Почему ваш мозг делает вас плохим инвестором: как когнитивные искажения приводят к финансовым потерям
Барри Л. Ритхольц — американский бизнесмен и писатель, кофаундер и главный инвестиционный директор Ritholtz Wealth Management LLC. Компания RWM, оказывающая услуги по финансовому планированию, управлению активами и инвестиционному консультированию, занимает 4-е место среди самых быстрорастущих RIA в США.
Ритхольц — один из первых трейдеров, взявших на вооружение поведенческую экономику. Его последняя книга «Как не инвестировать: идеи, цифры и модели поведения, разрушающие капитал» вышла в 2025 году. Об основных ее идеях рассказывает сам автор.
При чем здесь эволюция
О том, как инвестировать, написаны тысячи книг. Однако можно годами делать все правильно, а потом совершить одну или две ошибки — и все пойдет насмарку. Вместо того, чтобы рассуждать, как правильно инвестировать, давайте лучше поговорим о том, что делать не нужно. Позвольте мне рассказать вам о самых коварных когнитивных ловушках, которые могут навредить вашему финансовому благополучию.
Начнем издалека. Наш мозг весит меньше 5% от общей массы тела, но при этом потребляет ∽ 20% всей энергии. Это очень много. Благодаря такому большому и развитому мозгу мы смогли доминировать на планете.
Однако все, что мы приобрели за последние ∽ 2 млн лет, помогает нам выживать в опасных условиях — это эволюционно закрепилось. Поэтому мы очень чувствительны к угрозам нашему существованию и склонны к активным действиям. Все успешные стратегии выживания в дикой природе основывались на оперативной реакции на опасность.
Фондовые рынки возникли более 400 лет назад. Это много, но недостаточно для того, чтобы эволюция подготовили нас к принятию решений об инвестициях. С точки зрения нашего естественного развития нам сложно представить, что нужно откладывать и инвестировать на десятилетия вперед. Мы просто не были созданы для этого. С эволюционной точки зрения мы используем наш мозг не по назначению, выбирая акции для покупки, распределяя активы и принимая долгосрочные финансовые решения.
Поэтому инвесторам полезно развивать интуицию, чтобы лучше понимать, что движет их поведением. И это далеко не всегда рациональные мотивы. Давайте поговорим о том, как наши когнитивные искажения и предубеждения приводят к неправильным решениям, когда дело касается инвестиций.
Рьяная кавалерия паникеров
Мой друг Уильям Бернстайн, невролог и инвестор, как-то сказал, что секрет успешного инвестирования заключается в управлении своей лимбической системой. Это та часть мозга, которая отвечает за реакцию «бей или беги» — именно это помогало нам выживать в саванне. Наша неспособность управлять эмоциями, жадность и склонность к панике часто приводят к неправильным финансовым решениям.
В большинстве случаев рынок довольно рационален, его можно рассматривать как механизм дисконтирования на будущее. И хотя мы наблюдаем за фондовым рынком, анализируем его состояние и делаем выводы, очень часто рациональность и логика проигрывают. Вмешивается эмоциональная стихия — наша естественная человеческая природа.
Вспомните конец 1990-х — начало 2000-х, когда многие вкладывались в доткомы из-за ажиотажа вокруг интернет-индустрии. В 2002 году пузырь доткомов лопнул, акции упали на ∽ 77%, и не все компании смогли пережить этот крах.
Вспомните начало 2009 года, когда во время обвала фондового рынка начались панические продажи. В марте индекс S&P 500 достиг отметки 666 пунктов, то есть 12-летнего минимума, что стало рыночным апогеем мирового финансового кризиса. Падение индекса с максимума в октябре 2007-го до минимума в марте 2009-го составило 56,8%. Все это произошло по причине эмоциональных реакций — инвесторы паниковали и убегали с рынка, так как были убеждены, что стоимость акций падает до нуля.
А как обстоят дела сейчас, 16 лет спустя? Показатели более чем в 10 раз выше*. Рынок вырос невероятно.
