Чего компании ждут от продакт-менеджеров — даже начинающих

Рассказывает руководитель карьерного центра направления «Менеджмент» Яндекс Практикума.

Чего компании ждут от продакт-менеджеров — даже начинающих

Екатерина Бутырская, руководитель карьерного центра направления «Менеджмент» Практикума, рассказала, как стать начинающим продакт-менеджером, чем занимаются эти специалисты и какие навыки им нужны. А ещё поделилась советами, как составить резюме начинающему продакту и где искать вакансии.

Екатерина Бутырская

Кто такой и чем занимается продакт-менеджер

Продакт-менеджер помогает компании создавать новые продукты либо внедрять новые элементы в уже существующие и тем самым улучшать их и повышать прибыльность. Также продакт-менеджер сопровождает продукт в течение разработки и последующего вывода на рынок.

Задачи продакт-менеджера можно разбить на два этапа.

Этап 1. Исследование — Discovery

  • изучение, анализ рынка и конкурентов;
  • поиск идей для улучшения продукта компании на основе анализа рынка;
  • анализ целевой аудитории;
  • генерация гипотез о будущем продукте;
  • разработка проекта продукта, постановка задач команде.

Этап 2. Запуск — Delivery

  • запуск продукта на рынок;
  • сопровождение продукта после запуска;
  • отслеживание динамики;
  • анализ метрик после запуска продукта;
  • генерация идей по улучшению продукта.

Навыки, которые нужны продакт-менеджеру

Навыки, которые пригодятся продакт-менеджеру в работе, можно условно поделить на несколько групп, поскольку ему приходится взаимодействовать с разными участниками разработки продукта: с командой разработчиков, стейкхолдерами и клиентами.

Продакт-менеджеру пригодятся навыки:

  • аналитики. Умение собирать большие объемы информации, искать закономерности, строить гипотезы, работать с метриками;
  • принятия решений. Умение выделять основное, делать выводы, оценивать риски, выбирать преимущества и недостатки, делать обоснованный и эффективный выбор на основе доступной информации;
  • технической разработки. Чтобы наиболее удобным способом реализовывать задачи, которые продакт ставит перед командой, ему нужно понимать устройство архитектур различных систем, цифровых продуктов, работу определённых алгоритмов, систем, программ, технологий и так далее — всё это приходит с опытом;
  • коммуникации. Сбор информации на рынке, анализ аудитории, уточнение информации для гипотез подразумевают наличие развитых коммуникативных навыков. Сюда же входит умение слушать, задавать правильные вопросы, презентовать гипотезы и проекты, общаться с командой;
  • планирования и организации. Продакт-менеджер не только запускает продукт на рынок, но и управляет его циклом развития, контролирует ресурсы — для этого нужны управленческие навыки.

Где искать вакансии начинающему продакт-менеджеру

Нужно исходить из того, на какой территории специалист ищет работу и что в данный момент происходит на рынке труда. В таблице привели примеры ресурсов для поиска работы на локальном и зарубежном рынках.

Локальный рынок

  • HeadHunter — удобный интерфейс, возможность разместить резюме и просматривать много вакансий за раз, видеть статистику;
  • Хабр Карьера — возможность подробно заполнить профиль и найти подходящие вакансии в сфере IT;
  • VC.ru — площадка для поиска новых вакансий от работодателей нового поколения;
  • ВКонтакте — возможность получить прямой контакт работодателя, связаться с ним, презентовать себя как специалиста, прислать сопроводительное письмо;
  • Телеграм-каналы: products_jobs, forproducts, jobs_for_products, hireproproduct, jobstobefound, productvacancy, careerfactory, g_jobbot, job_test и другие.

Зарубежный рынок

  • Linkedin — международная профессиональная соцсеть для поиска работы по всему миру, развития и нетворкинга;
  • локальные джоб-борды, например: Stellennanzeigen.de, CareerBuilder, ITJobs.pt и другие.

