Бренд в Китае: защитить нельзя скопировать. Где поставите запятую вы?

Бренд в Китае: защитить нельзя скопировать. Где поставите запятую вы?

Китай – страна невероятных возможностей и наш стратегический партнер. Объем торговли между Россией и Китаем к концу 2024 года достиг исторического максимума в 245 млрд долларов. Российский экспорт составил впечатляющие 129 млрд долларов.

У вас есть все шансы занять свое место на самом динамичном рынке мира. Первый шаг на пути к успеху – надежная правовая охрана вашего бренда.

Есть ли жизнь без товарного знака: 5 рисков, которые уничтожат ваш бизнес в Китае

  1. Первый риск – неизвестность. Без товарного знака у вас нет имени. А без имени вас не запомнят. В Китае, где конкуренция невероятно высока, товарный знак – это не опция, а ваш единственный шанс запомниться потребителям.
  1. Второй риск – сквоттеры. Это «брендовые рейдеры», которые зарабатывают на регистрации чужих брендов. Они действуют быстро и безжалостно.

Реальный пример: Xiaomi v. Chen Xiong

В июле 2017 году Xiaomi выпустила новый продукт – умную колонку «小爱同学» (Xiao Ai Tong Xue). Всего лишь через месяц предприниматель Chen Xiong, который не имел никакого отношения к Xiaomi, подал заявку на регистрацию товарного знака «小爱同学».

После регистрации Chen Xiong начал выпускать собственную продукцию под этим брендом и попытался запретить его использование Xiaomi.

Китайский электронный гигант обратился в суд и выиграл дело в конце 2023 года (действия Chen Xiong были признаны недобросовестной конкуренцией), но факт остается фактом – Xiaomi не могла полностью контролировать использование своего бренда в течение 6 предшествующих лет.

Третий риск – потеря репутации. Если ваш бренд использует конкурент, вы не сможете ему помешать, если у вас нет товарного знака. А если его товар окажется некачественным, убытки от подорванной репутации могут быть катастрофическими.

Четвертый риск – таможенные барьеры. Если у вас нет товарного знака, вы не сможете пресечь импорт контрафакта. Более того, конкурент может зарегистрировать ваш бренд на себя и внести его в таможенный реестр Китая. В этом случае уже ваш товар будет считаться контрафактным и вы не сможете ввезти его в страну.

Пятый риск – нарушение чужих прав. Вы можете не знать, что в Китае уже зарегистрирован сходный товарный знак. Цена такой ошибки – компенсация за нарушение чужих прав, размер которой может быть внушительным.

Пример: дело «Siemens».

Производитель стиральных машин использовал товарный знак «Siemens» без разрешения правообладателя. Суд обязал его выплатить компенсацию в размере 100 млн юаней (около 1,2 млрд рублей).

В Китае вы не просто регистрируете свой бренд – вы создаете новый

В Поднебесной недостаточно зарегистрировать свой бренд в том виде, в котором вы его уже используете (на английском и/или русском языке). Бренд нужно адаптировать для китайского потребителя.

Способы адаптации вашего бренда для китайского рынка:

  • фонетический способ (сохраняем звучание): Tesla → 特斯拉 (tè sī lā)
  • семантический способ (сохраняем смысл): Apple → 苹果 (píng guǒ) («яблоко»)
  • смешанный способ (идеальный вариант): Coca-Cola → 可口可乐 (kě kǒu kě lè) («вкус, дарящий радость»).

«Алёнка» – пример успешной охраны бренда в Китае. Правообладатель защитил все: изображение девочки, а также имя «Алёнка» на трех языках – русском, английском («Alionka») и китайском («爱莲巧»). Мы рекомендуем поступать аналогично: регистрируйте ваш бренд в кириллице, латинице и в китайском варианте, чтобы обеспечить полноценную охрану.

Выбор за вами: два пути регистрации товарного знака в Китае

  • Национальная регистрация
  • Подача заявки напрямую в Китайское ведомство
  • Учет местных особенностей регистрации
  • Срок: 8-10 месяцев
  • Стоимость (услуги поверенного и пошлины): от 2 470 юаней (~40 000 руб.) за 1 класс
  • Международная регистрация (через Мадридскую систему)
  • Подача заявки в ВОИС через Роспатент (требуется базовая заявка/знак в РФ)
  • В заявке можно указать несколько стран
  • Сложно учесть китайскую специфику регистрации
  • Срок: 6-18 месяцев
  • Пошлины: от 753 швейц. франков (~80 000 руб.)

Выбор конкретного способа зависит от ваших задач, но по общему правилу мы рекомендуем национальную регистрацию товарного знака в Китае, так как она позволяет учесть особенности местной процедуры.

Не позволяйте случайным обстоятельствам поставить запятую в вашей истории успеха. Готовы начать? Обращайтесь к нам, и мы поможем вам надежно зарегистрировать ваш товарный знак в Китае и по всему миру.
☎+7 913 006 04 34
📲@intelight

Начать дискуссию