При этом около 30% тех, кто продавали тогда акции по бросовой цене, больше никогда не возвращались к инвестированию.
*
По данным на 5 ноября текущего года значение индекса S&P 500 составляло 6828,93 пункта. Ожидается, что к концу 2025-го он достигнет 7100 пунктов.
Такого рода ситуативные решения — следствие эволюционно закрепившихся эмоциональных реакций, которые когда-то были нам нужны, чтобы выжить в джунглях. Когда возникает такой ажиотаж, наш естественный позыв — нужно срочно что-то с этим делать. Начинается паника — и инвесторы, глядя друг на друга, распродают акции по низкой цене, потому что боятся, что потеряют все.
Трезвая логика же подсказывает, что нужно инвестировать на долгосрочную перспективу. Мы должны контролировать свои эмоции. Избегайте таких ошибок, имейте свой собственный план инвестирования и придерживайтесь его — вот секрет победы в игре на понижение.
Атлант кусает локти
Обратная сторона этого — жадность и зависть. Мы хотим не только быть богатыми, но и считать себя самыми умными и самыми успешными. Как говорится, нет ничего более неприятного, чем видеть, как тот идиот из соседнего квартала богатеет, а ты нет.
И поэтому мы кидаемся покупать акции, которые растут быстрее всего — когда на рынке наблюдается тенденция к массовому поглощению компаний с наилучшими показателями.
Ответ прост: у вас не было оснований, не было рациональной причины покупать по таким ценам все вышеперечисленное. И не нужно посыпать голову пеплом (хотя такая реакция — тоже часть нашей естественной эмоциональной составляющей).
Инвестиции в бурно развивающийся сектор далеко не всегда оправданы. Посмотрите, что во время пандемии произошло с компаниями, которые резко выросли в цене, а потом рухнули.
Вспомните скачок цен на акции GameStop. Ок, я рад за тех, кто на этом заработал. Но это было не инвестирование, а спекуляции.
Нет, я вовсе не против того, чтобы открыть «ковбойский счет». Если вам этого хочется, возьмите 3-5% от своего чистого дохода — и вперед. Покупайте биткоины, акции GameStop и все опционы, которыми хотите торговать. Если получится — отлично. Но, опять же, это не инвестирование, а спекулятивные сделки. Если все ваши активы будут такими, вы скорее всего прогорите.
Повторюсь, инвестировать следует на долгосрочную перспективу, но вложение не должно быть критичным для вашего бюджета. Инвестируйте 2-4% реальной прибыли, не больше. Это не вызовет у вас страха потерять все свои деньги, поэтому стресса и ненужных эмоций не будет. Даже если все сгорит и рухнет — это лишь 2-4%, а не весь ваш портфель.
Эффект сверхуверенности
Мы часто не осознаем такой простой вещи, что для достижения успеха в любом деле нужны практика, знания и опыт. У нас есть склонность смотреть на что-то и думать: «Ну, это же не сложно». Это еще одно распространенное когнитивное искажение — эффект Даннинга-Крюгера, когда люди с низким уровнем знаний или умений в какой-то области уверены, что разбираются в ней очень хорошо.
И это не самообман. Не имеющие определенных навыков зачастую абсолютно искренне не осознают, что у них их нет. Они правда не в курсе своей некомпетентности. Это можно наблюдать и в спорте, и в инвестировании. Новички зачастую не просто слишком самоуверенны, но и не понимают, насколько им не хватает опыта. Избегайте этого, здраво оценивайте свои возможности и компетенции.
Предвзятость подтверждения
Когда мы хотим вложить деньги в конкретный актив, мы ищем информацию, которая подтверждала бы правильность этого выбора. Мы не проводим скрупулезного исследования рынка, а просто убеждаем себя, что это хорошая идея.
