Спрос на линейный персонал во временной занятости подскочил в три раза: кто эти люди и как они влияют на бизнес?
Последние годы на рынке линейного персонала прослеживаются два взаимосвязанных тренда: острый дефицит работников и взрывной рост платформ гибкой занятости для «синих воротничков». Мы в Ventra Go! изучили запросы этих людей, составили их портреты и даже попросили нейросеть создать их изображения. Даём стратегический обзор потребностей людей, которые меняют рынок труда, и рассказываем про новую культуру гибкой занятости.
Всемирный бум гибкого найма
Согласно исследованию Мирового банка, количество исполнителей в гибком найме на сегодняшний день достигает 12,5% от всех работников в мире. Временная занятость помогает людям выравнивать доходы в периоды потрясений или переходных периодов, например, в случае потери работы.
Локомотив гиг-экономики — молодёжь до 30 лет, которая, по оценке авторов доклада, объединяет до 435 миллионов людей во всём мире. Они стремятся получить дополнительный доход, освоить новые навыки или гибко совмещать работу с учёбой.
При этом Россия входит в первую десятку стран по числу исполнителей на временной занятости. Взрывной рост таких работников в нашей стране обеспечен цифровыми платформами гибкого найма. Ещё несколько лет назад этот сценарий был неочевиден: статус самозанятого вызывал вопросы у граждан и компаний в равной степени. Сегодня же временные исполнители — стратегический ресурс для бизнеса, который остро нуждается в массовом линейном персонале. В первую очередь это е-ком, ритейл, производство.
Почему массовый персонал в таком дефиците?
В 2023 году в России был зафиксирован рекордно низкий уровень безработицы — 3%. SuperJob зафиксировал кадровый голод в 85% компаний России. За 2023 год число вакансий выросло более чем в полтора раза, в то время как резюме работников стало даже меньше. 70% открытых ролей — это линейный и массовый персонал, так называемые синие воротнички.
Это связано с оттоком мигрантов, с неготовностью многих компаний обучать персонал, а также с тем, что онлайн-сегмент оттягивает на себя исполнителей за счёт конкурентных офферов.
В итоге количество предложений для синих воротничков продолжает кратно увеличиваться, а спрос — нет. На рынке катастрофический дефицит линейного персонала, старые схемы привлечения специалистов не работают.
Гибкая занятость не только бизнес-ресурс. Это социальный феномен
Три года назад мы разработали и запустили цифровую платформу гибкой занятости Ventra Go!, которая объединила заказчиков и исполнителей, гарантируя первым быстрое закрытие потребности в проверенном временном персонале, а вторым — ежедневные выплаты и возможность решать, где и когда они хотят работать.
Сегодня на нашей платформе 650 000 исполнителей, а клиенты представлены всем крупным российским ритейлом. Исполнители — это важная неоднородная социальная группа, у которой есть свои ожидания, потребности и модели поведения.
Мы изучаем её ежедневно уже несколько лет и хотим поделиться инсайтами. Кто эти люди, которые каждый день собирают для вас заказы в интернет-магазинах и складах, доставляют покупки, встречают на кассах магазинов, отвечают в колл-центрах? И как они влияют на состояние гиг-экономики России?
Почему гибкая занятость так популярна у населения?
Только за 2023 год к платформе Ventra Go! присоединились несколько сотен тысяч человек. Основная причина — желание удобно зарабатывать деньги: легально, прозрачно, с гибким графиком и подходящей интенсивностью. Статус самозанятого вывел из серой зоны целый пласт работников и позволил им обеспечивать себя подработкой и основным источником дохода в законном формате.
Базовые потребности временных исполнителей понятны: скорость и удобство выбора подработки, ежедневные выплаты. Но чтобы лучше понять их мотивацию и «вытащить» более глубокие запросы, мы решили узнать, кто эти люди. Какие у них потребности?
Мы провели масштабное исследование, наложенное на нашу ежедневную аналитику больших данных. Мы не просто оцениваем фактическую информацию, например, географию или половозрастные характеристики, — с помощью AI-технологии система анализирует множество параметров, например, индивидуальные предпочтения по заданиям, время, когда пользователи предпочитают брать подработку.
Глобальное исследование позволило составить портреты исполнителей на гибком найме. А потом мы попросили нейросеть нарисовать их портреты, исходя из собранных нами данных. Что у нас получилось и к каким выводам мы пришли — ниже.
Гиг-экономика в лицах
Рабочий исполнитель
Тимур готов выходить на работу в любое время. Работает чаще всего в «Ленте», реже в «Перекрёстке». Для него гибкий график — это когда ты можешь самостоятельно регулировать не только начало, окончание и продолжительность рабочей смены, но и количество этих смен в течение дня, недели, месяца. Тимур сфокусирован на заработке, молчалив и флегматичен. Он много раз натыкался на недобросовестных работодателей как в интернете, так и по объявлениям у подъезда, в магазинах и в газетах.
Замученный исполнитель
Живёт с семьей в Туле, долгое время работала в общепите, но попала под сокращение. Семью спасает то, что у мужа есть работа. Сейчас живут на съёмной квартире, дети пошли в школу. Для Ольги поиск работы и прохождение собеседований — настоящая мука, это отнимает очень много времени, которого сейчас нет. Готова брать подработку каждый день, если найдёт такую возможность.
Дзен-исполнитель
Берёт задания в Самаре, работает пекарем, Ventra Go! — это подработка. Валентина ухаживает за больным мужем, занимается домашним хозяйством и дачей. Обычно выбирает задания в одной любимой точке, в «Перекрёстке». Активная, трудолюбивая, уравновешенная. Любит вязать и вышивать, гулять с внуками и смотреть детективные сериалы, когда готовит.
