3 удивительных особенности картины Клода Моне "Сорока"

Мы присмотрелись к самому большому зимнему пейзажу Моне и обнаружили несколько удивительных деталей.

Клод Моне. Сорока. 1868-1869 гг.
Клод Моне. Сорока. 1868-1869 гг.

Зимние сцены Курбе вдохновляли Моне, хотя он и преобразовал реалистический драматизм в тихую красоту

Гюстав Курбе. Лиса на снегу. 1860 г.
Гюстав Курбе. Лиса на снегу. 1860 г.

В середине 1850-х годов французский художник Гюстав Курбе начал писать серию пейзажей своего родного региона Франш-Конте, покрытого снегом. Курбе называл эти картины "эффектами снега", которые исследовали уникальные визуальные впечатления от зимней местности. Реалист, склонный к драматизму, Курбе часто писал энергичные сцены охоты. Эти новаторские полотна оказали влияние на нескольких художников, которые в конечном итоге стали основоположниками импрессионизма, включая Альфреда Сислея, Камиля Писсарро и, конечно же, Моне.

Деталь картины Клода Моне «Сорока». 1868-69 гг.
Деталь картины Клода Моне «Сорока». 1868-69 гг.

Но если сцены Курбе подчеркивают жестокий драматизм зимы, то картины Моне, такие как "Сорока", посвящены тонкостям визуального восприятия и носят созерцательный, даже радостный характер. Историки отмечают, что Моне, вероятно, переехал в Этретат в надежде оправиться от приступа депрессии. Смена обстановки, похоже, пошла ему на пользу. Он писал своему другу, художнику Фредерику Базилю:

Я уезжаю в деревню, которая здесь очень красива... Я нахожу [ее], пожалуй, еще более очаровательной зимой, чем летом, и, естественно, я все время работаю

Больше интересных материалов - в нашем телеграме

Картина Моне "Сорока" отбрасывает провокативную тень

Деталь картины Клода Моне «Сорока». 1868-69 гг.
Деталь картины Клода Моне «Сорока». 1868-69 гг.

Обратите внимание на тени, отбрасываемые каменной стеной и воротами на картине "Сороки" - Моне написал эти тени в бледных серовато-голубых тонах. Его снежно-белый цвет тоже, как можно заметить, тронут голубым. Это были нетрадиционные для того времени цветовые решения, но они соответствовали тщательному восприятию Моне. На остроту зрения Моне повлияло его обучение у Эжена Будена, наставника художника, который сам находился под влиянием голландского живописца Йохана Бартольда Йонгкинда. Йонгкинд считается предтечей импрессионизма и призывал художников писать картины непосредственно с натуры. В 1862 году Моне познакомился с Йонгкиндом в Нормандии. Под влиянием голландского художника Моне начал фокусироваться на оптическом цвете вместо локального — то есть на цвете, как он воспринимается, а не на врожденном цвете объекта. Позднее Моне писал: "Дополняя учение, полученное мною от Будена, Йонгкинд с того момента стал моим настоящим учителем... Именно он завершил обучение моего глаза".

Но бледные голубоватые тени "Сороки", хотя и совершенно непримечательные для сегодняшнего зрителя, казались современникам неестественными и отталкивающими.

[Публика], привыкшая к терпким соусам, приготовленным поварами художественных школ и академий, была поражена этой бледной картиной

— писал Феликс Фенеон о реакции публики на картину "Сорока". Сегодня картина Моне считается идиллической зимней сценой, но в 1869 году она была отвергнута Салоном за свой новаторский подход.

Этот белый-на-белом пейзаж, возможно, был вдохновлен аномально холодными зимами

Сегодня искусствоведы выделяют "Сороку" и другие зимние пейзажи Моне за их хроматическую виртуозность, ограниченную палитру и работу кистью. "Синева длинных теней создает тонкий контраст с кремовой белизной неба и пейзажа", — пишет о картине искусствовед Майкл Ховард.

Клод Моне. Снег в Аржантёе. 1874-1875 гг.
Клод Моне. Снег в Аржантёе. 1874-1875 гг.

Несмотря на визуальное новаторство, применение Моне белого на белом, возможно, было вызвано более повседневными реалиями — чередой особенно суровых зим. Для выставки 1998 года "Импрессионисты зимой: эффекты снега" в Вашингтоне под кураторством Элизы Рэтбоун, на которой были представлены зимние пейзажи 63 художников-импрессионистов, было проведено исследование, выводы которого состояли в том, что, помимо композиционных соображений, обилие зимних импрессионистских пейзажей стало результатом нескольких очень морозных зим конца 1860-х и начала 1870-х годов.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.

Еще почитать:

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗

Начать дискуссию