CMO — директор по маркетингу кто это, чем занимается и как измерить эффективность
В современном бизнесе роль директора по маркетингу (CMO, Chief Marketing Officer) давно вышла за рамки рекламы и креатива. Сегодня это стратегический игрок, который соединяет продукт, продажи, бренд и аналитику в единую экосистему роста компании.
Кто я
Белоносов Иван более 10 лет занимаюсь Digital маркетингом и разработкой сайтов. 100 + проектов в разных нишах. 15+ млрд выручки из SEO каналов.
В прошлой статье рассказал, этапы разработки конверсионных многостраничных сайтов.
В этой статье подробно рассмотрим
Кто такой CMO
Основные обязанности директора по маркетингу
KPI директора по маркетингу
Как выглядит структура отдела маркетинга
Ключевые качества современного директора
Типичные должности на пути к Директору
Кто такой CMO
CMO (Chief Marketing Officer) — это руководитель, который отвечает за маркетинговую стратегию компании, формирование и продвижение бренда, коммуникации с рынком и управление маркетинговыми бюджетами. Главная цель директора — создать устойчивый поток спроса и сделать так, чтобы компания зарабатывала больше благодаря маркетингу.
Часто собственники и HRD нанимая ТОП менеджера в отдел маркетинга путают его с операционным руководителем РОМ — руководитель отдела маркетинга. В чем разница?
CMO - разрабатывает стратегию и следит за бюджетами. Если задать 2 вопроса, к этой должности, то они будут звучать "Что делаем?" и "Как делаем?", а вопросы для РОМ будут звучать по другому "Кто делает?" и "Когда делает?".
Если вы сейчас уловите эту мысль, то увидите разницу между Стратегия и Тактика. Разделив эти два определения и должности увидите и уровень ответственности и обязанностей.
Основные обязанности директора по маркетингу
Роль Директора по маркетингу может отличаться и включать в себя и операционную деятельность в зависимости от размера и типа бизнеса, но обычно включает:
Стратегия и позиционирование
- Формирование маркетинговой стратегии, основанной на целях бизнеса.
- Определение ключевых сегментов аудитории и УТП компании.
- Управление брендом и репутацией на рынке.
Маркетинговые коммуникации
- Разработка креативных кампаний и медиапланов.
- Контроль PR, контент-маркетинга, социальных сетей и событий.
- Создание и поддержание tone of voice компании.
Управление командой и подрядчиками
- Построение структуры маркетингового отдела.
- Найм, обучение и развитие специалистов.
- Контроль эффективности внешних подрядчиков и агентств.
Аналитика и показатели эффективности
- Определение KPI и метрик для измерения результата.
- Контроль ROMI (окупаемости маркетинговых инвестиций).
- Принятие решений на основе данных (data-driven marketing)
Синергия с другими отделами
- Взаимодействие с отделом продаж, продуктом, финансами и HR.
- Участие в разработке продуктовой стратегии и клиентского опыта (CX).
По моему опыту работы с людьми, каким бы гениальным аналитиком, настройщиком канала трафика в общем Хардовым специалистом человек бы не был, если у него нет чувства эмпатии и обладания навыками коммуникации и управления командой, то ему не место на этой должности.
Должность руководителя - это управление людьми, это факт. Я постоянно вижу при работе с новой командой закономерность, если был хороший руководитель и ушел из проекта по доброму расставшись с собственником, команда остается, и еще какое то время двигается по инерции. Если нет команда теряется в задачах и не знает, что им делать. Но это отдельная статья, про управление.
В этот момент важно, что бы новый руководитель пришел и провел диагностику компетенций команды. Только после диагностики и личного знакомства с каждым из команды новый руководитель решил, кого сохранить, а с кем нужно попрощаться. И это касается не только управление отделом маркетинга, а в целом управленцев.
Так как же всё таки определять, как оценить работу директора по маркетингу?
