Выстраиваем эффективную HR-воронку для привлечения кандидатов

Выстраиваем эффективную HR-воронку для привлечения кандидатов

Качественные кадры нужны всегда, ведь текучка есть везде. А если компания развивается, то и подавно. Если вы хоть раз пытались искать сотрудников, то знаете, что это задачка не из легких. Поэтому важно выстроить эффективный процесс подбора персонала, с которым можно быстро находить новых работников. Для этого необходимо построить HR-воронку. Она помогает визуализировать путь соискателя от отклика до принятия оффера и определить недочеты в работе.

Что такое HR-воронка и как она выглядит

В продажах воронка — это уже стандартный инструмент, который помогает проработать путь клиента к покупке. С его помощью можно понять, на каком этапе происходит больше всего отказов, и быстро внести изменения, например, в работу менеджеров или политику ценообразования. Но воронка пригодится не только для ведения сделок. Ее также можно использовать, чтобы оптимизировать HR-процессы.

HR-воронка работает по тому же принципу, что и воронка продаж. Представить ее можно в виде перевернутой пирамиды. На самый верх попадают все кандидаты, которые оставили отклик на вакансию. Далее на каждом этапе их количество уменьшается.

В конце остаются только те, с кем вы заключаете трудовой договор. В зависимости от специфики вашего бизнеса в воронке могут быть разные этапы. Но если вы только начинаете продумывать стратегию подбора сотрудников, опирайтесь на 5 основных шагов:

  • Привлечение соискателей. На этом этапе HR-специалист или руководитель отдела составляет вакансию и размещает ее на job-сервисах, сайте компании или в социальных сетях.
  • Вовлечение соискателей. Специалист изучает портфолио, резюме и сопроводительные письма. Далее ему необходимо выделить целевых соискателей, связаться с ними и предоставить краткую информацию о компании. Важно заинтересовать кандидата, чтобы он захотел выполнить тестовое задание или прийти на собеседование.
  • Оценка навыков. Здесь важно оценить, соответствуют ли профессиональные и личные качества кандидата будущей должности. Этот этап может включать тестовое задание, групповое и индивидуальное интервью, встречу с руководителем отдела и компании. И даже разбор натальной карты.
  • Оффер. На этом этапе HR делает кандидатам предложение о работе. Можно просто позвонить или отправить документ с подробным описанием оффера. Но в любом случае важно зафиксировать условия сотрудничества: график, зарплату, рабочие обязанности.
  • Принятие оффера. Если соискатель принимает предложение, можно смело готовить всю необходимую для трудоустройства документацию, назначать дату выхода на работу и закрывать вакансию. Если нет — продолжайте поиски.
Выстраиваем эффективную HR-воронку для привлечения кандидатов

Но это лишь «скелет» воронки. Чтобы она была эффективной и давала результат, важно не пропустить ни один этап в вашем процессе найма. Например, если в компании предусмотрена проверка службы безопасности, этот шаг нужно обязательно добавить в воронку. Также можно выделить отдельные этапы под интервью с HR-менеджером, руководителем отдела и компании. Если предусмотрено тестовое задание, обязательно отобразите это в воронке. Так будет проще отследить, кто выполнит его вовремя, а у кого все плохо с дедлайнами.

Если в компании соискатель проходит через 7 этапов, а в воронке их только 5, аналитика будет неточной. Например, каждый кандидат должен пообщаться сначала с HR, а потом с руководителем отдела. При этом в воронке нет стадии «интервью с линейным руководителем». Тогда может казаться, будто рекрутер отсеивает слишком много соискателей. Но на деле проблема может быть в другом. Например, у руководителя и HR разное видение идеального сотрудника.

Но не забывайте про правило золотой середины. Да, важно детально описывать воронку. Но чем больше этапов, тем меньше кандидатов дойдет до конца. Пока вы будете просить руководителя компании выделить время на собеседование и подбирать удобный для всех день, кандидат примет оффер другой компании.

