Хочу стать PM-ом в ИТ — что делать?

К нам в чат проджект-менеджеров PM lunch часто приходят новички и спрашивают — как стать менеджером проектов в ИТ, с чего начать, где найти компанию, которая возьмёт начинающего ПМ-а.

За последний год в чате давали много полезных советов новичкам, я скомпоновала все обсуждения в одном тексте.
Спасибо всем участникам комьюнити и особенно авторам, которые контрибьютили в эту тему: @k_vishnevsky, @p_berman, @Ilenkov, @jk87eva

Образование — насколько оно важно?

Судя по тому, сколько людей без менеджерского образования работают менеджерами — не очень. Хотя профильное образование может быть хорошим плюсом на старте карьеры, когда ещё нет опыта.

Отсутствие образования/непрофильное образование уменьшает шансы на первом этапе воронки — во время отклика на вакансию (рекрутер может тебя отфильтровать по этому параметру). Но если тебе удалось попасть на собеседование, то это уже не такой важный фактор.

А когда у тебя уже есть послужной список, этот фактор вообще отпадает.

Технический бэкграунд обязателен?

Опять же — опыт говорит нам, что нет, не обязателен, во многих компаниях достаточно иметь хорошее представление о продуктовом цикле разработки, но уметь кодить самому не обязательно, хотя это и жирный плюс для ПМ-а в разработке — помогает отвечать на многие вопросы стейк-холдеров без привлечения разработчиков, а также разговаривать с ними на одном языке.

Но есть компании, в которых предполагается, что ПМ пишет техническое решение для проекта (например, как в Яндексе) и в такую компанию ПМ-ом без технического бэкграунда устроиться будет сложно.

С чего начать?

Смена профессии или старт карьеры — это всегда упорство и немного удачи. Очень важно найти компанию, которая даст шанс новичку, они есть, легче всего такую компанию найти среди небольших веб-студий либо стартапов.

Многие (в том числе я) начинали с веб-студий и интернет-агентств, совсем без опыта, просто начитавшись книжек и насмотревшись видео.

Вот список компаний, куда можно написать и предложить себя в качестве стажёра или джуна.

Схема примерно такая: ты отбираешь систему/сферу/проект который тебе интересен, ищешь знакомых, стучишься к HR-ам, используешь коммьюнити (типа PM lunch, например :)) и в зависимости от того, насколько серьезный даунгрейд ты готов пережить — предлагаешь себя туда (в том числе через знакомых).
Приготовься, скорее всего, сначала будет много отказов и может стать грустно, важно подготовить себя к этому и не сдаваться. Чем больше удочек закинешь, тем выше шанс, что одна из них конвертнётся в джоб-оффер.

Ссылка на небольшую тележку кейсов про переход “на тёмную сторону” — для мотивации.

Кому я нужен?

Отказы от потенциальных работодателей на старте — это норма, не стоит принимать их на свой счет — обычно они связаны с тем, что конкретная компания сейчас ищет человека с опытом.

НО: часто бывают нужны и джуниоры.

Ты вполне можешь обойти на собеседовании более опытного сотрудника, например, потому что компания сейчас нуждается в свежем незамыленном взгляде на продукт, в креативных идеях и энтузиазме, которые часто бывают у новичков.

Иногда задачи у компании бывают как раз “на джуна” — то есть, несложный проект, на который можно взять начинающего сотрудника, и компания рассчитывает платить ему “джуниорскую” зарплату, соответствующую задачам — тут как раз и есть шанс проявить себя, "зацепиться" в профессии и далее расти и в скиллах и в зарплате.

Что делать на собеседовании

На собеседовании новичку важно продемонстрировать:

  • хорошие soft skills;
  • владение теорией менеджмента (знания о различных методологиях управления проектами, понимание проф. терминов и т.д.);
  • живость ума и способность логично и стройно мыслить;
  • готовность учиться и всё схватывать на лету;
  • энтузиазм.

Если у тебя есть опыт ведения каких-то pet-проектов, о нём стоит рассказать, как и о любом релевантном опыте (например, ты был QA, но выступал в команде скрам-мастером и частично выполнял менеджерские функции — проводил ретроспективы, демо и так далее — про всё это надо обязательно упомянуть).

Какие книжки почитать:

  • PMBOK :)
  • Кокс Джеф, Голдратт Элияху М. “Цель”
  • Джин Ким “Проект Феникс”
  • Том Демарко “Deadline. Роман об управлении проектами”
  • Марк Гоулстон “Как разговаривать с мудаками”
  • Юлия Гиппенрейтер “Общаться с ребёнком. Как?”
  • Ицхак Адизес “Стили менеджмента — эффективные и неэффективные”
  • Гэвин Кеннеди “Договориться можно обо всем. Как добиваться максимума в любых переговорах”
  • Ли Якокка “Карьера менеджера”
  • Фредерик Брукс "Мифический человеко-месяц"
  • Подборка Ольги Павловой для ИТ-менеджеров https://ru.bookmate.com/bookshelves/h7Rl8Zyr

Какие статьи почитать?

