Проблемы с ИИС в Тинькофф
Тинькофф позиционирует себя как онлайн-банк, не имеющий отделений, и продвигает преимущества онлайн обслуживания. На поверку, сервис становится оффлайн, когда это удобно Тинькофф, но совершенно невыгодно клиенту.
Мое внимание привлекла публикация на «Коммерасантъ» от 27.03.2023 «ИИС так просто не закрыть».
Аналогичная публикация появилась и на РБК «Коммерсантъ» узнал о новом порядке закрытия ИИС в «Тинькофф Инвестициях».
Суть состояла в том, что при наличии на счете только денежных средств, ИИС можно было закрыть дистанционно. В случае же, если клиент не продавал все ценные бумаги, появляется две опции, либо лично приехать в офис в Москву, либо направить туда нотариально заверенное поручение для совершения депозитарного перевода.
При этом, указанная схема предлагается даже в том случае, если вы переводите активы с ИИС на брокерский счет внутри инфраструктуры Тинькофф.
Новости меня поразили, но я наивно надеялся, что к моменту закрытия моего ИИС, в связи с шумом в СМИ, проблема будет решена.
Однако, проблема не решена и по сей день, не смотря на очередную публикацию в Forbes Блокировка от «Тинькофф»: как брокер заморозил деньги части клиентов на инвестсчетах».
Моя статья направлена на то, чтобы:
- Выполнить операцию закрытия счета и депозитарный перевод дистанционно;
- Установить законны ли требования Тинькофф.
При обращении к брокеру мне было предложено либо лично посетить офис либо направить нотариально заверенные поручения по почте. Любые иные варианты, в том числе, направление документов по электронной почте либо через чат отвергались поддержкой брокера.
Далее я попросил у брокера обоснование его требований с правовой точки зрения.
Вместе с тем, ссылки брокера на нормативные документы некорректны и избирательны. В обоснование своих требований брокер ссылается на пункт 2.2. Положения Банка России от 13.05.2016 № 542-П «О требованиях косуществлению депозитарной деятельности при формировании записей на основании документов, относящихся к ведению депозитарного учета, а также документов, связанных с учетом и переходом прав на ценные бумаги, и при хранении указанных документов», согласно которому, регистрация документов, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего Положения, осуществляется путем внесения записей в отношении таких документов в систему учета документов в день их поступления депозитарию.
Я, в свою очередь, не наблюдаю в данной норме требований об обязательной бумажной форме таких документов либо иных ограничений для дистанционной подачи документов, о чем и сообщил брокеру.
Зная манеру технической поддержки Тинькофф обращать любой рядовой процесс в кафкианский, я незамедлительно направил обращение в Банк России, где в том числе проанализировал Регламент оказания услуг на финансовом рынке АО «Тинькофф Банк» (Физические лица) , утвержденный Приказом № 0410.26 от 10.04.2023, и Условия осуществления депозитарной деятельности АО «Тинькофф Банк» (Физические лица) , утвержденные приказом № 0331.24 от 31.03.2023.
Указанные документы (спойлер) тоже не содержат каких-либо ограничений на подачу документов в дистанционной форме. Не буду мучить вас ссылками на их положения. В конце своего обращения, исходя из системного толкования указанных документов, указал, что считаю, что требования брокера являются незаконными, влекут для меня дополнительные издержки и нарушают мои права и законные интересы. Просил:
1. Предоставить ответ о правомерности требований брокера со ссылкой на нормативные правовые акты;
2. Разъяснить, допустимо ли в данном случае расторжение ИИС дистанционно и направление поручений в электронной форме.
Банком России был дан ответ.
Далее около месяца продолжал бесплодные попытки взывать к здравому смыслу брокера, но результата это не возымело. Также мной был предложен вариант передачи подписанных поручений курьеру в моем регионе, он был отвергнут. Тинькофф, в свою очередь, было предложено заплатить мне компенсацию затрат на услуги нотариуса в размере 300 рублей.
Любой человек, который мало-мальски знаком с услугами нотариуса, поймет, насколько такая рекомендация и «помощь» смехотворна и нереалистична.
Мной был предложен еще один вариант решения проблемы с подписанием поручений с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи. Началась привычная волокита.
Вместе с тем, срок рассмотрения моего обращения Банком России уже приближался к месяцу, и ровно в этот момент (вот это совпадение) Тинькофф начал действовать.
Мне предложили совершить депозитарный перевод посредством чата с подтверждением по смс. После этого ценные бумаги были переведены на брокерский счет, а ИИС в дальнейшем закрыт.
Позже пришел итоговый ответ из Банка России.
Из него я никакой ценной информации по существу своих вопросов не получил. Похоже, что ЦБ РФ запросил пояснения у Тинькофф и просто скопировал их в свой ответ. Однако, на мой взгляд, именно обращение сыграло решающую роль в закрытии счета, потому что Банк России подключился к процессу.
Поэтому, алгоритм по взаимодействию с брокером таков:
- Пишем просьбу о закрытии ИИС в чат, натыкаемся на стандартный ответ;
- Предлагаем несколько вариантов, натыкаемся на стандартный ответ;
- Делаем скриншоты диалога с поддержкой и направляем в ЦБ РФ обращение;
- Ждем месяц или чуть более решения вашей проблемы.