KPI директора по маркетингу
KPI (ключевые показатели эффективности) зависят от задач и этапа развития компании, но в целом можно выделить несколько групп метрик:
Финансовые
- ROMI (Return on Marketing Investment)
- CAC (Customer Acquisition Cost)
- LTV (Lifetime Value)
- Доля маркетинга в выручке
Бренд и коммуникации
- Уровень узнаваемости бренда (brand awareness)
- Индекс лояльности (NPS)
- Медиа-охват и engagement в соцсетях
Генерация спроса
- Количество и стоимость лидов
- Конверсия из лида в продажу
- Доля маркетинговых лидов в общем объёме продаж
Командные
- Выполнение планов по проектам
- Удовлетворённость внутреннего заказчика (sales, product)
- Retention сотрудников и рост компетенций
В KPI так же есть, свои особенности. Есть 4 стратегии, я сейчас объясняю базу-баз, что бы не было иллюзий в их реализации. На квартал, полугодие, год выбирается 1 и в рамках этой стратегии происходят все тактические действия.
Смотрите в этом документе
Как выглядит структура отдела маркетинга
Типовая структура под руководством директора по маркетингу может включать:
- Руководитель направления цифрового маркетинга (Head of Digital Marketing)
- Руководитель по бренду и PR (Head of Brand / PR)
- Специалисты по CRM, performance-маркетингу и SEO
- Контент-маркетолог, дизайнер, маркетинговый аналитик
- Менеджеры по мероприятиям (event), социальным сетям (SMM) и инфлюенс-маркетингу
В крупных компаниях директор по маркетингу (CMO) обычно управляет руководителями направлений (Head of), каждый из которых отвечает за свой блок — цифровой маркетинг, бренд, коммуникации, аналитика и т.д.
Смотрите Структура Отдела Маркетинга в Микро Бизнесе и если у вас более 1 направления, то просто копируете несколько таких веток, но это уже для собственников ментально доросших к развитию компании.
Я уже говорил выше, о компетенциях, давайте затронем качества человека на руководящей должности Директор по маркетингу.
Ключевые качества современного CMO
- Системное мышление и умение связывать маркетинг с бизнес-результатами.
- Глубокое понимание digital-инструментов.
- Навыки лидерства и построения команд.
- Способность работать с большими объёмами данных и аналитикой.
- Гибкость и стратегическое видение.
Директор по маркетингу — это не просто «руководитель отдела рекламы». Это бизнес-партнёр учредителя CEO компании, который управляет восприятием компании на рынке и напрямую влияет на рост выручки. Хороший директор по маркетингу способен объединить креатив, аналитику и стратегию, превратив маркетинг в источник прибыли, а не затрат.
Типичные должности на пути к CMO
Что бы стать Директором по маркетингу, нужно пройти путь. Я коротко напишу свой, а затем покажу как вы в своей компании можете найти алмаз, но помните что хороший инструментальщик не всегда может освоить менеджерские качества.
Мой путь
В маркетинг я перешел из продаж, пройдя путь от Агента по кредитованию до Зам директора НПФ, по дороге работав в ОПТовых продажах металла, открывал с 0 магазины по продаже шин и дисков Експрес Шина.
В какой то момент, я понял что могу влиять на продажи по другому, идей было много, а компетенций в маркетинге было 0, но понимание проблем клиентов и опыта общения и продаж хоть отбавляй.
Решив сменить область деятельности в 2014 году я изучил инструмент реклама в инстаграм отучился у Тараса Левченко. Затем понял, что нужно научится делать посадочные, пытался сам писать код для сайтов на CMS WP освоил HTML код и CSS таблицы, понял что это не моё и пошел в SEO оптимизацию.
Прошел курсы Маркина, и работал Техническим директором в WEB студии, получил колоссальную насмотренность более 100+ проектов и опыт продвижения. Но всё равно понимал, это всё не то. Пошел изучать конверсию.
