Где и как искать работу ИТ-специалисту: 6 советов
Работа не приходит сама собой. Бывают исключения, конечно, но даже в ИТ-сфере, где заметен кадровый голод, приходится самостоятельно искать привлекательные вакансии. В этой статье поговорим о способах найти работу в современных условиях, о разных каналах и о том, как не упустить предложение мечты.
Специфика времени
Мы живём в период постоянных изменений — и это уже новая реальность, мир не планирует замедляться. Стоять сейчас на месте подобно нахождению на траволаторе (если не на эскалаторе), который едет в противоположную сторону. Так что для достижения цели приходится двигаться самому, а подчас и бежать со всех ног.
Да, бывает, что идеальная работа может упасть на вас буквально с неба (особенно в достаточно узких областях, где очень часто позицию закрывают по рекомендации друзей или коллег), но порой работа может не находиться месяцами. В любом случае, на эту ситуацию можно и нужно влиять.
Совет 1. Не молчите, заявите о себе
Никто не узнает о том, что вы ищете работу, если вы будете молчать. В поиске нет ничего стыдного или секретного, так что говорите свободно и в разных компаниях. Как можно это сделать?
- Активность в профессиональных социальных сетях. Ваш профиль на GitHub или в социальных сетях должен быть полноценным отражением вашего профессионального потенциала. Активно участвуйте в обсуждениях, оставляйте комментарии, публикуйте посты о текущих трендах и своем опыте. Регулярно обновляйте профиль, добавляйте новые проекты, поддерживайте актуальные навыки. Присоединяйтесь к профильным группам и участвуйте в обсуждениях.
- Участие в профильных мероприятиях. Примите участие в конференциях, семинарах и вебинарах в вашей области. Это позволит вам не только поделиться своим опытом, но и установить ценные связи в профессиональном сообществе. Подготовьте интересную презентацию или доклад, делитесь реальными кейсами и решениями, с которыми вы сталкивались в своей практике. Если считаете, что до уровня спикера пока не доросли, стоит посещать мероприятия как участник — это возможность познакомиться с потенциальными коллегами или работодателями.
- Написание статей. Опубликуйте статьи на темы, связанные с вашей областью экспертизы на тематических платформах. Это может быть Medium, Хабр, Pulse и другие. Расскажите о своих проектах, новых технологиях или решениях, которые вы разработали, приведите практические примеры. Выбирайте темы, которые актуальны и интересны вашей целевой аудитории. Стремитесь к публикациям регулярно, поддерживая интерес к вашему профилю.
- Обычный дружеский разговор. Невозможно подсчитать, сколько человек нашли работу именно таким образом! На сегодняшний день «сарафанное радио» — самый эффективный способ поиска работы на всех уровнях и во всех сферах. Люди, которые вас знают, охотнее предложат вам работу, чем незнакомцы. При прочих равных руководитель скорее предпочтёт нанять человека по рекомендации, а не кого-то «с улицы». И даже если у друзей или бывших коллег нет для вас работы, они могут упомянуть о вас в своём кругу общения — и так по цепочке.
Совет 2. Держите резюме актуальным
Этим утром / днём / вечером в лифте / в столовой / на семинаре вы встретили топ-менеджера компании, в которой всегда мечтали работать, и успели поговорить с ним. Кажется, он хочет пригласить на собеседование, только просит скинуть резюме. А оно у вас, представьте себе, не обновлялось уже три года.
Я рекомендую вписывать новую строчку в резюме после завершения любого важного проекта. Излишних подробностей не нужно — просто напишите о том, что сделали и какие результаты получили. Это полезно ещё и потому что потом не придётся мучительно вспоминать, каких успехов вы добились за последние три года, в чём сильны, какой опыт приобрели, когда захочется поменять работу.
В ИТ-сфере, где конкуренция высока, резюме — это визитная карточка специалиста, и оно должно моментально привлекать внимание потенциального работодателя. Это не просто список фактов, это инструмент, который вы можете использовать, чтобы выделиться из толпы. Вот несколько стратегий для составления эффективного резюме:
- Акцент на достижениях. Не просто перечисляйте обязанности на предыдущих местах работы, но и подчеркивайте свои конкретные достижения. Например, вместо «участвовал в разработке проекта» укажите «внедрил новую архитектуру, что привело к сокращению времени разработки на 20%».
- Внимание к навыкам и технологиям. Сделайте раздел с ключевыми навыками наиболее заметным. Включите не только технологии, с которыми вы работали, но и контекст их использования. Выписывая навыки, уделяйте внимание тем, которые актуальны на рынке вообще или для конкретной вакансии.
- Создание профессионального образа. Вставьте в начало резюме короткий обзор, который будет выделять ваши ключевые качества и цели в карьере. Уделите основное внимание тому, как именно можете быть полезны компании.
Совет 3. Поддерживайте профессиональные связи
Именно в вашей профессиональной среде больше всего работы, которая может быть вам интересна и выгодна. Общаясь с коллегами из разных компаний, встречаясь с ними на конференциях или премиях, вы постоянно находитесь в информационном потоке.
Благодаря этому вы можете претендовать на вакансию, о которой, например, ещё даже не написали на сайтах для поиска работы. Кроме того, такой круг общения поддерживает эффект «сарафанного радио». Даже если вы не работали с конкретным человеком, но регулярно пересекаетесь на профессиональных мероприятиях или в комментариях в ТГ-канале, он может порекомендовать вас.
