Карма, свобода и судьба – как они переплетаются?
Карму понимают как закон причин и следствий. Что посеешь, то и пожнёшь. Но так ли это? Если подбросить камень в небо, то он упадёт на землю, если посеять семена яблок, то вырастят яблони. Для этих случаев никто слово "карма" не использует, хотя тут есть причинно-следственные связи. Карму понимают ещё как метафизический закон воздаяния. Хорошие дела ведут к хорошим последствиям в этой или следующей жизни, а плохие дела – к плохим последствиям. Вроде всё понятно, но до тех пор, пока мы не столкнёмся с несправедливостью по отношению к невинному.
Представим себе как девушку изнасиловал маньяк. Почему так произошло? Девушка в прошлой жизни была мужиком, кого-то изнасиловала и теперь так получила по заслугам? Получается маньяк выполнил волю божью? Выбор маньяка – это выбор жертвы, которая уже заслужила преступление против себя? Или младенец умирает от болезни. Некоторые говорят, что если бы этот младенец вырос, то совершил бы множество страшных преступлений, и так высшие силы немного помогли человечеству. Почему же тогда от Гитлера и ему подобных Чикатил не уберегают эти высшие силы? Подобные рассуждения я слышал даже от достопочтенных лам. Если допустить такое понимание кармы, то получается у нас нет свободы. Если маньяк откажется от изнасилования, то найдется другой маньяк, который вернёт девушке её кармический долг. Но почему вообще одному хочется кого-то насиловать, а другому даже не приходит такая мысль в голову? У маньяка сломана психика из-за неадекватного воспитания? Нарушен гормональный фон из-за ошибок копирования в ДНК? Мы не судим грозу если молния кого-то убила. А если убийства происходят по таким же законам природы? Как проявляется наша свобода воли?
Как-то раз в древней Греции судили статую за то, что она упала на людей и кого-то прибила. В средневековье судили мышей за то, что поели запасы. Более того, один адвокат сделал себе карьеру за счёт того, что решился защищать этих мышей. Он утверждал, что суд неправильно уведомил мышей о предстоящем суде над ними, да и вообще, это крестьяне сами виноваты, ведь мышь тварь божья и имеет законное право на пропитание, которое найдёт, а если крестьянам что-то не нравится, то пусть предоставят мышам отдельную территорию для пропитания. Кажется, судить неодушевлённые предметы и животных бред? В те времена так не казалось, а может то, что сейчас кажется нормой в будущем тоже окажется бредом? Поймут ученые какие вещества в мозгу и социальные факторы толкают людей на преступления и будут выписывать лечение. Уже сейчас за преступления под аффектом и в следствии ярко выраженных психических заболеваний судят иначе. В будущем люди придумают как не допускать таких отклонений, так же как когда-то догадались старые статуи реставрировать или изначально делать так, чтобы не падало, и от вредительства мышей изобрели различные средства. Сделают каждому чип, который в реальном времени будет отслеживать состав крови (а ещё лучше состав мысли), а если будет отклонение, то отряд быстрого реагирования обезвредит преступника в момент мыслепреступления. И тогда никто не сможет грешить. Рай на Земле, и почему Бог сразу так не сделал? И где в этом раю будет карма? Где будет свобода?
Или свобода кроется в возможности вершить преступления? Зло – это источник свободы? Или свобода – это иллюзия из-за неосознанности своего влечения вершить преступление?
