Как написать идеальный диалог: 10 основных правил
Когда вы начинаете писать сценарии (или комедийные скетчи, или пьесу, или… графические романы?), одна из самых сложных задач — это создание идеального диалога. Не тушуйтесь! Во-первых, вы не одиноки. Диалоги могут быть сложными даже для самых опытных сценаристов. Во-вторых, сегодня я поделюсь с вами десятью хитростями, чтобы диалоги у вас выходили лучшими в мире.
1. Вырежьте приветствия, прощания и имена персонажей.
Пропускайте фразу «Привет, как дела?», если только это не важно для сцены. А если ваши персонажи уже встречались, им, вероятно, не придётся обращаться друг к другу по имени. Прелесть написания сценария в том, что можно начинать сцены на середине повествования или в момент конфликта. Это не только создаёт динамичный темп и запоминающиеся сцены, но и вовлекает зрителя.
2. Никаких полных предложений!
Люди редко говорят полными, идеальными предложениями. Позвольте персонажам перебивать друг друга или замолчать. Это создаёт энергию и реализм. Темп — это всё. Всё дело в темпе. В написании сценария грамматика может как мешать, так и помогать — используйте пунктуацию и фрагменты предложений себе на пользу (иначе эти же инструменты могут всё испортить!).
3. Дайте каждому персонажу «словесный отпечаток пальца».
Подумайте: лексика, ритм, сленг или даже любимые слова-паразиты. Если бы вы закрыли имена всех персонажей, смогли бы вы понять, кто говорит? У каждого персонажа свой особый стиль речи. И каждая реплика рассказывает вам что-то о персонаже или сюжете — это вопрос эффективности сценария.
4. Избегайте резких высказываний.
Люди редко говорят прямо то, что имеют в виду. Позвольте вашим персонажам уклоняться от прямого ответа, намекать или противоречить самим себе. В длинных сценариях подтекст — секретное оружие: аудитория, читающая между строк, — это вовлечённая аудитория. С вовлечённой аудиторией каждый маленький поворот сюжета или шутка воспринимаются сложнее. Прямые диалоги скучны; дайте вашим персонажам многослойность, где юмор или драма выполнят основную часть работы.
5. Срежьте лишнее.
Если строка не раскрывает персонажа, не двигает сцену вперёд или не вызывает эмоцию — вырежьте её. Каждое слово имеет значение. Каждая строка имеет значение. Каждая капля чернил на странице имеет значение. В комедии или драме эффективность = ударность. Более короткие строки читаются быстрее, цепляют сильнее и оставляют место для акцентов, пауз и реакций. Меньше почти всегда значит больше, особенно на странице. Сценарии ВСЕГДА ориентированы на эффективность. Если вы можете найти и вырезать ненужные слова, строки и моменты… НИЧТО ВАМ НЕ ПОМОЖЕТ!
6. Используйте динамичные моменты, чтобы разбавить повествование.
Помните, что я говорил о темпе? Длинные непрерывные диалоги могут напоминать игру в пинг-понг. В коротких эпизодах это здорово. Но как только они начинают казаться рутинными или скучными, у вас появляются проблемы. Разбавляйте повествование физическими действиями: глотками кофе, косыми взглядами, поцелуями, вырезанием купонов, убийством кого-то, да чем угодно! Такое действие не только дает актёрам занятие, но и добавляют ритм, напряжение и тонкий юмор, сохраняя при этом визуальную динамику сцены.
7. Произнесите это вслух.
Это самый быстрый способ заметить неловкие реплики. Диалог, который выглядит хорошо на бумаге, может буксовать при озвучке. Прочитайте написанное вслух сами или попросите кого-нибудь прорепетировать его вместе с вами. Вы услышите, где темп замедляется, шутки не попадают в цель, а персонажи начинают звучать монотонно. Я часто подхожу к написанию сцен как к импровизации (но мне приходится играть всех персонажей). Это означает, что я проговариваю реплики (и контролирую их!) по ходу текста, и это помогает мне не застревать в громоздких, переполненных предложениями диалоге.
8. Находите тишину.
Иногда то, что персонаж не говорит, может быть важнее, чем то, что он говорит. Пауза, односложный ответ или отказ от ответа могут нести не меньшую эмоциональную нагрузку. Используйте тишину стратегически — это драматическая пунктуация, которая даёт зрителю пространство для эмоций.
9. Позвольте персонажам неправильно расслышать или понять.
Реальные разговоры полны беспорядка. Чтобы ваши диалоги в сценарии звучали более естественно, позвольте персонажам спотыкаться, неверно истолковывать намерения и затем поправляться. Недопонимание — это не ошибка, а естественное человеческое явление. Оно может добавить юмора, напряжения и непредсказуемости. Только не путайте недопонимание персонажей с недопониманием зрителей. Мы обычно стараемся не вводить зрителей в заблуждение намеренно (а если вы это делаете, у вас должна быть очень веская причина).
10. Сохраняйте и наращивайте напряжение.
Даже непринуждённые разговоры страдают от невысказанной динамики: борьбы за власть, тайных увлечений, ревности или раздражения. Если каждая реплика нейтральна или слишком похожа на предыдущую, сцена умирает. Пусть напряжение дышит, клокочет и просачивается наружу, и зрители тоже будут дышать, клокотать и просачиваться наружу… Или хотя бы смеяться, а потом хлопать, когда пойдут титры.