Также вакансии на любом рынке можно искать через поисковые системы Google и Яндекс — по ключевым словам тут можно найти вакансии, которых нет на других площадках. Рекомендую не ограничиваться одним ресурсом — так вероятность найти подходящую вакансию увеличится — и регулярно делать выборку вакансий из разных источников.

Резюме начинающего продакт-менеджера

При составлении резюме начинающего продакта самое главное — сопоставить опыт, который есть у кандидата, с опытом, которого требует вакансия, и указать его. Например:

  • создание pet-проектов — небольших личных проектов, которые специалисты делают для собственного развития или резюме;
  • участие в хакатонах — соревнованиях между разработчиками;
  • косвенное участие в разработке продукта в рамках других должностей на прошлой работе.

Если подобного опыта работы не было, в первую очередь стоит указать обучение на продакт-менеджера, какие навыки, знания и результаты вы получили. Например, исследование рынка, работа с метриками и командой и так далее. В заголовке нужно указать должность «продакт-менеджер», а в самом резюме — релевантный опыт работы или описание учебных проектов. Так шансы, что на ваше резюме обратят внимание, увеличатся.

Ещё несколько рекомендаций:

  • Резюме не должно быть перегружено деталями и длинными списками обязанностей с прошлых мест работы — желательно уложиться в две страницы, не больше.
  • Фокус стоит брать на последние 5—6 лет, не упоминать самые ранние места работы и подработки, особенно если они не актуальны для текущей ситуации на рынке.

В резюме должен перевешивать релевантный опыт. Прошлый опыт стоит указать — он ценен, поскольку по нему можно понять карьерную стратегию и достижения соискателя, — но не делать на нём слишком сильный акцент.

Советы и рекомендации

Совет 1. Относитесь к поиску работы как к запуску проекта или продукта. Для начала определите:

  • по каким метрикам искать вакансии,
  • сколько времени получится уделять поиску работы,
  • какое количество ответов от компаний ожидается,
  • сколько будет отказов и так далее.

Совет 2. Готовьтесь к собеседованиям. Смотрите обучающие видео, не забывайте про самопрезентацию, демонстрируйте навыки, которые получили во время учёбы, рассказывайте про кейсы: какие задачи перед вами стояли, как вы их решали, и так далее.

Покажите, что вы замотивированы, подготовьте ответы на вопросы: почему позиция вам интересна? Чем вы можете быть полезны компании и продукту?

Поделитесь своими мыслями по развитию уже на собеседовании: это будет плюсом ещё при отборе и покажет вашу вовлечённость.

Совет 3. Не бойтесь начинать с малого. Обычно начинающему продакту не предлагают сразу позицию ответственного за продукт. Стоит рассмотреть позиции немного ниже — так будет возможность многому научиться на практике и вырасти в профессии.

Например, вас могут взять только на проведение кастдевов или сбор данных для исследования, тогда как гипотезы по продукту останутся за более опытным продактом — и это тоже прекрасная возможность получить опыт.

Совет 4. Входите в нишу, в которой разбираетесь. Например, если вы работали в маркетинге, стоит обратить внимание на должность продуктового маркетолога. Если работали в сфере образования, ищите вакансии в области EdTech. Вход в знакомую сферу будет гораздо легче, чем в принципиально новую.

27
15 комментариев

Комментарий недоступен

2
Ответить

Есть еще в России 1 вариант - "хуяк хуяк в продакшн" )

2
Ответить

Это я!

1
Ответить

Я бы дополнил второй навык временем. Стоимость + время.

1
Ответить

Вы наверно про продЖЕкта пишите, она развивают проекты.
А статья про продАкт, то есть про управление продукта внутри проекта, локальная задача, двух задач по разработке и реализации.

1
Ответить

Теперь понимаю, какие навыки нужны для этой работы😉

2
Ответить

По факту - статья для джунов Или около джунов слишком не полная. Для мидлов и сеньоров - бесполезная

1
Ответить