Так я стал маркетологом. В 2022 отучился у Петроченкова на Курсе "Система" и окончательно и бесповоротно стал ТОП менеджером, т.е тем кто я сейчас. И это поверьте интересный, хоть и тернистый путь с взлетами и падениями. Путь в 11 лет, где каждый день это вызов и интересные задачи. Каждая теория проверялась на практике.
Как вам у себя взрастить Директора по маркетингу
Типичные должности на пути к профессии
1. Маркетолог / Специалист по маркетингу
Стартовая точка большинства Директоров по маркетингу.
Задачи: работа с рекламой, контентом, SMM, аналитикой, запуском кампаний.
Ключевые навыки: понимание инструментов, медиапланирование, коммуникация с подрядчиками, аналитика трафика и лидов.
Пример позиций:
- Marketing Specialist
- Digital Marketing Manager
- SMM / Content / Email маркетолог
2. Менеджер или руководитель направления (Head of / Lead)
Этап, когда появляется управление командой и ответственность за результат.
Задачи: постановка KPI, распределение бюджета, анализ эффективности каналов.
Пример позиций:
- Head of Performance / Growth
- Head of Digital
- Head of Brand / PR
- Product Marketing Lead
На этом уровне важно научиться думать не кампаниями, а стратегиями — видеть бизнес-метрики, а не только метрики трафика.
3. Digital-директор / Руководитель отдела маркетинга
Управление всем маркетингом компании, формирование стратегии, бюджетов, позиционирования.
Задачи: построение структуры отдела, выстраивание коммуникации с продажами, участие в финансовом планировании, работа с CEO.
Пример позиций:
- Marketing Director
- Director of Marketing & Communications
- VP Marketing (в крупных или международных компаниях)
Обычно это предпоследний этап перед тем как стать Директором по маркетингу, особенно если компания уже средняя или крупная.
4. CMO (Chief Marketing Officer)
Переход с уровня тактики на уровень стратегического управления и влияния на бизнес.
CMO становится членом топ-менеджмента, управляет не просто маркетингом, а восприятием компании рынком, отвечает за рост, бренд и коммуникации на уровне всей организации.
Альтернативные пути развития до Директора по маркетингу
Некоторые CMO приходят не из «классического маркетинга», а из смежных направлений:
- Из продаж (Sales / BizDev): такие руководители сильны в выручке и переговорах.
- Из продуктового менеджмента: фокус на клиенте и метриках продукта.
- Из агентства: экспертиза в рекламе, коммуникациях и управлении клиентами.
- Из аналитики / CRM: акцент на data-driven маркетинг и автоматизацию.
Что помогает вырасти до Директора по маркетингу
- Широта кругозора: опыт в digital, бренде, аналитике и коммуникациях.
- Бизнес-мышление: понимание P&L, unit-экономики, продаж и стратегии.
- Лидерство: построение команд, мотивация, делегирование.
- Влияние: умение говорить на языке CEO и акционеров.
- Репутация: кейсы, которые показывают, что маркетинг влияет на выручку.
Я написал эту статью для того, что бы помочь собственникам и HRD правильно понимать кто такой Директор по маркетингу и не питать иллюзий, что найти такого человека на рынке легко.
Ведь правда же легко насмотреться видосиков в интернете и проходить собеседования, а иметь практический опыт управления людьми и понимать и вникать в бизнес процессы, это дано к сожалению не каждому.
P.S Будьте внимательны в подборе кандидата на высокую зарплату и не давайте ТОП менеджерам форм с анкетами, вы теряете время пытаясь схантить, я как ТОП имею Red Flag на такой хантинг, и мои коллеги разделяют мою точку зрения.
Подписывайтесь на мой ТГ канал в котором я просто рассказываю о маркетинге и бизнесе.
Если Вам нужна помощь в создании стратегии пишите в ТГ @AstraStart всегда открыт к предложениям.
P.S Желаю вашим проектам кратного роста.