Выстраиваем эффективную HR-воронку для привлечения кандидатов

Зачем нужна HR-воронка

Может казаться, что составление воронки и ее постоянный анализ — пустая трата времени. Ведь главная задача HR-специалиста — детально изучать резюме кандидатов, качественно проводить интервью и пополнять команду крутыми специалистами. Что же теперь, отложить все дела и начать рисовать воронки? Конечно, нет. Но без визуализации процесса найма и грамотной аналитики далеко не уйти. Даже если подбором занимается целая команда профессионалов.

Вот несколько преимуществ, которые можно получить от HR-воронки:

  • определить наиболее эффективные источники найма;
  • увидеть, насколько кандидаты заинтересованы работой в компании, и сократить затраты на подбор;
  • понять, сколько времени понадобится на закрытие вакансии;
  • увидеть тенденции на рынке труда;
  • сформулировать правила, которые помогут грамотно составлять вакансии;
  • отследить слабые места в HR-процессах и скорректировать стратегию.

Как визуализировать воронку: от офисных досок до ПО

Расскажем о нескольких способах визуализации HR-воронки под любые задачи и бюджеты компании.

Офисные доски. Разделите доску на несколько столбцов. Это и будут этапы воронки. Сверху подпишите название каждого шага. Когда получите отклик на вакансию, возьмите стикер, напишите на нем краткую информацию о кандидате и приклейте его в первый столбец. Дальше все еще проще: двигайте стикер в следующую колонку, когда соискатель перешел на новый этап.

Такой способ подойдет при работе с небольшим количеством соискателей. Полезнее всего он, когда в компании нет HR-специалиста и наймом занимается, например, руководитель отдела. Помимо поиска сотрудников у него есть и другие задачи, а визуализация поможет не забыть о кандидатах.

Конверсию по этапам можно посчитать вручную, но глубокой аналитики от такого способа ждать не стоит. А фиксировать ссылки на портфолио, информацию о кандидате и дату собеседования придется в блокноте или календаре.

Выстраиваем эффективную HR-воронку для привлечения кандидатов

Excel и Google Таблицы. Визуализировать воронку можно также в электронном формате. Если подбором сотрудников занимается один человек, можно использовать Excel. Но если у вас несколько HR-менеджеров, используйте Google Таблицы. Так вам не придется постоянно пересылать таблицу в мессенджерах, и несколько человек смогут одновременно вносить данные.

Выстраиваем эффективную HR-воронку для привлечения кандидатов

Чтобы создать HR-воронку в таблицах, добавьте список кандидатов и укажите этапы. Дальше дело за формулами. С их помощью можно настроить:

  • автоматический подсчет кандидатов на каждом этапе;
  • расчет конверсии на каждой стадии;
  • расчет общей конверсии.
Выстраиваем эффективную HR-воронку для привлечения кандидатов

Мы подготовили шаблон HR-воронки и настроили все базовые формулы, чтобы вы не тратили время на изучение функционала. Скачайте таблицу на свое устройство или сделайте копию. Вы сможете добавить свои этапы или воспользоваться основными.

В Excel неудобно хранить данные кандидатов и фиксировать историю взаимодействия. А если нужно создать воронки под разные вакансии, придется делать несколько копий таблиц, что усложнит отчетность и аналитику. Плюс их легко сломать.

Конечно, в таблицах можно выстроить подробную и прозрачную аналитику. Но чтобы разобраться в инструментах и правильно настроить их, придется потратить много времени и нервов.

Специализированный софт. Если у компании большой поток соискателей, а подбором персонала занимается целый отдел, стоит присмотреться к специализированному ПО. В таких сервисах можно создать воронку и сформировать подробный отчет. А еще:

  • автоматизировать HR-процессы;
  • хранить всю информацию о кандидатах;
  • планировать собеседования;
  • создавать плановые опросы для мониторинга состояния сотрудников;
  • упростить пребординг и онбординг;
  • отслеживать эффективность сотрудников.