Курсы

  • Бесплатный курс для начинающих от PM Club https://pmclub.pro/courses/pm-101 (+ к каждому уроку там приложена подборка ссылок на почитать)
  • Курс по управлению проектами от И. Селиховкина http://education.pmlead.ru/

Кто может помочь?

  • Ребята из коммьюнити — можно советоваться с ними и просить помощи.
  • Карьерные консультанты — они помогают переработать резюме и изменить подход к презентации себя и своих скиллов, пример такого специалиста
  • HR или руководитель профильного подразделения в твоей текущей компании — возможно, они готовы дать тебе шанс попробовать сменить род деятельности внутри компании (так часто бывает) — ведь они тебя уже хорошо знают и есть кредит доверия.
0
115 комментариев
Написать комментарий...
Саня Карташов

"PMBOK" почитать новичкам - это как без подготовки пилота в самолёт садить..))) Этот сухой материал опытные люди получают на курсах PMP в более пригодной для понимания форме, отдельная огромная тема - зачастую нужна только в крупных компаниях. Я понимаю, что на рынке РФ востребованы эти сертификаты, но смысла нет эту книгу в первые годы открывать вообще. А про общение с мудаками и детьми - это прям про будни PM ))) 

Ответить
Развернуть ветку
Dilyara Saetova
Автор

Согласна, это не захватывающее чтиво, зато потом можно на собеседовании рассказывать, что ты всё это изучил и матчасть знаешь) при отсутствии опыта это бывает важно

Ответить
Развернуть ветку
Саня Карташов

Вы читали PMBOK?

Возможно это и было б плюсом где-то конечно - как стремление к знаниям) но я б такого не взял новичка, это риски, лучше бы в команде админу или программисту дал проект и показал как рулить им на примерах, держа руку на пульсе. Проекты не каждый может вести, одного собеседования не достаточно. Моё убеждение, что хорошие менеджеры растут внутри компании и должны понимать, чем они занимаются. Проще устроится админом и попросить проект с горящими глазами.  

Ответить
Развернуть ветку
Dilyara Saetova
Автор

Админом - в смысле в хелпдеск? Я пока только один кейс знаю, когда человек из хелпдеска ПМ-ом стал (зато знаю несколько случаев когда из саппорта вырос)

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

про сысоева слышали? вот это как раз типичная админская работёнка - когда тебе дают один сервер вместо ста и крутись как хочешь

Ответить
Развернуть ветку
Саня Карташов

Helpdesk, Support - в чём разница?) Администратором IT инфраструктуры имел ввиду, в его задачи поддержка тоже входит. Это просто как пример, будет общее понимание окружающей среды проекта, если он о инфраструктуре. Ребята правильно пишут про оценку, риски и планировке в целом - если ты не шаришь в тех. среде проекта, ты пропал. Книгу вы таки думаю не читали)

Ответить
Развернуть ветку
Dilyara Saetova
Автор

Книгу я, конечно же, читала, в 2015м году, тогда меня синдром самозванца колбасил в полную силу и я старалась всеми доступными способами "заслужить право" быть ПМ-ом, в том числе за счёт прокачки "матчасти". 

Мне кажется, вы говорите о том, что хороший способ стать ПМ-ом шифтнуться из другой должности? Если да, то последний абзац основного текста об этом. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dilyara Saetova
Автор

Я уточнила, что человек имеет ввиду под словом "админы", потому что этим словом называют и хелпдеск, который людям вай-фай настраивает и оборудование выдаёт, и девопсов, которые занимаются настройкой CI/CD, разворачивают энвайронменты и заботятся о серверах. Не вижу, где я путаю хелпдеск с саппортом, в моём сообщении довольно чётко видно, что это разные профессии, разумеется.

Честно говоря, мне совершенно не интересно доказывать вам, что я "в теме", а вам почему-то очень нужно считать, что я "не в теме", чтобы почувствовать себя лучше (очень уж вы стараетесь это сделать и пишете много комментариев об этом). Давайте договоримся, что я не в теме, чтобы вам спокойно жилось и закончим на этом.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Рублев

Какое неуважение к админам :(

Ответить
Развернуть ветку
Timofey Dyrin

Ну так-то она права, этим словом называют всех

Ответить
Развернуть ветку
Александр

не в теме)

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Так не должен РП ловить на лукавстве программиста, у него тим-лид есть, у того директор. У вас кроме разработки ещё 15 функций может быть лукавящих - во всём экспертом быть? Разработка намного менее важна, чем, к примеру, управление требованиями (когда их много, они противоречивые и при том от разных бизнес-функций ещё) - ошибка в запятой (если требования формулируют неправильно и запятые несут принципиальный смысл) может стоить многих человеко-месяцев разработки. А уж если ещё что-нибудь с налогообложением автоматизируете (бизнес-эксперты не лукавят, не?)) ну правда, понимать разработчика, это последнее что нужно в проекте. Ещё чем плохи? 

Ответить
Развернуть ветку
112 комментариев
Раскрывать всегда