Заботливый исполнитель
Работает в Уфе, есть специальное среднее образование. Мария — молодая мама, воспитывает дочку одна. Берёт подработку, когда ребенок в детском саду. Ценит оперативное решение нестандартных ситуаций, вежливое и неравнодушное общение. Планирует график на 2–3 дня, выбирает короткие смены.
Молодой исполнитель
Работает в Екатеринбурге, учится на юридическом факультете. Обычно планирует свой график на неделю и выбирает места подработки рядом с вузом. Ценит в людях честность и бесится, если описание в вакансии не совпадает с реальностью. Подработка нужна, так как стипендия в университете достаточно скромная.
Семейный исполнитель
Живёт с семьей в Казани, недавно переехала из Улан-Удэ. Работала менеджером гостиничного бизнеса. Хочет больше времени уделять семье и двум детям, которые пошли в школу в новом городе. Аяне симпатичны добросовестные и ответственные люди с высоким уровнем самоконтроля.
Вот самые наглядные примеры портретов исполнителей. Важно понимать, что это не люди в вакууме — эти типажи основаны на реальных персоналиях с настоящими биографиями и потребностями, которые живут рядом с нами, в одном городе, районе или даже доме.
Новая культура гибкой занятости от Ventra Go!
Мы изучили запросы исполнителей — и логическим образом пришли к формулировке принципов, которые, по нашему мнению, должны лежать в основе работы с сотрудниками на гибком найме, да и в основе всей гиг-экономики.
- Человек. В равной степени признавать успехи и достижения каждого, не делить людей на более или менее важных, вне зависимости от опыта и статуса. Все должны получать сервис и поддержку одного уровня.
- Свобода. Мы за выбор, который зависит только от желаний и реальных возможностей каждого. Мы считаем критически важным, чтобы исполнитель самостоятельно выбирал коллектив, место подработки и график.
- Прозрачность. Меняясь и развиваясь, необходимо продолжать обеспечивать безопасность и социальную защищённость людей, за счёт соблюдения законов и полной прозрачности процессов, технологий и договоренностей.
- Ответственность. Мы ответственно относимся к своему делу и взращиваем это качество среди пользователей и заказчиков.
От высокого к повседневному
Любая миссия — классная вдохновляющая штука, но сама по себе мир она лучше не делает. Мы в Ventra Go! отталкивались в первую очередь от потребностей и запросов всех участников экосистемы: исполнителей, бизнеса, рынка. Это реальные люди с конкретными ежедневными запросами. Наш первый шаг — адаптировать миссию к актуальным вызовам. А главная цель — выстроить продуктивные отношения с аудиторией временных исполнителей.
Работники на гибком найме хотят к себе уважительного обращения, как к профессионалу любого другого уровня, работающего в компании.
Если работник столкнётся с плохим обращением руководителя, он без колебаний уйдёт в другую торговую точку, которую сможет найти примерно в течение дня. Магазин останется без персонала, что повлияет на выручку и качество сервиса.
Количество и сотрудников, и компаний, использующих гибкий график, растёт. Но умения грамотно с ним работать часто оставляют желать лучшего. Даже если бизнес использует все необходимые инструменты, не жалеет денег на привлечение и обеспечивает скорость обработки входящих лидов, всё это не даст результат, если отношение к кандидатам не будет уважительным и сервисным. Компаниям необходимо обеспечивать грамотный онбординг и предоставлять базовые гарантии временным исполнителям. Это не кажется сложным — но ещё совсем недавно мало кто задумывался о таких понятных, а сегодня уже и необходимых шагах.
А вы работаете с исполнителями на гибком найме?
Какое отношение к временным исполнителям в вашей компании?
Какой опыт сотрудничества с временными исполнителями у вас?
Ventra Go! сегодня видит свою миссию в формировании грамотной и эффективной культуры гибкой занятости. Скачивайте приложение и присоединяйтесь к нашим соцсетям:
Словесные портреты исполнителей прям живые получились. Круто! И здорово, что у людей есть возможность подработать 💪
Спасибо за отзыв, мы действительно старались создать портреты максимально приближенные к реальности, тем более, что они построены на базе нашей аналитики и исследований конкретных людей
Все таки хорошо еще когда у них есть возможность остаться)
Не совсем поняла, почему в итоге линейный персонал, который в таком дефиците, предпочитает не постоянную работу, со страховкой и другими плюшками, а подработку на платформе? Только из экнонмии времени?
Не совсем - тут целый комплекс причин, и фактор времени лишь один из них.
Мы на этой неделе публиковали собственное исследование рынка платформенной занятости в России: каждый пятый исполнитель рассматривает для себя работу на площадках как основной источник дохода, а около 50% исполнителей выходят на подработку 2-3 раза в неделю. Их заработок составляет в среднем от 20 до 40 тыс. руб. в месяц в зависимости от интенсивности работы и региона. Еще 30% пользователей платформ выходят на задания изредка или по потребности.
Главные факторы выбора массовым временным персоналом работы и подработки - это размер и удобство оплаты труда. Просто платформы позволяют набирать заказы и получать оплату сразу по факту завершения смены - прозрачно и легально. Скорость и свобода выбора заказов - следующее важное преимущество: можно формировать график исходя из загрузки и целей. Так что технологии и рынок сами предлагают удобные для "синих воротничков" сценарии)
Я, как человек работающий, в подборе персонала могу сказать, что поднятие зарплат решило бы все проблемы
Не решает, многие сферы в бизнесе на грани рентабельности, подъем зарплат просто убьют бизнес