Каким будет образование в эпоху ИИ?

В последнее время много думаю про то, каким будет образование в эпоху ИИ. И чем больше думаю, тем абсурднее для меня звучит выражение «программа обучения на 5 лет».

То, что происходит сейчас в учебных заведениях, можно назвать организованным притворством. Все делают вид, что если достаточно усердно преподавать по методичкам 1997 года, то студенты органически впишутся в рынок труда 2030-го.

У моего товарища есть бот с ChatGPT в Телеграме на 1 млн пользователей. Среди них 70% — это школьники, которые просто списывают ответы через чат.

Потом эти ответы родители проверяют через Алису или Гигачат и получается трогательная картина: ИИ пишет работу, ИИ проверяет работу, и все делают вид, что это и есть процесс обучения.

С университетами всё примерно так же. Если бы я сейчас был на втором курсе, уже завтра писал бы заявление на отчисление.

Потому что большинство первокурсников сейчас осваивают профессии, которые к моменту получения диплома уже исчезнут или изменятся до неузнаваемости.

Проблема в том, что система образование не успевает адаптироваться под мир, где многие профессии меняются каждые 6–12 месяцев, а доступ к знаниям и обратной связи теперь можно получить не на лекциях, а через диалог с нейросетью.

И пока всё это происходит, уже появляется новая модель обучения, где метод «снизу вверх» меняется на «сверху вниз».

Если раньше вы сначала пять лет изучали теорию и только потом получали доступ к реальным задачам, то теперь, среди продвинутых ребят, всё наоборот: сначала берёшь сложную задачу, и уже по ходу разбираешься, что вообще происходит.

Например, хочешь понять, как работает двигатель.

Вместо того чтобы пять лет слушать лекции по термодинамике, просто открываешь чат и включаешь режим рекурсивного уточнения: задаёшь 100–200 вопросов за сессию, пока сам не сможешь объяснить это кому угодно.

ChatGPT не осудит, даже если ты в третий раз спросишь, где у двигателя перед.

Вы сами удивитесь, как быстро от вопроса «а куда тут вставляется поршень?» дойдёте до обсуждения особенностей сгорания топливной смеси при разной компрессии.

В подтверждение этого на днях посмотрел подкаст с Габриэлем Петерссоном — шведом, который бросил школу в 18 лет, а теперь работает исследователем в OpenAI.

Он за короткий срок освоил диффузионные модели на уровне студентов с PhD, на который обычно уходит 5–7 лет. Просто потому что учил только то, что сразу применял, и использовал ИИ как бесконечно терпеливого преподавателя.

А как же диплом?

Можно оставить себе на память, так как они почти полностью потеряют свою ценность.

Компании вроде OpenAI, Anthropic и других прогрессивных ребят уже смотрят только на то, что ты сделал, а не на то, что сдавал. Рабочие проекты, инструменты, демки — вот новый диплом.

Так чему же тогда учиться?

Во-первых, освоить промптинг как новый язык. Потому что знания теперь есть у всех, а вот навык задать вопрос так, чтобы получить действительно полезный ответ, — пока редкость.

Во-вторых, учиться учиться. Не жить в иллюзии, что кто-то обязан тебе всё объяснить, а самому видеть свои пробелы и закрывать их — без расписаний, оценок и ожидания, что кто-то всё разложит по полочкам.

В-третьих, использовать ИИ не как источник быстрых ответов, а как преподавателя. Задавать по 30 вопросов и не бояться выглядеть тупо. ChatGPT (пока) не умеет закатывать глаза и это прекрасно.

И пока система образования не успела перестроиться под новый мир, вы уже можете учиться в 10 раз быстрее.

Потому что через 3–5 лет разница между тем, кто использует ИИ как учителя, и тем, кто продолжает учиться по-старому, будет как между человеком с калькулятором и тем, кто до сих пор считает в столбик — в сотни раз.

Подписывайтесь на Telegram Роман Зарипов.

1
1
3 комментария