Забастовка курьеров Delivery Club. Заказная кампания или нет?
Агентство Digital Guru заинтересовалось громким конфликтом вокруг курьеров логистического подрядчика Delivery Club, которым не выплатили заработную плату, и решило провести исследование на тему того, как это событие освещалось в социальных сетях. С помощью системы мониторинга Brand Analytics было собрано 40 072 упоминаний сервиса в социальных медиа за период с 9 июня по 9 июля 2020 года.
Общая динамика/основные инфоповоды
За указанный период было три всплеска числа упоминаний, связанных с разными инфоповодами.
Тема долга по заработной плате вызвала наибольший интерес аудитории. По числу упоминаний и вовлеченности она оказалась заметнее ситуации с захватом отделения Альфа-Банка, совершенным мужчиной якобы в униформе Delivery Club (в дальнейшем оказалось, что это не так). Эта новость была одной из самых популярных в российских СМИ в выходные 23 - 24 мая, по ней мы обнаружили в социальных сетях 2 684 упоминаний с вовлеченностью 158 285 контактов.
Рассмотрим отдельно сегмент курьеров-видеоблогеров. С 9 июня по 9 июля было зафиксировано 12 видеороликов, сделанных работающими в различных службах доставки.
Большинство этих роликов имели нейтральную тональность, один ролик имел положительную тональность – автор видео позитивно высказывался о условиях работы в доставке.
Проведенный анализ показывает, что за период 9 июня - 9 июля 2020 г. всплеска обсуждения условий работы среди самих курьеров не наблюдалось. А значит, можно говорить о том, что тема протестов и забастовок с большой вероятностью не вызвала у них широкого отклика.
Источники публикаций
Вместо них тему развивали политические силы левого толка. Так, 22 июня в 18:40 в сообществе «Левый Блок» появился пост о создании профсоюзной организации, а затем появилась страница Профсоюза «Курьер» в социальной сети Instagram (первый пост в этой группе появился 23 июня), 24 июня появилась группа в Вконтакте, 2 июля появился telegram-канал.
Примечательно, что аккаунт профсоюза в Instagram называется golos.rodiny. По всей видимости это название взято в честь газеты «Голос Родины»:
На странице профсоюза в группе Вконтакте одним из администраторов указан активист левого движения Кирилл Украинцев.
Что примечательно, в единственной группе в его интересах на странице Вконтакте, связанной с темой курьеров, контент не публиковался с конца 2019 года.
Сам профсоюз был организован активистами левого блока и youtube-каналом «Вестник Бури Originals» (Кирилл Украинцев).
Анализ контента страницы https://vk.com/kirill_vestnlk показал, что до конца июня 2020 года, когда был организован профсоюз, Кирилл не был замечен в каких-либо связях с курьерами, а в основном публиковал контент коммунистической тематики.
Именно с аккаунтов, связанных с данными организациями, начались первые репосты в поддержку акции курьеров в начале июля.
Первое упоминание, что курьерам должны деньги с мая появилось 3 июля на странице аккаунта Профсоюза.
В дальнейшем по мере роста таких материалов тему «подхватили» уже СМИ и нейтральные ресурсы и telegram-каналы. Интересно, что к теме подключился и Алексей Навальный:
Профсоюзом «Курьер» и его «союзниками» были запущены хештеги #курьерынерабы и #деливерихлам .
За неделю охват потенциальной аудитории таких хештегов составил более 5 млн. Сначала публикации с ними активно распространяли коммунистические и марксисткие паблики.
Затем к ним присоединились некоторые блогеры с призывом бойкотировать Деливери Клаб.
Атака на приложения
4 июля вышел первый пост с призывом поставить негативный отзыв приложению Delivery Club в сторах от активистки левого движения:
В результате объем «единиц» в сторах у приложения резко увеличился.
Реакция компании в социальных сетях
Сервис довольно быстро начал отвечать на подобные отзывы стандартными ответами, описывающими ситуацию:
При этом такие ответы от лица бренда массово были зафиксированы в сторах и на других площадках, например, в социальной сети Facebook:
Реакция компании могла бы быть немного более оперативной. Это снизило бы объем и скорость распространения негатива.
Отметим, что и такие ответы достигали результата:
На странице https://maysuryan.livejournal.com/1123927.html в комментариях к посту сервис разместил ответ:
После этого автор блога разместил новый пост:
Выводы
Можно говорить о том, что получивший широкий резонанс в онлайн-СМИ и социальных сетях конфликт вызвал немного обсуждений непосредственно у курьерского сообщества. При этом активное участие в раскручивании темы принимали политические организации левого толка, которые в итоге получили PR и рост узнаваемости.
Анализ упоминаний по теме показал, что наличие у политических сил собственных интернет-ресурсов (в данном случае групп в социальных сетях и youtube-каналах) оказалось достаточно для создания инфоповода, который бы освещался в выгодном им свете.
При этом, по нашему мнению, более быстрая реакция самого Delivery Club на появляющуюся повестку в социальных медиа могла бы сократить количество негативных публикаций о компании.