Лонгрид: как создавать слайды для выступления

Абсолютное большинство выступлений в наши дни сопровождается слайдами. И такое же абсолютное большинство этих слайдов выходит неудачными, портя жизнь спикеру и слушателям.

Из этой статьи вы узнаете, как создать презентацию, которая будет помогать вам на выступлении, а не вызывать проблемы. Я расскажу о том, как используют слайды профессиональные спикеры и дам пошаговую инструкцию по подготовке.

Итак, понеслась!

Тёмная сторона презентации

Не знаю точных причин, но почему-то принято думать, что слайды на выступлении должны быть всегда. Ощущение, что большинство делает это просто по инерции. Из-за такого поверхностного отношения слушатели получают либо слайды, мало связанные со словами спикера, либо слишком нагруженные слайды. Иногда спикеры вообще используют презентацию как шпаргалку (забывая, что шпаргалки нужно прятать).

Думает спикер про слайды, забыв, зачем он их делал
Думает спикер про слайды, забыв, зачем он их делал

Можно подумать, что ничего страшного не произойдет, если показывать слайды без надобности — “там же не бред написан, лишним точно не будет”. Однако, это заблуждение. Проблема в том, что у презентации есть минус — это её способность забирать на себя внимание слушателей. Когда спикер нагружает слайды информацией или делает их слишком яркими, он дает аудитории опасный выбор — слушать его или читать презентацию. Если аудитория выбирает слайды, то это фиаско для спикера, ибо он больше не нужен. Одновременно и слушать, и читать аудитория не может — банально не успевает внимание, а в голове остается каша.

Вот примеры слайдов, которые могут сделать спикера своей тенью. На выступлении от них толку нет, только вред

Похоже на утрирование, но на самом деле такие слайды повсюду, а не только на скучных лекциях в универе
Похоже на утрирование, но на самом деле такие слайды повсюду, а не только на скучных лекциях в универе

Итак, вывод первый — не надо делать слайды “просто так, чтоб было”. Перед тем, как начинать делать презентацию, нужно понять, есть ли в ней реальная необходимость. Иногда лучше обойтись только парой слайдов, или вообще выступать без них, как это делают многие TED-спикеры.

Когда презентация становится эффективной

К презентации нужно относиться как к визуальному сопровождению вашего выступления. Это определение содержит два ключевых посыла.

Лонгрид: как создавать слайды для выступления

Презентация — это сопровождение вашего выступления.

Это означает, что презентация не должна становиться вторым спикером на сцене. Выступление должно крутиться вокруг человека, так как он главный источник информации. Слушатели пришли посмотреть на него, а не почитать слайды. Презентация должна дополнять и усиливать то, что говорит спикер.

Когда вы показываете статистику/графики — вы объясняете их смысл, раскрываете детали. Когда показываете фотографии — вы рассказываете историю, которая стоит за ними. Если вы говорите что-то душевное, это должны быть ваши слова, а не написанный на слайде текст (отсылочка к слайдам “спасибо за внимание”). И так должно быть до тех пор, пока вы стоите на сцене. Если презентация сама все рассказывает, то спикер не нужен. Тогда лучше разослать презентацию по почте, а не организовывать выступление.

Презентация — это визуальный инструмент.

Сила презентации в том, что она расширяет ваши возможности в подаче контента на выступлении — у вас теперь есть не только слова, но и картинки, фото, графики, схемы и даже видео. Этим нужно пользоваться, а иначе смысла в презентации нет.

Визуальные инструменты эффективны тем, что общий смысл и эмоциональный посыл картинки считывается моментально. Это сложно сделать просто словами и абстрактными описаниями. Иногда это совсем невозможно. Идеальное сочетание в большинстве случаев — это картинка и короткая фраза, направляющая фокус внимания.

Спойлер: текст — это не визуал. И еще раз: текст — это не визуал! Текст в слайде — это дублирование информации, а не ее визуализация. Так не работает, потому что это не усиление ваших идей, а просто риск потерять слушателей. Когда в слайде много текста, слушатели пытаются и его почитать, и вас послушать, и в итоге в их голове остается каша. Слушатели утомляются и перестают вас слушать.

