Второе – вовлеченность всех членов команды. Но не стоит побуждать всех высказаться, или директивно требовать этого, люди стесняются, у них могут быть разные другие причины молчать. Так что лучше применять косвенные методы. Можно предложить каждому написать тезисы о том, что было хорошо, препятствия и идеи улучшений на стикерах и вывесить. Стикеры можно использовать разных цветов, в зависимости от вида тезиса и эмоционального отношения к ней: для позитива оценивать его вид – счастье, сюрприз и так далее; для препятствий – силу возмущения, для улучшений – накал желания. А уже потом объединить близкие идеи и обсудить по порядку: что хорошо, какие препятствия и как можно устранить, что можно улучшить. Обсуждение тоже можно начать не всем вместе, а в парах – это стимулировать высказаться всем, а не самым активным.
Всё отлично, но этот жирны мелькающий шрифт. Ребят, кто вас этому научил? Неудобно читать, глаз начинает дергаться.
Где скриншоты, полотно текста.
Так хотел прочитать про Scrum, но это почти не реально.
Поставлю в закладки и создам задачу на понедельник.))
Жирный выделяет важное, но, наверное, его здесь действительно многовато получилось... Спасибо за обратную связь. Надеюсь, статья окажется полезной.
есть пара вопросов.
1. Agile - разве это метод ?
2. Вы пишите про то, кто участвует в демо, но полной картины так и не дали. А это очень важное мероприятие.
3. Не раскрыты полностью цели ретро, на основе чего оно строится, каки вопросы обсуждаются, из вашего изложения не понятно.
Отвечаю по пунктам.
1. Agile - это не метод, это зонтичная констркуция, в которой есть манифест с ценностями и принципами, и дальше семейство разных методов. Я это описывал https://vc.ru/u/364500-maksim-cepkov/96264-agile-otvet-it-na-vyzovy-cifrovogo-mira а дальше перешел к описанию Scrum. И стараюсь везде это корректно оговаривать, используя название конкретных методов, или обобщенное указание Agile-методы, или просто Agile если имею ввиду полную конструкцию. Хотя понятно, где-то могло проскочить не аккуратное употребление слова.
2. Про демо. Наверное, с моей точки зрения упущение, что я не описал подробно, что именно пишет Scrum Guide - 4-часовая встреча для одномесячного спринта и повестку дня. Но именно это люди могут там прочитать. Штука в том. что в гайде описан весьма жесткий сценарий, с повесткой дня, в который, в том числе описана подготовка бэклога к следующему этапу и жесткая договоренность о нем. А действительность оказывается гораздо более разнообразна, это не всегда можно упаковать в одну встречу. Поэтому здесь я сосредоточился на функции демо как получению обратной связи, а работа с бэклогом - следующая статья. и это - отдельная активность. И такое разделение соответствует тому, что я читал в книгах Сазерленда и Книберга, и слышал от Книберга на тренинге. Так что если бы я цитировал Scrum Guide, то я бы его еще и критиковал. А в статье для широкого ознакомления это неуместно.
3. С ретро, в общем-то тоже самое. Хотя я не цитировал дословно те три пункта, которые составляют цель ретро в Scrum Guide (Inspect how the last Sprint went with regards to people, relationships, process, and tools; Identify and order the major items that went well and potential improvements; and, Create a plan for implementing improvements to the way the Scrum Team does its work) я. с одной стороны обозначил их рамочно как "процесс непрерывных улучшений", а, с другой - раскрыл содержание важных моментов, которые часто упускают, но которые необходимы. При этом пункты из Scrum Guide туда вошли - и оценить, что плохо, а что можно улучшить, и создание плана действий. Вообще техника ретро - сложная. о ней много книг есть. и я явно оговорился, что буду говорить о практиках.
В целом я не пишу учебник, а рассказываю про Agile на практике. Учебников и так много, и они не удовлетворяют людей. Люди видят описание Sprint Review, повестку на 4-часовую встречу, понимают не реализуемость в их условиях и говорят "ну Scrum нам не подходит, и вообще он настолько жесткий, что убиться можно".
привет! ретра - очень крутой инструмент! мы у себя в командах проводим два вида ретры, одна - внутренняя, чисто на нашу проектную команду, обсуждаем, по сути, то, о чем написано выше, что можем сделать лучше и каким образом, кто нам может в этом помочь, какие есть ресурсы для улучшений и что нам может помешать, и внешняя - когда проектная команда вместе с командой заказчика обсуждают результаты какого-то этапа работ.
самая важная (для меня) цель ретры - это возможность раскопать проблемы, которые, как правило, не видны, ну и, конечно, как следствие - составить список задач, осмартовать и взяться за улучшения! однако, тут есть и косяки
самый косяк этого инструмента (опять же, для меня) - это то, что из людей порой и клещами не вытянуть проблемы, и так, и эдак, и с бубном поплясал, не делятся, а потом обижаются, что менеджеры мысли не читают и не помогают)) если у коллег есть способы "разговорить" команды - поделитесь. пожалуйста!
спасибо за статью!
Я слышал несколько интересных приемчиков, которые укладываются в общую схему: сначала приводишь к признанию, что проблем нет, а потом ставишь вызов. И или команда его принимает, или начинает выкладывать проблемы. Например, "а, вот есть у нас фича, очень нужная заказчику, хоть и прилетела в середине спринта - что надо изменить, чтобы мы срочные вещи могли брать?" или "а вот у нас же косяк вылез из-за нестандартного использования софта, которое мы не закрыли, и мы его много часов разгребали - что надо сделать, чтобы мы гарантировали, что такое не повторилось"? Примеры надо подбирать соответствующие тому, куда мы хотим команду сдвинуть, то есть если проблема в скорости - то одни, а если в качестве - то другие.
Вообще в идеальном agile менеджеры - не должны помогать, команда сама организуется и решает проблемы. Все, и внешние и внутренние. И поэтому ретро считается внутренним мероприятием.
Дальше есть два направления.
1) Можно посмотреть доклады про ретро (я слушал много на AgileDays, SQAdays, AnalystDays и других), и в части из них еще и список литературы хороший. Про ретро много книг (я знаю, но сам - не читал, увы). Или, кстати, из смежных областей, потому что ретро - частный случай post mortem analysis, это одна из практик управления знаниями.
2) Можно копать методы выяснения проблем с погружением по системным уровням. Для начала берем статистику, каждый конкретный случай - случайность, но надо менять систему. И дальше - root cause analysis или системный анализ с погружением на уровни. А со статистикой есть интересная работа в Канбан - строишь спектральную диаграмму выполнения задач и, например, видишь длинный хвост (в среднем с багом справляемся за пару часов, максимум день, но есть которые неделю требуют) - и именно с ними разбираешься, анализ применяется не только к багам.
Очень рад, что статья вызвала отклик, пишите!