотивацию для их реализации.

Ситуации, когда топ-менеджерам необходима стратегическая сессия

  • Все сотрудники, включая топ-менеджеров, постоянно заняты текущей работой и некогда поднять голову, чтобы подумать о будущем бизнеса

  • Получаемые бизнес-результаты не радуют собственников и руководителей компании

  • Есть вопросы по стратегии и позиционированию компании, на которые в текучке нет времени отвечать

  • Есть устойчивое ощущение, что в компании пора уже что-то менять. Только непонятно что именно нужно менять

  • У руководства отсутствует согласованная позиция по стратегическим целям и путям развития бизнеса

  • На встречах все чаще обсуждают вопрос- Кто виноват?, вместо вопроса – Что делать?

Ошибки, которые происходят при подготовке к стратегической сессии

  • Размытые формулировки задач для стратегической сессии (обсудить, провести анализ, выбрать направления развития и т.д.)

  • Стратегическая сессия воспринимается как выезд из офиса для смены обстановки (сменить картинку), а не перенос фокуса с операционных на стратегические задачи бизнеса

  • Руководитель компании отсутствует на стратегической сессии или присутствует формально

  • Выбранное помещение не соответствует формату стратегической сессии (недостаточно места для работы малых групп и демонстрации наработанных материалов)

  • Место и время проведения – офис компании в рабочие дни. Руководителям трудно оторваться от решения текущих задач

Что дает стратегическая сессия?

  • Согласованное принятие управленческих решений по обсуждаемым темам (например, по целям компании, по стратегии развития, по конкурентным преимуществам, по выбору целевых рынков и т.д.)

  • Активную вовлеченность всех участников в обсуждение и выработку решений

  • Четкое формулирование принятых решений и показателей их реализации

  • Сильное позитивное эмоциональное отношение к результатам стратегической сессии

  • Формирование умений и навыков командной работы

  • Изменение существующих взглядов на текущую ситуацию и возможные варианты развития бизнеса

  • Свежий взгляд на существующие проблемы и возможные решения. Перевосприятие того, что есть и что хотим получить
  • Переход от взаимодействия (групповой подход), к взаимосодействию (командный подход)

Главные итоги результативной стратегической сессии

  • Осознанное понимание существующих проблем и возможных направлений для роста компании

  • Активное вовлечение участников в формулирование проблем, задач и управленческих решений

  • Согласованные управленческие решения

  • Личное положительное отношение к принятым решениям

  • Высокий уровень готовности к внедрению принятых решений

Операционные задачи всегда сфокусированы на поддержании текущей деятельности компании. Предпринимаемые усилия быстро отражаются в результатах. Поправки в свои действия можно внести быстро. Тем более, что многие действия на операционном уровне хорошо отработаны и повторяются раз от разу.

Стратегические задачи требуют серьезных размышлений, принимаемые решения отражаются в результатах через многие месяцы, а порой и через годы. К тому же принятые решения требуют изменений в привычной деятельности компании без гарантии получения положительных результатов.

Такое соотношение между операционным и стратегическим фокусами, как правило, приводят к тому, что операционная деятельность занимает все время.

В условиях постоянных изменений внешней среды потеря стратегического фокуса может привести к тому, что у компании не окажется позитивного будущего. Оно будет печальным.

«В будущее возьмут не всех» Илья Кабаков

Об этом всегда стоит помнить, принимая решение проводить или нет стратегическую сессию.

1010
4 комментария

Спасибо!
Написал на основе своего опыта

спасибо за важную статью

1

Спасибо!
Вспомнил забавный случай.
Сессия завершена, участники собираются домой.
Кто-то по Яндексу выбирает маршрут для поездки возвращения домой.
И вдруг на всю аудиторию громкая фраза
"Маршрут построен" (Яндекс. Навигатор подтвердил, что маршрут выбран и построен)
Участники вдруг посмотрели друг на друга и кто-то сказал.
Это точно!
Сегодня маршрут для нашей компании мы выбрали.
И потом при наших последующих встречах они вспоминали эту ситуацию;