Это совершенно неправильно. На самом деле нужно искать опровергающую информацию. То есть, например, я хочу купить акции. Давайте поищем причины, почему мне не стоит этого делать, а также оценим все риски и опасности. Когда мы выходим за рамки своих убеждений и пытаемся их опровергнуть — это более объективный и честный подход. И если при таком подходе мы говорим: «я не вижу убедительных причин не покупать это», то это будет более зрелое решение.
Опять же, это наша естественная установка — у нас есть склонность жить в своем маленьком мирке, где все хорошо и все наши убеждения подтверждаются. Мы потребляем контент, который сообщает нам, что мы умные, что мы правы, что мы все делаем хорошо. Но, поверьте, это далеко не лучший способ работать с информацией. Вы должны уметь приводить аргументы «за» и «против» относительно каждой инвестиции в своем портфеле. Если вы не можете этого — значит, вы недостаточно изучили вопрос (см. предыдущий пункт).
Конформность
Это тенденция согласовывать мысли, взгляды и действия с мнением большинства. И это тоже эволюционно закрепившееся свойство. В стае безопаснее. В одиночку в джунглях долго не протянешь — рано или поздно тебя кто-нибудь съест. Поэтому люди — социальные существа, которые умеют сотрудничать. У нас нет когтей и острых клыков, у нас нет брони. Мы очень уязвимы. Но если мы в племени, в стае, мы можем помогать друг другу выживать. Вот почему мы естественным образом склонны доверять другим. И это действительно принесло нам огромную пользу миллионы лет назад.
Но сегодня это оборачивается негативной стороной. Когда стая (другие инвесторы) начинают паниковать, резко продавая активы, труднее всего на свете пойти в противоположном направлении. Например, в ситуации, когда надо покупать дешево, а продавать (в долгосрочной перспективе) дорого. Но как это сделать, когда большинство ваших знакомых инвесторов продают? Ваше естественное чутье подсказывает вам, что нужно делать то же самое.
Неприятие потерь
Мы испытывают неудовольствие от потери в два раза сильнее, чем радость от полученной прибыли. И это еще одна установка «по умолчанию»: негативные реакции важнее позитивных, так как помогали выживать нам в опасной среде. Сегодня это проявляется в склонности больше обращать внимание на плохие новости и лучше запоминать их, нежели хорошие.
И это тоже подталкивает нас к неверным решениям. Например, если актив упал на 5%, нам хочется быстрее что-то предпринять, так как это плохая новость — нам кажется, если мы промедлим, то потеряем уже 10%. При этом надо понимать, что рынки падают на 5% два-три раза в год. И на 10% — примерно два раза каждые три года. Рынки вообще такие — они растут и падают. И если вы хотите получать прибыль в долгосрочной перспективе, вам придется пройти и через периоды падения — вряд ли удастся этого избежать.
Заякорить стоимость
На рынках часто бывает так, что кто-то покупает акции, а потом они резко падают. То есть, их цена становится ниже той, которую заплатил их владелец изначально. Я не могу сосчитать, сколько раз я слышал в таких ситуациях: «Пожалуйста, дайте мне возможность выйти в ноль — мне этого вполне достаточно».
Люди привязываются к изначальной цене актива. И это влияет на то, как они смотрят на его стоимость в дальнейшем. Мы зацикливаемся на цифрах и позволяем им влиять на нас. На самом же деле то, сколько вы изначально заплатили за акции, абсолютно не имеет значения для их будущей цены.
Вопрос, который вы должны себе задать: «Если бы у меня был свободный капитал для инвестиций, купил бы я акции по этой (нынешней, изменившейся) цене?».
Если ответ «нет», то неважно, сколько вы за них заплатили — просто продайте их.
Эффект недавнего
Это когнитивное искажение, при котором большее значение придают самой последней информации или опыту, игнорируя более старые, но релевантные данные. Иными словами, это склонность считать, что будущие события будут напоминать недавний опыт. Это тоже для нас естественно, так как мы существуем в настоящем моменте, живем здесь и сейчас — и то, что только что произошло, занимает наши мысли. Поэтому мы склонны больше уделять внимание тому, что происходит на рынке сегодня или на этой неделе. И не думаем о том, что будет через 10-20 лет. Такова природа человека.