Да, такой софт — это отличное решение, которое поможет улучшить HR-процессы. Но для среднего и малого бизнеса может быть накладно покупать сервис только для для подбора персонала. Поэтому для этих целей можно использовать CRM-систему — она вполне уже может быть у компании. А как это сделать, покажем на примере Аспро.Cloud.

Аспро.Cloud. Это сервис для работы всей компании, который помогает управлять финансами, сделками, проектами. В системе есть набор инструментов, которые можно настроить под свои задачи, в том числе — найм сотрудников. Далее мы поэтапно покажем, как построить HR-воронку в Аспро.Cloud.

Выстраиваем HR-воронку в CRM

Первое, что необходимо сделать — создать воронку и добавить в нее этапы. При этом в Аспро.Cloud можно сделать отдельный процесс под разные должности. Например, для разработчиков воронка будет выглядеть так:

Выстраиваем эффективную HR-воронку для привлечения кандидатов

А для дизайнеров так:

Выстраиваем эффективную HR-воронку для привлечения кандидатов

Далее необходимо настроить причины отказов. Их необходимо указывать, если соискатель не принял ваш оффер. Просмотреть частые причины отказов можно будет в CRM-отчете. В каждой воронке они могут быть разными.

Выстраиваем эффективную HR-воронку для привлечения кандидатов

Каждый отклик — это отдельная сделка в воронке. Ее можно создать вручную и указать внутри всю необходимую для найма информацию.

Но просматривать отклики на каждой площадке и потом вносить их в систему очень долго. Да и легко пропустить заявки или ошибиться в данных кандидата. Аспро.Cloud позволяет автоматически собирать обращения с таких каналов:

Система автоматически зафиксирует отклики с этих источников, создаст карточки сделок и распределит их в нужные воронки. Так можно сразу приступить к работе с соискателем и не тратить время на рутинные действия. Потом можно будет проанализировать, какой канал для вас оказался эффективнее.

Информация о кандидате хранится не только в сделке, но и в карточке контрагента. Так что если человек откликнется повторно или на другую вакансию, у вас уже будет информация о предыдущем взаимодействии. Не придется вспоминать, почему кандидат не подошел и, возможно, получится нанять его без повторного прохождения собеседований.

Чем еще это полезно: например, на вакансию откликнулся кандидат с небольшим опытом работы. Но сейчас вам нужен более опытный специалист. При закрытии сделки данные соискателя не пропадут. Когда в компании появится должность для джунов, HR-менеджер сможет быстро найти его контакт и предложить работу.

В карточке контрагента можно закрепить резюме и портфолио, а также зафиксировать результаты собеседования. Еще в ней хранится вся история взаимодействия с кандидатом: звонки, электронные письма и встречи. Получается такая картотека соискателей, к которой можно обратиться в любой момент. Например, просто ввести в поиске имя человека.

Зафиксировать специфическую информацию помогают пользовательские поля. Их можно добавлять как в сделке, так и в карточке контрагента. Все зависит от ваших задач. Несколько примеров пользовательских полей:

  • источник вакансии: job-площадки, ваш сайт или электронная почта;
  • уровень кандидата: джун, мидл, сеньор;
  • желаемый доход;
  • город проживания;
  • желаемый формат работы: офис, удаленка или гибрид;
  • опыт;
  • владение языками.
Выстраиваем эффективную HR-воронку для привлечения кандидатов

Так любые важные сведения можно найти в два клика. HR-менеджеру не придется каждый раз открывать резюме и тратить время на поиск информации. Также пользовательские поля помогают сегментировать кандидатов. Вспомним ситуацию с джуниор-специалистом. Чтобы найти в списке таких соискателей, достаточно применить фильтр по уровню навыков или опыту работы. Также можно выделить соискателей по желаемому доходу.