Я уже писала выше о профильных мероприятиях, но это — не единственный способ оставаться на связи с коллегами по отрасли. К примеру, можно поддерживать активность в онлайн-сообществах. Присоединяйтесь к профильным группам и форумам в социальных сетях или на специализированных платформах. Участие в обсуждениях помогает создать долгосрочные профессиональные связи. Только обсуждения должны быть экспертными, а вы сами — видимым. Задавайте вопросы, предлагайте темы, делитесь опытом. Иногда фраза: «Интересный вопрос, я реализовывал эту технологию вот таким образом», — может стать первым шагом к приглашению на собеседование.
Совет 4. Расширьте круг поисков
Да, специализированные сайты — это хорошо и удобно, но не стоит ими ограничиваться.
- Подпишитесь на каналы с вакансиями в вашей сфере. Зачастую именно в каналах, например, в Телеграм, вакансии появляются быстрее всего. Регулярно просматривайте их, возможно, попадётся вакансия мечты.
- Мониторьте сайты компаний, которые вас интересуют — иногда вакансии вывешивают сначала там, а уже потом на ХэдХантере и аналогах. Подпишитесь на соцсети привлекательных для вас компаний — там тоже можно узнать что-то полезное о вакансиях, а ещё погрузиться в контекст, лучше узнать о продуктах и проектах. Это может помочь вам на собеседовании.
- Активно отправляйте сопроводительные письма и резюме в компании, которые вас привлекают, даже если у них нет открытых вакансий. Выражайте свой интерес и готовность присоединиться к их команде. Составьте персонализированные письма, подчеркивая, каким образом вы можете внести ценность в их проекты. Возможно, сейчас у них нет вакансии для вас, но они планируют её открывать. В любом случае, от диалога с потенциальным работодателем вы только выиграете, а ваше резюме останется в базе компании.
Совет 5. Учитесь постоянно, чтобы оставаться востребованным
Важная особенность нашего времени — всё нарастающий темп развития всех отраслей. Это касается ИТ в первую очередь, но затрагивает всех. Не упускайте возможность изучить что-то новое, будь то язык программирования или механика работы с нейросетями. Есть несколько способов не отставать от отрасли:
- Онлайн-курсы. Если о том, можно ли получить ИТ-образование на курсах с нуля, ведутся споры, то нет никаких сомнений — курсы помогут вам углубить знания или освоить новые навыки (не забудьте добавить их в резюме!).
- Участие в хакатонах. Профессиональные мероприятия — это идеальная возможность и прокачать навыки, и завести новые знакомства. Если есть время и возможность, не отказывайтесь от участия, это будет очень полезный опыт.
- Вебинары и другие онлайн-мероприятия. Будьте в курсе последних технологических новинок, присоединяясь к вебинарам и митапам. Это отличный способ не только узнавать новое, но и расширять профессиональные связи. После вебинара общайтесь с участниками, обсуждайте темы и делитесь своим опытом.
- Чтение профессиональной литературы. Этот способ обучения не потерял актуальности. Следите за экспертами в своей области, читайте их книги или книги, которые они рекомендуют, чтобы получить более глубокие знания.
Совет 6. Развивайте личный бренд
Это особенно важно для руководителей и экспертов высокого уровня. Регулярно рассказывая о своей работе, делясь экспертизой, собирая вокруг себя сообщество специалистов, вы многократно повышаете стоимость своих услуг и становитесь заметными для крупных компаний.
На пользу пойдёт и развитие собственного блога, и активное участие в проектах с открытым исходным кодом, и выступления на конференциях. Всё это показывает другим людям, что вы — эксперт, который разбирается в своей сфере. А для работодателя это дополнительный показатель, что вы ответственный и профессиональный сотрудник, на которого можно положиться.
Построение личного бренда — это длительный процесс, требующий временных затрат и усилий. Прежде, чем начинать, стоит оценить свои реальные возможности.
В целом, чем больше вы общаетесь с людьми, тем выше шансы, что эти люди предложат вам интересные возможности. В ИТ нередки истории о нестандартном поиске сотрудников.
К примеру, однажды мы нашли сотрудника в очень узкой области через его кандидатскую диссертацию. Тема была настолько специфической, что специалистов с таким резюме на рынке почти не было. Рекрутёры отыскали диссертацию, связались с автором — и оказалось, что он заинтересован в работе. Также в поисках специалистов мы нередко читаем блоги экспертов на Хабре или в соцсетях, общаемся с кандидатами на конференциях.
Моя коллега, специалист по подбору персонала из другой технологической компании, закрыла несколько сложных редких позиций по итогам профильного хакатона. Она отслеживала работу участников, общалась с ними в перерывах между решениями задач и предложила нескольким прийти на собеседование.
Некоторые компании успешно находят талантливых разработчиков, отслеживая их активность на платформе GitHub и в проектах с открытым исходным кодом. Работодатели обращают внимание на вклад кандидатов в различные проекты, после чего выступают с предложением о работе.
Работы очень много, ежедневно ИТ-компании ищут специалистов в самых разных направлениях. Но, чтобы найти идеальную работу, кандидатам всё-таки необходимо прикладывать усилия. В финале я хочу пожелать каждому найти именно ту работу, о которой он мечтает. Главное, начните её искать и заявляйте о себе!