Биографический опросник (BIV)

Биографический опросник (BIV)

О тесте

Биографический опросник (BIV – Biographisches Inventar zur Diagnose von Verhaltenstorungen) используется для изучения некоторых аспектов биографии, окружающей среды и личности испытуемых.

Методика описывает испытуемых посредством свойств личности, сформированных социальной средой, ситуацией и биографией, раскрывает влияние семейной ситуации на жизненный путь. Она позволяет получить стандартизированную информацию о биографии, о ситуации окружающей среды и актуальном психическом состоянии, что является важной предпосылкой для социально-психологической адаптации личности. Опросник относится к самооценочным методикам, в нем содержится субъективная информация о семейной ситуации и поведении в социальной среде. Важно, что результаты этой методики могут говорить о некоторых нарушениях адаптации и поведения в социальной среде. Диспозиции нарушения социального поведения, по мнению авторов, развиваются на ранних этапах социализации в связи с семейным окружением и воспитанием родителей или заменяющих их лиц. В результате стереотипы отклоняющегося поведения могут быть закреплены и проявляться в повседневном поведении. Численное измерение этих стереотипов осуществляется при помощи шкал опросника «Семейная ситуация» и «Воспитание» – они являются собственно биографическими шкалами.

Об авторах и история создания теста

Опросник — разработка авторов Bottscher, Jager, Lischer 1976 года.

Методика адаптирована В. А. Чикер в 1991 году.

Как подсчитываются результаты

Опросник состоит из 8 шкал:

  1. Семейная ситуация – субъективное описание семейной ситуации в детстве и юности, взаимодействия с родителями, отношения семьи к окружающим;
  2. Сила Я — самоуверенность, способность добиться своего;
  3. Социальное положение – влияние факторов внешней среды, вызывающих выраженное напряжение в личных и социальных ситуациях;
  4. Стиль воспитания — воспитательное воздействие родителей или замещающих их лиц;
  5. Нейротизм — эмоциональная лабильность;
  6. Социальная активность — контактность;
  7. Психофизическая конструкция – предрасположенность к соматическим нарушениям, склонность реагировать соматически на стрессовые нагрузки;
  8. Экстраверсия.

Результаты ответов на 97 вопросов обрабатываются с помощью ключа. Совпадение ответа обследуемого с «ключом» оценивается в 1 балл, несовпадение – 0 баллов. Затем все совпадения суммируются. При обработки необходимо учитывать, что «ключ» по первым семи шкалам ориентирован негативно, т.е. высокие «сырые» оценки означают наличие соответствующей проблемы. В шкале «Экстраверсия» высокие оценки соответствуют экстравертированному поведению.

Интерпретация результатов

Шкала 1 – Семейная ситуация

  • Высокие оценки (8-10 стенов) – Неудовлетворительные взаимоотношения с родителями, неадекватное отношение семьи к окружающему миру, недостаточное влияние со стороны семьи в детстве и юности.
  • Низкие оценки (1–3 стена) – Хорошее взаимодействие между родителями. Позитивное отношение семьи к окружающему миру, благоприятное влияние со стороны семьи в детстве и юности.

Шкала 2 – Сила «Я»

  • Высокие оценки (8-10 стенов) – Недостаточная сила «Я», низкая уверенность в себе, низкая способность добиваться своего.
  • Низкие оценки (1–3 стена) – Выраженная сила «Я», самоуверенность, способность добиваться своего.

Шкала 3– Социальное положение (SOZLAG)

  1. Высокие оценки (8-10 стенов) – Частое выражение напряжения в личных и социальных ситуациях. Трудности социальной адаптации.
  2. Низкие оценки (1–3 стена) – Незначительное ситуационное напряжение в межличностном и социальном взаимодействии, хорошая социальная адаптированность.

Шкала 4. – Воспитание (стиль)

  • Высокие оценки (8-10 стенов) – Негативно воздействующее воспитательное поведение родителей или замещающих их лиц, неврозогенный стиль воспитания, отрицательный характер взаимодействия между родителями либо замещавшими их лицами.
  • Низкие оценки (1–3 стена) – Благоприятное, способствующее дальнейшему развитию воспитательное поведение родителей. Хорошее взаимодействие между родителями.

Шкала 5 – Нейротизм

  • Высокие оценки (8-10 стенов) – Эмоциональная лабильность, сильные эмоциональные реакции, общая психическая неустойчивость, чувствительность, тревожность.
  • Низкие оценки (1–3 стена) – Психическое здоровье, нормальные эмоциональные реакции, эмоциональная уравновешенность.

Шкала 6 – Социальная активность

  • Высокие оценки (8-10 стенов) – Неспособность устанавливать и поддерживать социальные контакты, проблемы раскрытия себя.
  • Низкие оценки (1–3 стена) – Хорошая способность устанавливать и поддерживать контакты, отсутствие робости в раскрытии себя другим.

Шкала 7 – Психофизическая конституция

  • Высокие оценки (8-10 стенов) – Выраженная склонность к соматическим нарушениям, низкая устойчивость к стрессовым нагрузкам, психическая лабильность.
  • Низкие оценки (1–3 стена) – Психическое здоровье, отсутствие предрасположенности реагировать на стрессовые нагрузки.

Шкала 8 – Экстраверсия

  • Высокие оценки (8-10 стенов) – Социальная активность, общительность, импульсивность.
  • Низкие оценки (1–3 стена) – Невысокая социальная активность, уединенный образ жизни, неспособность к спонтанному реагированию.

Интегральные (вторичные) показатели получены на основании содержательных и статистических процедур, которые могут быть обозначены следующим образом:

  • синдром семейного дефицита – определяется содержанием шкал «семейная ситуация» и «воспитание (стиль)»;
  • синдром экстраверсии – определяется содержанием шкал содержанием шкал «Социальная активность» и «экстраверсия»;
  • неуверенность в себе, слабость «Я» – определяется содержанием шкал «сила «Я» , «социальная активность» и «социальное положение»;
  • актуальное напряжение в профессиональной и личной сферах – определяется содержанием шкал «социальная активность», «психофизическая конституция» и «воспитание (стиль)»;
  • синдром невроза – содержание определяется утверждениями шкал «нейротизм», «психофизическая конституция», «сила «Я».

Где пройти тест

Пройти Биографический опросник (BIV) можно на нашем портале диагностики через психологические тесты «Mindow».

Результаты тестов без интерпретации специалистов не следует воспринимать слишком серьезно. При возникновении сомнений, подозрений, дискомфорта настоятельно рекомендуем обратиться к профессиональному психологу.

Список литературы

  1. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2006
Начать дискуссию