Лонгрид: как создавать слайды для выступления

Вот пример удачного использования слайдов на выступлении:

Спикер использует слайды как сопровождение, показывая картинки там, где на пальцах было бы сложно обьяснить, и параллельно много говорит с аудиторией

Вот еще пара примеров слайдов, которые подошли бы для выступления:

Общая черта всех подобных слайдов - в них мало текста. Это удобно для восприятия
Общая черта всех подобных слайдов - в них мало текста. Это удобно для восприятия

Единственное исключение для текстовых слайдов, наверное, это слайды со списками или чек-листами. Но, опять же, у этого должна быть практическая потребность. Это может быть уместно, например, в ситуации когда вы уверены, что список нужен аудитории, и она будет его фотографировать и использовать (это бывает редко — много кто фоткает и мало кто потом использует). Другой возможный вариант применения — это когда в начале долгого выступления вы выводите на слайд план выступления, чтобы сориентировать публику.

Итак, вывод второй: презентация — это визуальное сопровождение вашего выступления. Именно так к ней нужно относиться.

Этапы создания презентации

Я часто встречаю спикеров, которые “думают слайдами” — с самого начала подготовки они думают о том, сколько у них будет слайдов и как они будут выглядеть. В результате такого подхода и в презентации, и в речи получается кавардак. Формат слайдов заставляет думать нас отдельными частями, но выступление — это единое повествование, и подход должен быть иным.

Шаг 1: Напишите речь на выступление

Важная особенность презентации на выступлении — она должна максимально сочетаться с тем, что вы говорите. Слайды не должны создаваться и использоваться в отрыве от речи. Именно поэтому сначала мы пишем речь, и только потом делаем под неё слайды.

Шаг 2: Определите, какая информация из речи требует визуализации

Не вся информация на выступлении нуждается в усилении через слайды. Что-то вы визуализируете в слайдах, потому что без этого будет непонятно, а что-то просто проговариваете словами.

Но возникает вопрос: “А что делать, если мое выступление на час, а слайдов у меня получилось 4? Они же не будут тупо висеть позади, когда они уже не нужны?”. Верно, так оставлять их нельзя.

Есть два решения:

  • Скрывать слайды, когда они не нужны. Можно вставить между нужными слайдами пустые, примерно под цвет помещения, где будете выступать. Тогда, после использования нужного слайда, вы будете переключать презентацию на пустой слайд, а дальше снова на нужный.
  • Воспользоваться флипчартом, а не презентацией.

Шаг 3: Пропишите тексты для слайдов по формуле «5+10»

Главный вопрос: "Как определить, где грань между нормальным количеством текста и когда его слишком много?"

Для этого в профессиональном сообществе есть формула — 5+10. Она означает, что на выступлении заголовок слайда должен быть в среднем не больше пяти слов, а дополнительный текст — не больше десяти слов. Такой объем будет удобен для слушателей и поможет вам передать смысл.

Может показаться, что это невозможная задача, уложиться всего лишь в 15 слов. Но, во-первых, помните, что на сцене есть вы и вы должны сами рассказывать все остальное. А во-вторых, уложиться в 15 слов реально, если подходить к наполнению слайда по принципу “один слайд — одна идея” и вытаскивать главную мысль слайда в заголовок.

Результатом этого этапа должны быть тексты на пустых слайдах. Важно не мешать написание текстов и работу с визуалом. Дизайн — это часть следующего этапа.

Итог 3 этапа: только текст на пустом слайде, без всякого намека на работу с дизайном
Итог 3 этапа: только текст на пустом слайде, без всякого намека на работу с дизайном

Шаг 4: Сделайте дизайн этих слайдов

Работа с фото, картинками, графиками и другим визуалом идет последним шагом. Дизайн невозможно делать, пока вы не определились с сутью ваших слайдов и текстовыми блоками в них.

Советы по дизайну, даже базовые, это тема для отдельной статьи. Пока дам вам такой совет: если у вас обычное выступление, корпоративное или обучающее, то “огонь-презентация” вам не нужна. Вам нужна простая и понятная презентация, которая будет помогать передавать смысл. Если же у вас инвест-презентация, или презентация для выставки, тогда да, вам нужен профессиональный дизайн. В таком случае лучше всегда обращаться к специалистам, а не пытаться делать это самому.

Давайте подведем итог

Слайды нужно использовать только тогда, когда в них есть реальная потребность. Их нужно применять как визуальное сопровождение выступления, которое будет усиливать или дополнять ваши идеи. По этой причине сначала нужно прописывать речь и только потом делать под нее слайды.

Если вам предстоит важное выступление, и вы чувствуете, что вам нужна помощь, то напишите мне напрямую, и я помогу вам подготовиться. Для связи Telegram или почта aleksandr.teach@gmail.com

Мой тг-канал на тему выступлений и презентаций для бизнеса

2
Начать дискуссию