Маркировка контента нейросетей: приживется ли новая инициатива в России
В российские онлайн-сервисы необходимо внедрить механизм пользовательской маркировки ИИ-контента по аналогии с YouTube. Об этом в своем Telegram-канале заявил заместитель председателя комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.
(Подробности здесь: https://www.gazeta.ru/tech/news/2024/03/21/22600675.shtml).
Россия – не первое государство. кто задается таким вопросом. Как эта задача решается в других странах и приживется ли маркировка контента в России?
Какой контент при помощи ИИ сегодня создается в Рунете?
Нейросети вошли практически во все сферы Рунета. На сегодня при помощи ИИ создается любой контент, начиная с текстов и изображений и заканчивая видеороликами. При этом созданный с помощью нейросетей контент (фото, видео, тексты), даже специалисты не всегда могут отличить от снятого реально.
По статистике, около 80% виртуального контента в мире создается искусственным интеллектом (ИИ). В России пока этот показатель меньше, так как есть некоторые трудности с доступом в соцсети.
Чаще всего ИИ используют для написания постов, составления контент-планов, подбора иллюстраций к публикациям, а также для составления таблиц и анализа различных данных.
В одной из своих статей я уже рассказывала о том, как искусственный интеллект преобразуем маркетинг. Прочитайте, чтобы оставаться в кусре происходящего.
Зачем маркировать ИИ-контент
Необходимость маркировки вызвана тем, что доступ к нейросетям имеют все, в том числе ими могут воспользоваться мошенники. Искусственный интеллект используется не только для помощи в легальном бизнесе, но и в незаконных схемах:
- создание фото поддельных документов и фото,
- составление текстов для общений с жертвами,
- подделка голосов и многое другое.
При помощи многих таких уловок мошенники обходят системы идентификации.
Мировой опыт
Законодательство в аспекте искусственного интеллекта во всем мире находится либо на начальном этапе либо вообще не сформировано. С 15 августа 2023 года китай ввел 24 пункта правил для регулирования ИИ.
Первый в мире закон по регуляции применения ИИ разработан в Евросоюзе. Европейский парламент одобрил закон в этом году, теперь его предстоит утвердить Совету ЕС. Его положения будут вступать в силу поэтапно в течение 36 месяцев после вступления в силу.
В целом же про протоколы безопасности нейросетей речь идет давно. Они действительно необходимы, так как количество фейков в сети растет. Так, с мая по декабрь 2023 года количество ресурсов, публикующих дезинформирующие статьи, созданные при помощи ИИ, выросло на 1 000%. За это время специалисты компании NewsGuard, которая занимается борьбой с дезинформацией и оценивает надёжность новостных платформ, обнаружили более шести сотен сайтов, где человеческой контроль минимален или полностью отсутствует .
Что в России?
В РФ регуляция ИИ лишь частичная и передоверена нескольким регламентов и норм. Единого же документа для регуляции этого вопроса еще нет.
Что есть на данный момент:
- Закон № 408-ФЗ о регулировании рекомендательных технологий. Он действует с 1 октября 2023 года и накладывает на владельцев сайтов и приложений обязательство обнародовать информацию, какие данные используются для работы рекомендательных систем, откуда они взяты. Еще одно требование – уведомлять пользователей о работе таких систем. В случае выявления нарушений Роскомнадзор может заблокировать ресурс до их ликвидации.
- Кодекс этики в сфере ИИ. Он носит исключительно рекомендательный характер и призывает создателей и пользователей к ответственности при создании и использовании искусственного интеллекта.
- «Регуляторная песочница» для ИИ на территории Москвы. Это экспериментальный правовой режим (ЭПР), внедряемый с целью протестировать нововведения нормативного регулирования для последующего введения их уже на постоянной основе.
Основные трудности
Ввод маркировки ИИ-контента в России – только предварительные попытки начать регулировать область на стыке авторских прав человека и искусственного интеллекта. Но на практике сделать это будет сложно. Зачастую контент создается с привлечением разных способов - как человеческого труда, так и ИИ. Каким образом будет маркироваться такой контент и будет ли - неизвестно.
Если 60% произведения, к примеру, создано искусственным интеллектом, а 40% – человеком, то кому принадлежит авторское право? Как это будет проверяться?Депутат Горелкин предложил создать некую единую платформу, которая будет для сканирования материалов. Какие сервисы будут в нее включены? Как она будет работать? Вопросов намного больше, чем ответов. Я критически отношусь к эффективности работы такой системы.
Пока же, чтобы новые технологии не представляли опасности в руках мошенников, каждый лично должен быть бдительным. Необходимо следить за тем, где вы оставляете свои контакты, фото и видео. Особенно в виртуальном пространстве.
Больше интересного про нейросети в маркетинге рассказываю на телеграмм-канале моей международной бизнес-школы с фокусом на нейромаркетинг и нейросети EKAi.