Мы живём в мире дуальности и у всего есть своя противоположность: у низкого есть высокое, у счастья страдание, у отрицательно заряженного электрона есть положительный двойник. Но если девушку насилует маньяк, и она в этом сама виновата из-за кармического долга в прошлой жизни, тогда у справедливости нет противоположности. Но чувство эстетики нам подсказывает, что логика "девушка сама виновата, что её изнасиловали" паршива – она из разряда "ходит тут в короткой юбке и провоцирует". В нашем мире могут страдать невиновные без каких-то кармических долгов, тогда у справедливости есть своя противоположность. Чтобы понять верна ли наша логика нужно обратится в мифологии. В мифе есть всё, если чего-то нет в мифе, значит этого нет в так называемой реальности. Дионис невинный бог был убит во младенчестве, а потом воскрес. Осирис тоже был убит несправедливо, так же как и Бальдр, так же как и Христос. Все невинно убиённые боги потом воскресли, все эти боги являются путём для человека к бессмертию. Египтянин, когда попадал в мир мёртвых отождествлял себя с Осирисом, чтобы победить смерть. В греческих мистериях человек должен был открыться безумию Диониса, чтобы обрести истинное бессмертие в мире мёртвых. Христианин должен следовать пути Христа, чтобы войти в Царство Небесное. Все эти боги ещё являются будущими царями мира после последней войны богов. Подробнее об этом моменте поговорим в другом месте, сейчас главное уяснить, что даже боги невинно страдают, а значит, и человек может невинно страдать. Невинный – значит беспричинный. Наличие зла и несправедливости – это главное доказательство свободы. Отсюда афоризм, что если люди ради безопасности отказываются от свободы, то они теряют сначала свободу, а потом безопасность. Вспоминаем слова Юнга, что зрелость человека проявляется в способности выдерживать напряжение между противоположностями. Зрелость общества проявляется так же.
Маньяк может совершить преступление против любого случайно подвернувшегося человека, который может быть невинен. Действия маньяка обусловлены причинно-следственными связями, но его выбор жертвы – это роковая случайность. Случайность с одной стороны это язык Бога, с другой – игра в кости. Эти две мысли стоит воспринимать одновременно. Возьмём к примеру такую болезнь как зависимость от алкоголя или наркотиков. Человек случайно по молодости лет увлёкся весёлым образом жизни, а других смыслов не увидел, и так его засосало. Самой эффективной программой лечения зависимости является "12 шагов", которая учит живой связи с Богом. Человек мог десятилетиями блуждать в страданиях своей зависимости и пудрить свой мозг суррогатами счастья в виде алкоголя и других веществ. Его страдания подталкивают его к Богу, и чем больше он сопротивляется, тем больше страдает. Но если человек начнёт сопротивляться причинно-следственным связям, которые его подтолкнули и удерживают в зависимости, то он обретёт свободу от зависимости для свободного служения Богу. Атман есть Брахман. Поэтому служение Богу есть одновременно служение себе. Когда человек познаёт свою истинную волю, то он видит, что это воля Бога. Другими словами, он раскрывает вселенское Дао внутри себя.
Свобода находится в зазоре между стимулом и реакцией. Между болью и нашим ответом на неё. Между влечением и поступком. Свобода воли – это не свобода от условий (от ДНК, воспитания, социальные давления, кармы), а свобода находить в этих условиях пространство для своего осознанного выбора.
Маньяк, которого в детстве били, несет на себе карму своего насилия. Его свобода в том, чтобы, осознав эту цепь, разорвать её, не передавать боль дальше, а переплавить её в себе. Если он этого не делает, он лишь винтик в колесе кармического механизма. Если он находит силы бороться, то он проявляет высшую форму свободы, побеждая саму карму. Карма – это инерция причин и следствий. Избавление от плохих поступков и накопление хороших не очищает карму, а просто немного улучшает её. По-хорошему человек должен очиститься полностью от кармы. Многие люди делают добрые дела в надежде получить какое-то добро взамен – это ещё грязный мотив, это ещё не вершение добра, это торговля с целью улучшения своего существования. Совершенная воля не устремлена ни к добру, ни ко злу, она не устремлена к результату, она наслаждается самим действием. Маньяк не наслаждается действием, он наслаждается результатом – он видит страх в глазах жертвы и в этом ощущает своё могущество, он ощущает себя богом над своей жертвой. Так его естественное стремление к Богу извращается до неузнаваемости и в противоестественное ощущение себя богом.