Когда я спрашиваю конкретного инвестора, насколько он готов к риску, то, если рынок растет, я скорее всего получу такой ответ: «Да, я готов к риску. Я долгосрочный агрессивный инвестор».
Но если рынок падает, то ответ будет совсем другим: «Я немного консервативен. Я не люблю высокую волатильность».
Но и в первом, и во втором случае инвестор не раскрывает свою истинную сущность. Все потому, что мы склонны преувеличивать то, что только что произошло или произошло недавно. Нам нужно научиться думать на десятилетия вперед, а не на краткосрочную перспективу.
Как же все-таки правильно
Попробую описать несколько конкретных шагов, которые вы можете предпринять, чтобы не мешать вашим деньгам приумножаться.
Автоматизируйте процессы. Никаких эмоций. Просто делайте взносы каждый месяц — например, по $400 (или другую сумму — в зависимости от ваших возможностей). Если рынок растет — это здорово, значит, ваши вложения приносят больше прибыли. Если падает, это тоже хорошо, так как вы купите больше акций по низкой цене. В долгосрочной перспективе это означает, что вы покупаете акции вне зависимости от ситуации на рынке. Математика говорит нам, что это самый эффективный способ инвестировать.
Нобелевский лауреат Пол Самуэльсон сказал, что инвестирование должно быть скучным: это как наблюдать за высыханием краски или ростом травы. Если же вы хотите повеселиться — возьмите $800 или $1000 и отправляйтесь в казино. Но не играйте с вашим портфелем.
Ребалансируйте портфель. Допустим, у вас 70% акций и 30% облигаций в портфеле. Если на рынке начнется распродажа, мы советуем ребалансировать портфель: продайте немного подорожавших облигаций и купите немного подешевевших акций. Однако заниматься этим стоит, когда происходит сильная коррекция — падение на 20,30,40%. В большинстве случаев беспокоиться не стоит.
Диверсифицируйте. Мы все должны признать, что не знаем наверняка, какие активы, какие направления и в каких странах будут наиболее прибыльными в этом году. Предсказать это невозможно — каждый год это совершенно разные сегменты. Поэтому вместо того, чтобы метаться и гадать, инвестируйте в широкий диверсифицированный портфель. У вас будет понемногу всего. Это означает, что вы всегда вкладываете деньги в растущий сектор. Вы не спекулируете и не пытаетесь угадать.
Вместо того, чтобы искать иголку в стоге сена, просто купите весь стог.
Игнорируйте прогнозы. Сценарист Уильям Голдман очень едко отзывался о том, как плохо в Голливуде с прогнозами успеха фильмов. Почти все студии отказались от «Звездных войн», «Индиана Джонса» и «Назад в будущее». Но все эти фильмы в итоге стали блокбастерами — хотя большинство в Голливуде не верили в их успех.
Прогнозы — это когда эксперт-аналитик говорит: «Я считаю, этот класс активов будет стоить столько-то в такое-то время». Но когда мы оглядываемся назад на историю прогнозов, мы видим, что они очень часто не сбываются. Профессор Уортонской школы бизнеса Филип Тетлок провел исследование: изучил тысячи экспертных прогнозов и обнаружил, что они не лучше, чем предсказания обычных людей.
Просто вспомните последние несколько лет. В начале 2020 года никто не ожидал пандемии, которая остановит экономику. В начале 2022-го никто не ждал обвала фондового рынка, когда акции и облигации упали на десятки процентов. Это очень редкое явление, когда и акции, и облигации одновременно падают за один год — такого не случалось уже 40 лет. И этого не было ни в одном прогнозе.
И будущее тоже наполнено случайными событиями и непредвиденными обстоятельствами. Поэтому делать прогнозы на год вперед — это просто глупо. Если мы будем вкладывать деньги, основываясь на прогнозах, то скорее всего потерпим неудачу.