Выстраиваем эффективную HR-воронку для привлечения кандидатов

Еще поля помогают анализировать HR-процессы. Например, можно определить наиболее эффективные площадки для размещения вакансий или средний желаемый доход кандидатов.

Выстраиваем эффективную HR-воронку для привлечения кандидатов

Если HR-специалист работает с десятками кандидатов, то он может легко забыть о созвоне или собеседовании. Это повредит репутации компании и изменит отношение соискателей. Чтобы не упустить важные события, в Аспро.Cloud можно настроить автодействия по каждой воронке. Несколько сценариев их применения:

  • Смена ответственного при переходе на следующий этап. Например, при переходе сделки на этап «Собеседование с линейным руководителем». Ответственным автоматически назначается начальник отдела.
  • Постановка задачи на созвон или собеседование. Укажите в сделке этап «Принятие решения», а автодействия добавят событие в календарь, например, на созвон через 2 дня. А за полчаса до начала отправят ответственному напоминание.
  • Отправка тестового задания. Например, после знакомства с соискателем, система автоматически отправит кандидату тестовое задание по его специальности.

С помощью автодействий можно реализовать любые сценарии. Просто при необходимости добавлять новые условия или изменять существующие.

Выстраиваем эффективную HR-воронку для привлечения кандидатов

А чтобы HR-менеджер мог эффективно планировать собеседования и созвоны, в Аспро.Cloud есть встроенный календарь. В нем можно вручную создать событие, добавить участников встречи и связь с карточкой соискателя.

Выстраиваем эффективную HR-воронку для привлечения кандидатов

В Аспро.Cloud есть два типа календаря:

  • Публичный. Позволяет планировать совместные события. Например, для проведения собеседования вам требуется помощь руководителя отдела. Можно создать событие и добавить в него коллегу.
  • Личный. Здесь по умолчанию выводятся все события, к которым конкретный сотрудник имеет отношение.

Анализировать HR-воронку можно с помощью CRM-отчета. Система автоматически собирает данные обо всех откликах, показывает общую конверсию и конверсию на каждом этапе, а также определяет самые частые причины отказов.

Выстраиваем эффективную HR-воронку для привлечения кандидатов

Можно посмотреть статистику как по отдельной вакансии, так и по всем HR-воронкам. А если у вас несколько менеджеров по подбору, можно проанализировать эффективность каждого из них. Благодаря такому отчету легко определить недочеты в процессах и вовремя скорректировать принципы найма сотрудников. При этом не придется собирать данные вручную и тратить на это много времени.

Еще одно преимущество Аспро.Cloud — это возможность создавать шаблоны офферов. Для этого в системе предусмотрен конструктор документов. Можно добавить любые блоки, настроить внешний вид под ваш корпоративный стиль, указать переменные или импортировать уже готовый оффер в Аспро.Cloud в формате docx. После того как HR-специалист примет решение о найме сотрудника, ему останется только выбрать нужный шаблон, а система автоматически подтянет данные соискателя.

Выстраиваем эффективную HR-воронку для привлечения кандидатов

Какие инструменты Аспро.Cloud использовать

Готово! Теперь вы сможете автоматизировать HR-процессы, чтобы привлекать больше целевых соискателей и быстрее нанимать их на работу. Также вы можете использовать инструменты Аспро.Cloud, чтобы автоматизировать найм сотрудников и процесс увольнения.

Чем мы занимаемся?

1010
6 комментариев

Все равно считаю, что ничто не сможет раскрыть человека как диалог, с глазу на глаз!

1
Ответить

Артем, здравствуйте!

Да, вы правы. Но воронка нужна больше для аналитики HR-процессов в компании. Ведь чтобы пообщаться с кандидатом, нужно его заинтересовать и привлечь :)

Ответить

Спасибо! Крутая статья :)

Ответить

🔥🔥🔥

Ответить

все оч понятно, класс

Ответить

Хорошая статья! Про CRM интересно тоже почитать у S2 CRM. Подробно, чётко и интересно

Ответить