Результат деятельности не отбрасывается вообще, а отходит на второй план, а на первый выходит само действие. В игре в монополию мы наслаждаемся самим процессом, мы конечно попутно стараемся стать монополистом, но всё же больше кайфа получаем в процессе игры, нежели в финале, когда достигаем цели. Если проигрываем, то мы всё равно остаёмся удовлетворены. Если же человек очень хочет выиграть, то он не получает наслаждения от игры, он слишком озабочен тем, как выиграть. Это подобно тому, как во время секса слишком много думать о том, как я выгляжу, насколько я хорош/а в постели, удовлетворён ли партнёр. Кажется, что резонные вопросы, но все они направлены на укрепление своего ЧСВ. Оргазм от этих измышлений всегда будет смазанный. Если отдаться чистому чувству, то всё пройдёт естественно наилучшим образом. Но у большинства людей нарушен контакт с телом. Об этом мы вскоре тоже поговорим. Я почти закончил методичку по работе с телом и скоро выложу её в канале с практиками.
Вернёмся к игре. Мы играем в ГТА не чтобы стать самым крутым гангстером, или чтобы увидеть 999999999$ деняк на экране, или ради созерцания титров в конце. Нам нравится сам процесс. Главный критерий нахождения своей истинной воли – вы готовы делать это даже без подкрепления положительным результатом. Игра – это наш учитель, но мы забыли, как играть. Когда-то в детстве мы играли в магазин с листочками, теперь мы мастерски и виртуозно можем что-то купить в пятёрочке по акции. Нам нужно снова научиться играть. Игра – это не развлечение, это обучение. Возьмем плюшевую игрушку из детства. Для ребёнка плюшевая игрушка – это плюшевая "мама". Когда рядом нет настоящей мамы, то "плюшевая" даёт нежность и тепло и позволяет комфортно пережить одиночество. А ещё ребёнок начинает кормить свою игрушку и ухаживать за ней как за ребёнком, то есть ребёнок на себя переносит часть материнских функций и тем самым взрослеет и обретает первые навыки самостоятельности. Тут ещё нужно обратить внимание на одним момент – человек обретает зрелость благодаря уходу за другим. Это же продолжается и во взрослом состоянии. Если наше развитие направлено исключительно на себя, мы запутываемся в эгоцентризме, если на других, то выходим на новый уровень. Обретение просветления ради самого себя не даёт просветления, поэтому в различных учениях говорится, что нужно взрастить в себе мотивацию ради блага всех существ. Чем больше блага ты несёшь другим уже сейчас, тем эффективней твой путь. Только не навязывай свои блага людям, это сделает только хуже как людям, так и тебе.
Снова вернёмся к игре. Карма задаёт правила игры. Это доска, фигуры, базовые условия. Гравитация, социальные лифты, генетика, ментальные шаблоны – всё это часть игрового поля. Если мы воспринимаем карму как судью, который строго наказывает за каждый проступок, мы превращаем жизнь в экзамен, где главное не ошибиться. Но если видеть в ней правила, то жизнь становится игрой, где главное качество самой игры.
Почему Бог изначально не встроил в нас "чип", создав Рай без свободы? Потому что Он создал не тюрьму, а игровую вселенную. Представьте, что вы сели играть в шахматы, но ваш противник суперкомпьютер, который знает все ваши ходы наперёд. Это не игра, это иллюзия выбора, кино, где вы зритель своего поражения. Играть в такую игру бессмысленно. Богу, если он Творец, интересны не предопределённые марионетки, а свободные со-творцы, которые могут удивить Его своим ходом. Возможность зла — это не только источник свободы, а неизбежная плата за неё. Без возможности выбрать тьму, выбор света не имеет ни цены, ни смысла. Это цена за то, чтобы любовь, доброта и мужество были настоящими, а не запрограммированными. Поэтому точней сказать, что не зло является источником свобода, а из свободы проистекает зло и добро. Зло – это следование этой инерции, а добро – её преодоление.
Подытожим. Карма – это инерция причинно-следственных связей. Свобода – это способность распознать эту инерцию, взять паузу в зазоре между стимулом и реакцией, и выбрать иной путь. Наша задача – изучить инерцию своего "персонажа", и начать делать такие ходы, которые превращают тяжёлую, кармическую партию в увлекательное, творческое и свободное путешествие-игру без привязанности к плодам своей игры. Так мы очищаем свою карму, творим истинное добро и раскрываем свою судьбу. Где даже страдание может стать интересным вызовом, а невинные муки – не "наказанием", а частью вселенской драмы, ведущей, как в мифах, к воскресению и бессмертию. Через тернии к звёздам.
Источник https://t.me/daomiao